Книга пророка Исайи, Глава 28, стихи 14-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 28, стихи 14-22

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".

16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.

17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.

20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.

22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Возможно ли договориться со смертью? Да, вопрос этот звучит абсурдно. Но, с одной стороны, пророк Исайи пишет о таком договоре — «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор», с другой — а что по своей сути представляют собой наши старательные попытки всеми возможными способами продлить себе жизнь? Исайя писал эти слова применительно к Ассирии: она — смерть для иудеев, но находились те, кто пытался договориться, кто через использование лжи и потери самих себя делал все для того, чтобы отсрочить смерть или вовсе ее избежать. Именно к этим людям и обращает свое слово пророк, именно они должны были услышать его странную и немного нелепую метафору. Нелепость слов Исайи должна была показать нелепость действий политиков. Но пророк не был бы таковым, если бы он вслед за этим не предложил альтернативную программу действий, или, как мы сегодня говорим, не озвучил бы положительную повестку.

Для Исайи очевидно, что все попытки договориться с Ассирией — ложь и обман. Это заведомо тупиковый путь, соответственно, альтернатива лежит в плоскости отказа от них, она в том, чтобы в основу жизни полагать не изворотливый человеческий ум и дипломатические таланты, а правду Божию, тот закон, который Бог дал своему народу. В основе же закона милость, именно она — тот самый краеугольный камень, о котором говорит пророк: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».

Конечно, слова пророка можно распространить на абсолютно любую жизненную ситуацию. Не постыдится тот, кто не пытается обмануть самого себя и Бога, ведь это ничто иное как абсолютное безумная попытка договориться со смертью, не постыдится тот, кто в основании своих действий кладет правду и милосердие. Такому человеку нечего бояться, то, что он строит, не рухнет, а его надежда не будет посрамлена.

Мы все это прекрасно знаем. Я прекрасно понимаю, что мое повторение прописных истин вряд ли способно принести что-то новое. Знал это и пророк Исайя. В начале 28-й главы, часть которой мы услышали, есть слова, которые не вошли в сегодняшний отрывок, но это очень важные слова, и я позволю себе их процитировать: "«кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:9–10). В оригинальном еврейском тексте здесь используется очень любопытная игра слов, которая призвана изобразить поведение неразумных младенцев, которым не интересно что-либо серьезное, которые устало вздыхают, когда слышат очередное нравоучение и жаждут его скорейшего окончания с тем, чтобы вернуться к своим забавам. Именно так пророк изобразил своих слушателей, тех людей, которые все знают и все понимают, но при этом не хотят что-либо делать для исправления своей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!