Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26

20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 1-6

01 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

02 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

03 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

04 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

05 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

06 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притч. XIII, 20 - XIV, 6. В том отрывке, который мы только что услышали, премудрый Соломон обращается важной на все времена теме — теме воспитания ребенка. Сразу следует сказать, что его педагогические представления несовместимы с идеей так называемого свободного воспитания. Согласно этой идее, родители не ограничивают своих отпрысков в их поведении и поощряют любое проявление их буйной природы. Именно так, по их мнению, можно раскрыть потенциал ребенка и воспитать свободную, разносторонне развитую личность. Например, четырехлетний Вовочка в гостях лупит по клавишам хозяйского пианино молотком, а родители вместо того, чтобы остановить его, стоят и умиляются, дескать смотрите, разве не удивительно то, как Вовочка раскрывает себя!

Что говорить, очевидно, что во всех этих менее и более вопиющих случаях мы имеем дело не со свободой, а с банальной вседозволенностью ребенка и глупостью родителей. Ведь такая распущенность их детища обернется в будущем трагедией как для окружающих, так и для него самого. Замечательно об этом писал известный французский просветитель Жан Жак Руссо. Человек, который всю жизнь отстаивал идеалы свободы и равенства, предостерегает от их неразумного применения к воспитанию детей. «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа… Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите? Как представить, чтобы ребенок, обуреваемый таким образом гневом и пожираемый самыми раздражающими страстями, мог быть когда-нибудь счастлив? Какое уж тут счастье! Он одновременно и деспот, и в то же время самый низкий из рабов, самая жалкая из тварей».

Вот и для Соломона воспитание должно быть направленным процессом, иметь жесткий вектор. Не случайно он говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Речь не идет о том, что к ребенку необходимо во что бы то ни стало применять насилие. Еврейское слово, которое перевели на русский как «розги» можно перевести как «жезл». Жезл — символ власти, которой обладает родитель и которую он обязан применять в отношении своего чада, чтобы тот не распустился. Умело направлять его неокрепшую волю в нужное русло. Целью этого процесса является передача ребенку опыта Божественной мудрости, которой должен обладать, по мысли Соломона, и сам родитель.

Лишь воспитание, которое ограничивает детскую вседозволенность, имеет своим фундаментом родительскую любовь и Божественную мудрость, способно полноценно раскрыть личностный потенциал и привести ребенка к подлинной свободе.