Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26, Глава 14, стихи 1-6. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26

20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 1-6

01 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

02 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

03 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

04 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

05 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

06 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Один из стихов сегодняшнего чтения может вызвать оторопь: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Смотрим церковнославянский текст: «Иже щадит жезл (свой), ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно». Ничего себе! В русском-то хоть «розги», а тут — вообще — жезл! Это же целая дубинка! Какая немыслимая жестокость по отношению к детям, не было на них ювенальной юстиции!..

Однако — не будем торопиться с выводами. Уже из сравнения переводов ясно, что «розги» или «жезл» — а точнее, исходное еврейское «шевет» — всё это —символ власти. Но есть ещё одна деталь: буквально «шевет» — это ветка, и в прямом, и в переносном смысле. Но — внимание! — для обозначения усохшей ветки, обращённой вниз, в еврейском языке используется другое слово — «матэ». А «шевет» — это именно живая ветвь, которая растёт и тянется к свету!

Смотрите, насколько иначе прозвучит этот же стих в ещё одном варианте перевода: «Кто жалеет свой посох, тот ненавидит своего сына, а любящий заботливо наставляет». Но что же тогда означает фраза «жалеть свой посох»? Явно, здесь речь идёт вовсе не о физических наказаниях!

Одной из опасных ловушек для родителей является умаление родительского духовного авторитета из чувства вины перед ребёнком. Эдакое «снисхождение» к немощи ещё не взрослого человечка. Имея перед собой существо, как нам кажется, тонкое, уязвимое, неустойчивое и ранимое, мы остерегаемся причинить ему не то, что боль, даже минимальный дискомфорт. Это и есть то самое «жаление жезла», о котором говорит Соломон как о нелюбви. Отец «самоупразднился» от решения больного вопроса — и предпочёл пустить всё на самотёк — это и будет практическим отказом от использования родительского авторитета.

Но стоит вдуматься ещё глубже: никакая ветвь сама по себе расти не может — она всегда связана со стволом дерева! Другими словами, никакой родительский авторитет не будет «работающим», если за ним не будет Божественной правды и укоренённости в самом главном стволе и источники всякой истины — Боге! Только реальная, действительная связь с Отцом Небесным даёт нам, отцам и матерям, право что бы то ни было утверждать и требовать от наших детей!

Смотрите, как замечательно блаженный Августин подводит итог размышлениям над этим стихом: «Дайте же мне того, кто с твёрдой верой, чистым умом скажет, со всеми силами своей души: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божье! (Пс. 41:3). Такой человек не нуждается ни в земных наказаниях, ни в государственных законах; его не страшит преисподняя, поскольку благо, коего он желает более всего, — это быть в единстве с Богом, а лишение этого высшего счастья и промедление наслаждения им — самые большие муки, которых он боится».

Вот что означает казавшаяся совершенно некорректной фраза о «жалении розг» для ребёнка — не ремень надо лихорадочно искать, а серьёзно задуматься — где мы сами оказались неспособны донести до сердца ребёнка, коль сладка и желанна для нас самих Высшая Правда Божия!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!