С тех пор как зимой 2013-го года я начал знакомиться с творческой судьбой и наследием художника, книжного дизайнера, оригинального мыслителя-эссеиста и талантливого стихотворца – Евгения Клодта, – имя его всё чаще обнаруживает себя рядом с любимыми и привычными явлениями духа и культуры. Вот и на компакт-диске, посвященном святителю Луке (Войно-Ясенецкому) вдруг читаю: «художник Евгений Клодт». И об иконе святителя на обложке – «иконописец Ольга Клодт».
…Она, Ольга Клодт-Володина, и подарила мне книгу памяти Евгения Георгиевича, где я увидел фотографию их семейной пары на лондонской телезаписи бесед митрополита Антония Сурожского в 1995-м году (факт этих записей – заслуга Клодтов), где узнал я об их трудном и счастливом пути к вере и к церкви… Где прочитал яркие эссе и стихи Клодта – и знакомые, и неизвестные.
Я делаю вдох,
Как всегда, ненароком,
Я просто дышу,
Но при этом со вдохом
Приходят любовь, тишина и покой,
Как будто бы воздух земли городской
Нездешним стал, с дальних пределов,
О коих сказать невозможно.
Дыханье слегка задержав, осторожно,
Почти незаметно, чуть-чуть, понемногу
Я выдохну, тихо сказав: «Слава Богу!»
Евгений Клодт, из цикла «Личное», 2003-й год
Славного представителя династии Клодтов не стало в 2012-м. К публичности своих стихов он относился со смущением, но однажды решился и на издание. Поэт Надежда Кондакова проницательно заметила во вступлении: «Дисгармоничность мира он, как всякий верующий человек воспринимает болезненно. Иные художники – особенно часто в 20-м, щедром на дисгармонию веке – вокруг этого “объекта” выращивают свой талант и выстраивают свой мир. [А] он попросту не замечает, “игнорирует” дисгармонию, в лучшем случае – замечает с легкой иронией, очевидно и целиком полагаясь на Божественную Благодать».
Стою на молитве у озера.
На ногах
Лыжи,
Впереди
Солнце
Опускается ниже
Леса берега дальнего,
Золотя твердь.
Что-то стало печально мне
Почему?
Ответь.
Красота закатная
По моим годам.
У страны «Когда-то»
И страны «Всегда»
Тонкая граница.
За твоим плечом
Серафим с мечом.
Продолжай молиться.
Евгений Клодт, из цикла «Время», 2008-й год
Свои последние жизненные испытания заболевший художник принял смиренно, положившись на волю Божью. Однажды в клинике, ожидая священника, он уговорил исповедаться и причаститься своего соседа по палате, принимавшего участие в жёстких операциях против наркоторговцев на пограничных тропах. «Знаешь, – сказал Евгений Георгиевич своему другу Андрею Круглову, который пришел его навестить, – ради этого одного мне стоило попасть в больницу».
Товарищ Клодта свидетельствовал: «Силы тела уходили от него, а силы духа росли…»
И силы эти – продолжу я дерзновенно – возможно, прорастут в ком-то из нас, – через светлое творчество Евгения Георгиевича. Послужат утешением и примером.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер