Евгений Викторович Вучетич — автор ряда знаковых памятников. Свою творческую жизнь Вучетич посвятил теме победы над фашизмом, отражая в своих работах дух русского народа-победителя, его силу и мужество, ведь он сам был солдатом и принимал участие в боях Великой Отечественной войны.
Талант Евгения Вучетича начал раскрываться еще в раннем детстве: домашние удивлялись — куда так быстро пропадает мыло из ванной? Оказалось, шестилетний Женя вырезал фигурки и тщательно прятал их в своем тайнике под кроватью. После обнаружения тайника, вместо того чтобы наказать сына, мать отвела его в художественную школу, за что Евгений Викторович был благодарен ей всю жизнь.
Какой монумент стал главным творением Евгения Викторовича и что стало вдохновением для его создания?

В палате военного госпиталя на койке возле окна молодой солдат открыл глаза. Он не знал, сколько времени пролежал без сознания. Как попал в госпиталь, помнил смутно. С трудом попытался приподняться. Пожилая сиделка заметила, подошла. Сказала тихим шёпотом: «Лежи, лежи, миленький! Контузило тебя». Солдата звали Евгений Вучетич. В мирной жизни он был скульптором.
Великая Отечественная война оставила в душе советского монументалиста Евгения Викторовича Вучетича глубокий след. Победа над фашизмом стала главной темой его творчества. В самых известных своих работах скульптор пронзительно и мощно отразил дух русского народа-победителя, его силу и мужество. Всё это он сам видел на войне. В 1942-м стрелковый батальон, которым командовал майор Вучетич, вырывался из окружения под Великим Новгородом. Это был тяжелейший прорыв, который войдёт в историю как сражение у Мясного Бора. Под шквальным огнём врага Евгений сумел вывести своих ребят. Но сам был тяжело ранен. До конца жизни Евгений Викторович испытывал последствия контузии. Он сильно заикался, а порой речь и вовсе давалась ему с трудом. Из-за этого не любил много говорить. Предпочитал работать, кропотливо запечатлевать в камне историю для нынешних и будущих поколений. Чтобы люди никогда её не забывали.
Первые задатки будущего таланта проявились у Вучетича ещё в раннем детстве. Шестилетний мальчуган любил вырезать фигурки... из мыла. Плоды своего творчества маленький Женя тщательно прятал под кроватью. Домашние только диву давались: и куда так быстро исчезает мыло из ванной? Однажды родители обнаружили тайник сына. Мальчик ждал нагоняя. Но вместо этого мать взяла его за руку и отвела в художественную школу. Всю жизнь Вучетич благодарил её за это решение.
Когда началась война, в первые же дни Вучетич добровольцем ушёл на фронт и демобилизовался по ранению в 1943-м. А в 45-м был объявлен конкурс на мемориал в честь Великой Победы, который установят в Берлине. Вучетич подал на него свой проект. Монумент назывался «Воин-освободитель». Советский солдат одной рукой держит спасённую им немецкую девочку. В другой руке у него меч, попирающий разрубленную свастику. Сюжет Евгений Викторович взял из реальной жизни — в основу идеи монумента легла история сержанта Николая Маслова, который на руках вынес из боя немецкого ребёнка. Сталин лично одобрил эскиз Вучетича, выбрав его из нескольких десятков других. Так в берлинском Трептов-парке появился советский «Воин-освободитель».
«Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну», — говорил Вучетич.
Пятнадцать лет жизни скульптор отдал другому своему детищу — мемориальному ансамблю на Мамаевом кургане в Волгограде — памятнику героям сталинградской битвы.
«Женя создавал образы, пережитые им на фронте», — рассказывала супруга Вучетича, Вера Владимировна.
Главным монументом мемориала стал 85-метровый памятник, получивший название «Родина-мать зовёт». Скульптор говорил, что на эту работу его вдохновила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, которую он однажды видел в Лувре. А моделью, с которой Вучетич ваял Родину-мать, стала его жена.
Ещё одна известная работа скульптора — монумент «Перекуём мечи на орала» — была установлена в Нью-Йорке перед штаб-квартирой Организации объединённых наций. Названием послужили крылатые библейские строки из книги Пророка Исайи о мирном времени, когда оружие люди превратят в орудия мирного труда. Оралом в старину назвали земледельческий плуг. О том, как важен мир и как чудовищна война, Вучетич всю жизнь пытался сказать людям своими монументальными работами. Его скульптуры простоят ещё века, и будут напоминать нам об этом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер