Евгений Викторович Вучетич — автор ряда знаковых памятников. Свою творческую жизнь Вучетич посвятил теме победы над фашизмом, отражая в своих работах дух русского народа-победителя, его силу и мужество, ведь он сам был солдатом и принимал участие в боях Великой Отечественной войны.
Талант Евгения Вучетича начал раскрываться еще в раннем детстве: домашние удивлялись — куда так быстро пропадает мыло из ванной? Оказалось, шестилетний Женя вырезал фигурки и тщательно прятал их в своем тайнике под кроватью. После обнаружения тайника, вместо того чтобы наказать сына, мать отвела его в художественную школу, за что Евгений Викторович был благодарен ей всю жизнь.
Какой монумент стал главным творением Евгения Викторовича и что стало вдохновением для его создания?
В палате военного госпиталя на койке возле окна молодой солдат открыл глаза. Он не знал, сколько времени пролежал без сознания. Как попал в госпиталь, помнил смутно. С трудом попытался приподняться. Пожилая сиделка заметила, подошла. Сказала тихим шёпотом: «Лежи, лежи, миленький! Контузило тебя». Солдата звали Евгений Вучетич. В мирной жизни он был скульптором.
Великая Отечественная война оставила в душе советского монументалиста Евгения Викторовича Вучетича глубокий след. Победа над фашизмом стала главной темой его творчества. В самых известных своих работах скульптор пронзительно и мощно отразил дух русского народа-победителя, его силу и мужество. Всё это он сам видел на войне. В 1942-м стрелковый батальон, которым командовал майор Вучетич, вырывался из окружения под Великим Новгородом. Это был тяжелейший прорыв, который войдёт в историю как сражение у Мясного Бора. Под шквальным огнём врага Евгений сумел вывести своих ребят. Но сам был тяжело ранен. До конца жизни Евгений Викторович испытывал последствия контузии. Он сильно заикался, а порой речь и вовсе давалась ему с трудом. Из-за этого не любил много говорить. Предпочитал работать, кропотливо запечатлевать в камне историю для нынешних и будущих поколений. Чтобы люди никогда её не забывали.
Первые задатки будущего таланта проявились у Вучетича ещё в раннем детстве. Шестилетний мальчуган любил вырезать фигурки... из мыла. Плоды своего творчества маленький Женя тщательно прятал под кроватью. Домашние только диву давались: и куда так быстро исчезает мыло из ванной? Однажды родители обнаружили тайник сына. Мальчик ждал нагоняя. Но вместо этого мать взяла его за руку и отвела в художественную школу. Всю жизнь Вучетич благодарил её за это решение.
Когда началась война, в первые же дни Вучетич добровольцем ушёл на фронт и демобилизовался по ранению в 1943-м. А в 45-м был объявлен конкурс на мемориал в честь Великой Победы, который установят в Берлине. Вучетич подал на него свой проект. Монумент назывался «Воин-освободитель». Советский солдат одной рукой держит спасённую им немецкую девочку. В другой руке у него меч, попирающий разрубленную свастику. Сюжет Евгений Викторович взял из реальной жизни — в основу идеи монумента легла история сержанта Николая Маслова, который на руках вынес из боя немецкого ребёнка. Сталин лично одобрил эскиз Вучетича, выбрав его из нескольких десятков других. Так в берлинском Трептов-парке появился советский «Воин-освободитель».
«Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну», — говорил Вучетич.
Пятнадцать лет жизни скульптор отдал другому своему детищу — мемориальному ансамблю на Мамаевом кургане в Волгограде — памятнику героям сталинградской битвы.
«Женя создавал образы, пережитые им на фронте», — рассказывала супруга Вучетича, Вера Владимировна.
Главным монументом мемориала стал 85-метровый памятник, получивший название «Родина-мать зовёт». Скульптор говорил, что на эту работу его вдохновила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, которую он однажды видел в Лувре. А моделью, с которой Вучетич ваял Родину-мать, стала его жена.
Ещё одна известная работа скульптора — монумент «Перекуём мечи на орала» — была установлена в Нью-Йорке перед штаб-квартирой Организации объединённых наций. Названием послужили крылатые библейские строки из книги Пророка Исайи о мирном времени, когда оружие люди превратят в орудия мирного труда. Оралом в старину назвали земледельческий плуг. О том, как важен мир и как чудовищна война, Вучетич всю жизнь пытался сказать людям своими монументальными работами. Его скульптуры простоят ещё века, и будут напоминать нам об этом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый народ в истории выстраивал отношения с Богом по-своему. Это, естественно, оказывало влияние на историю, культуру и мировоззрение людей. Но означает ли это, что, рождаясь в одном народе, человек оказывается ближе к спасению, тогда как рождаясь в другом, дальше от него? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу. Давайте его послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Многим людям, к какому бы народу они себя ни относили, свойственна одна и та же черта. Они готовы критиковать те или иные черты своих соплеменников, готовы признавать исторические ошибки и сложности характера... Но всё это делать только тогда, когда они сами об этом говорят, когда критикуют своё, родное. Когда критикой занимается кто-то другой, они спорят и защищают своих, даже если внутренне понимают правоту говорящего. Думаю, причина такого поведения в том, что когда человек позволяет себе критиковать своё, он знает, что несмотря на критику, любит то, о чём говорит. В критике со стороны он чувствует подвох, враждебность и отсутствие любви, почему и не хочет с ней соглашаться.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тита управлять вверенной ему Критской церковью. Причём часть инструкций апостола современного человека может смутить. Одно дело рассказывать, какими должны быть епископы, священники, диаконы и совсем другое — подробно описывать нелицеприятные черты жителей Крита. Понимая всю сложность такой критики, апостол цитирует слова местного критского прорицателя, который не скупился в выражениях, говоря о своих соплеменниках. Для апостола было важно, чтобы Тит понимал, что ему придётся иметь дело с людьми привыкшим к распрям и праздности. Но для нас важно другое: говоря всё это, апостол стремился к их спасению. Он проповедовал на Крите и основал там Церковь, которая в истории прославилась множеством святых. Задумываясь о параллелях, мы можем вспомнить, что Нестор-летописец тоже находит в жизни славян, о которых говорит, нелицеприятные черты. Однако и они в итоге стали христианами, и славянские Церкви явили удивительные примеры святости. У любого народа, как и любого человека, есть своеобразные, характерные для него черты. Однако принимая евангельскую весть, люди оказываются способны к подлинным переменам в своей жизни.
Легче ли нам, наследникам тысячелетней христианской культуры, прийти к спасению, чем тем, кто узнал Христа недавно. Отчасти да, потому что некоторые нравственные или вероучительные вещи буквально вшиты в культуру. Но это же может и помешать, ведь многим кажется, что они и так всё знают. В свою очередь те, кто только приходят к вере, многого не понимают, зато они с трепетом стремятся к знанию и новому опыту.
Так или иначе, за столетия в истории критян, как и в истории славян, многое изменилось, и жизнь этих народов была просвещена светом Евангелия. С благодарностью задумываясь об их выборе, будем помнить, что, по словам Спасителя, кому много дано, с того много и спросится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы рая и ада». Священник Александр Сатомский
В этой программе вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» и говорили о том, какие практические моменты в духовной жизни христианина скрываются за аллегорическими образами ада и рая в этом произведении.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское отношение к новогодним праздникам». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
В первый день года мы говорили о христианском отношении к новогодним праздникам, подведению итогов и планам на будущее.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер