Евгений Викторович Вучетич — автор ряда знаковых памятников. Свою творческую жизнь Вучетич посвятил теме победы над фашизмом, отражая в своих работах дух русского народа-победителя, его силу и мужество, ведь он сам был солдатом и принимал участие в боях Великой Отечественной войны.
Талант Евгения Вучетича начал раскрываться еще в раннем детстве: домашние удивлялись — куда так быстро пропадает мыло из ванной? Оказалось, шестилетний Женя вырезал фигурки и тщательно прятал их в своем тайнике под кроватью. После обнаружения тайника, вместо того чтобы наказать сына, мать отвела его в художественную школу, за что Евгений Викторович был благодарен ей всю жизнь.
Какой монумент стал главным творением Евгения Викторовича и что стало вдохновением для его создания?

В палате военного госпиталя на койке возле окна молодой солдат открыл глаза. Он не знал, сколько времени пролежал без сознания. Как попал в госпиталь, помнил смутно. С трудом попытался приподняться. Пожилая сиделка заметила, подошла. Сказала тихим шёпотом: «Лежи, лежи, миленький! Контузило тебя». Солдата звали Евгений Вучетич. В мирной жизни он был скульптором.
Великая Отечественная война оставила в душе советского монументалиста Евгения Викторовича Вучетича глубокий след. Победа над фашизмом стала главной темой его творчества. В самых известных своих работах скульптор пронзительно и мощно отразил дух русского народа-победителя, его силу и мужество. Всё это он сам видел на войне. В 1942-м стрелковый батальон, которым командовал майор Вучетич, вырывался из окружения под Великим Новгородом. Это был тяжелейший прорыв, который войдёт в историю как сражение у Мясного Бора. Под шквальным огнём врага Евгений сумел вывести своих ребят. Но сам был тяжело ранен. До конца жизни Евгений Викторович испытывал последствия контузии. Он сильно заикался, а порой речь и вовсе давалась ему с трудом. Из-за этого не любил много говорить. Предпочитал работать, кропотливо запечатлевать в камне историю для нынешних и будущих поколений. Чтобы люди никогда её не забывали.
Первые задатки будущего таланта проявились у Вучетича ещё в раннем детстве. Шестилетний мальчуган любил вырезать фигурки... из мыла. Плоды своего творчества маленький Женя тщательно прятал под кроватью. Домашние только диву давались: и куда так быстро исчезает мыло из ванной? Однажды родители обнаружили тайник сына. Мальчик ждал нагоняя. Но вместо этого мать взяла его за руку и отвела в художественную школу. Всю жизнь Вучетич благодарил её за это решение.
Когда началась война, в первые же дни Вучетич добровольцем ушёл на фронт и демобилизовался по ранению в 1943-м. А в 45-м был объявлен конкурс на мемориал в честь Великой Победы, который установят в Берлине. Вучетич подал на него свой проект. Монумент назывался «Воин-освободитель». Советский солдат одной рукой держит спасённую им немецкую девочку. В другой руке у него меч, попирающий разрубленную свастику. Сюжет Евгений Викторович взял из реальной жизни — в основу идеи монумента легла история сержанта Николая Маслова, который на руках вынес из боя немецкого ребёнка. Сталин лично одобрил эскиз Вучетича, выбрав его из нескольких десятков других. Так в берлинском Трептов-парке появился советский «Воин-освободитель».
«Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну», — говорил Вучетич.
Пятнадцать лет жизни скульптор отдал другому своему детищу — мемориальному ансамблю на Мамаевом кургане в Волгограде — памятнику героям сталинградской битвы.
«Женя создавал образы, пережитые им на фронте», — рассказывала супруга Вучетича, Вера Владимировна.
Главным монументом мемориала стал 85-метровый памятник, получивший название «Родина-мать зовёт». Скульптор говорил, что на эту работу его вдохновила древнегреческая статуя Ники Самофракийской, которую он однажды видел в Лувре. А моделью, с которой Вучетич ваял Родину-мать, стала его жена.
Ещё одна известная работа скульптора — монумент «Перекуём мечи на орала» — была установлена в Нью-Йорке перед штаб-квартирой Организации объединённых наций. Названием послужили крылатые библейские строки из книги Пророка Исайи о мирном времени, когда оружие люди превратят в орудия мирного труда. Оралом в старину назвали земледельческий плуг. О том, как важен мир и как чудовищна война, Вучетич всю жизнь пытался сказать людям своими монументальными работами. Его скульптуры простоят ещё века, и будут напоминать нам об этом.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер