Евгений Павлович Леонов — актёр, которого в свои картины приглашали самые именитые режиссёры: Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Леонов работал на износ, потому что знал — люди ждут его ролей.
Через своих персонажей Евгений Леонов старался говорить со зрителями о важных вещах — доброте, любви, милосердии, умел вдохновлять людей, ободрять и вселять в них радость одним своим взглядом и улыбкой. «Леонов-хлопотун» — звали его коллеги, поскольку он был добрым, отзывчивым человеком, к которому можно было обратиться в трудную минуту и не быть оставленным без участия.
Как охарактеризовал Евгений Павлович призвание артиста в одном из писем к сыну Андрею?

Актёр театра и кино, народный артист СССР, Евгений Павлович Леонов, посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить людям улыбки и свет. Удивительную историю о нём рассказал однажды Георгий Данелия. В 1969 году у себя на родине, в Тбилиси, режиссёр снимал картину «Не горюй!». В это время его родственник попал в больницу. Улучив момент в перерыве между съёмками, Данелия отправился его навестить. С собою за компанию он взял Евгения Леонова, который исполнял в фильме небольшую роль. Когда больные увидели любимого актёра у себя в палате, они в один миг позабыли о своих недугах. Смотрели на артиста и улыбались. И он отвечал им своей доброй, трогательной улыбкой, общался, шутил. Зашёл врач. Увидел такую картину, и попросил Евгения Павловича... заглянуть в реанимацию: «Там очень тяжёлые пациенты, пусть и они на вас посмотрят!». Едва Леонов переступил порог реанимационного отделения, как на лицах людей, ещё недавно находившихся на волосок от смерти, расцвели улыбки. А врач взмолился: «Товарищ Леонов, давайте обойдём всех больных! Вы лучше любой терапии на них действуете!».
В одном из писем к своему сыну Андрею Евгений Павлович заметил, что артист призван служить народу своим искусством и талантом. Вся жизнь Леонова была таким служением. Он не просто играл. Через своих персонажей он старался говорить со зрителями о важных вещах — доброте, любви, милосердии. Во время работы над фильмом «Старший сын» по пьесе Вампилова, актёр размышлял над тем, как ему воплотить своего персонажа — Андрея Григорьевича Сарафанова, отца, который поверил в то, что совершенно незнакомый ему человек — это его сын. «Утверждают — наивный человек Сарафанов. А мне кажется, не в наивности дело. А в чистоте его представлений. Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“ духом над собой, то есть поняли бы, что Сарафанов не жалок, а напротив — могуч в своем умении всех любить», — писал Леонов.
Артист и сам любил людей — порой до самозабвения. Его образ трогательного добряка настолько располагал к себе зрителей, что они считали Евгения Леонова «своим парнем» — добрым, отзывчивым человеком, к которому можно обраться в трудную минуту. Впрочем, таким он и был. Евгению Павловичу пачками приходили письма с просьбами, порой от совершенно незнакомых людей. Кому-то требовались дефицитные лекарства, у кого-то были проблемы с жильём. И он помогал. «Леонов-хлопотун» — звали его коллеги.
Зрители интуитивно и безошибочно чувствовали тепло его души. Народная любовь к артисту была безграничной. Евгений Павлович вспоминал, как на Черёмушкинском рынке, куда по выходным он ходил за покупками, продавцы неизменно узнавали его и норовили отдать продукты бесплатно. Любили Леонова и режиссёры. Самые именитые наперебой приглашали его в свои картины: Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Евгений Павлович работал на износ, потому что знал — люди ждут его ролей. Однажды в постановке «Дни Турбиных» вышел на сцену с воспалением лёгких — температура была под сорок. Но сорвать спектакль, разочаровать зрителей Леонов не мог. В 1988 году, на гастролях в Гамбурге, у Евгения Павловича случился обширный инфаркт. 28 дней актёр пролежал в коме. Люди слали ему телеграммы со словами поддержки, молились за любимого артиста. И он вернулся к ним: спустя всего четыре месяца после выздоровления Леонов вновь играл на сцене. Ведь он знал, что очень нужен людям. Евгений Павлович говорил: «Человек проявляет участие к другому человеку, потому что проникается к нему сочувствием. Это так естественно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер