Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Новый человек, пришедший в этот мир — это всегда большая радость! Особенно, если этот малыш — твой. Именно этой радостью с нами делится Дмитрий Жилинский, написавший картину «Утро», когда в его жизни появилась новорожденная дочка Оленька.

— Ах, почему же так долго? Я места себе не нахожу от волнения...
— Вы здесь, в роддоме, наверное, ожидаете вестей от супруги? Она должна родить?
— Да, уже несколько часов, как её забрали. А новостей всё нет. Я врач по профессии, думал, справлюсь с эмоциями. Казалось бы, естественный процесс. Но не получается не волноваться. Это наш первенец, всё в первый раз...
— Наверное, волноваться в подобной ситуации — вполне нормально. Я вот тоже привезла гостинцы своей племяннице, она позавчера родила. Волнения позади. И у вас скоро всё разрешится. Пройдёт немного времени, и вы будете наслаждаться самой нежной на свете картиной — как ваша супруга нянчит малыша, купает, кормит...
— И помогать ей, конечно, буду! Переживаю, как мы со всем управимся. Ребёнок еще не появился, а уже столько хлопот — дом подготовить, кроватку собрать...
— Попробую немного отвлечь вас от волнений и показать одно изображение, которое, надеюсь, вам понравится. В Третьяковской галерее, где я работаю, выставлена картина художника Дмитрия Жилинского. Сейчас найду её в интернете... Она называется «Утро». Вот, нашла. Посмотрите!
— В центре изображения — молодая мама, которая кормит новорождённого ребёнка. Справа от неё — детская деревянная кроватка, прикрытая занавеской. Рядом — корзина с бельём. Всё так обычно, просто, но, согласен с вами, в этой картине запечатлён счастливый момент.
— Художник Дмитрий Жилинский изобразил на полотне супругу, Нину, и крошечную дочку — Оленьку. Волосы Нины собраны в пучок, лицо и шея открыты, на щеках — нежный румянец. Она ласково склонилась к дочери, которую кормит грудью. Всё её внимание обращено к малышке.
— Чувствуется, что человек, который смотрит на маму и дочку, очень любит их. Как красиво он изобразил женщину. Это видно по чертам её лица. Тонкий аккуратный носик, изящный профиль...
— Да, это особенно заметно на фоне тёмной стены и довольно обыденной обстановки. Черты лица героини выделены солнечным светом начинающегося утра. Кажется, что лик молодой мамы и фигура малышки буквально сияют. И вы абсолютно верно почувствовали, что написаны героини с большой любовью. Дело в том, что период, момент из которого мы видим, был для художника особенно счастливым.
— Потому что у него появилась семья и ребёнок?
— Да, именно поэтому. Дмитрий Жилинский и его жена Нина жили тогда в так называемом «Красном доме» под Москвой. Его построили специально для людей творческих профессий с квартирами и мастерскими. Когда у художника появилась семья, он сам сделал пристройку к дому в виде мансарды. Своими руками собрал кое-что из мебели. Эту обстановку мы и видим на картине.
— Значит, за бытовыми деталями скрыта большая любовь и забота о своей семье.
— Да, о двух нежных и хрупких созданиях, созданных Богом — о матери и малютке.
— Которым нужна наша любовь, защита, поддержка. В этом, наверное, и заключается счастье — сделать счастливыми тех, кто рядом.
— Смирнов! У вас девочка! Поздравляю!
— О! Слава Богу!
— И я вас поздравляю от всего сердца! Дочка подрастёт — приходите всей семьёй к нам в Третьяковскую галерею. Расскажете супруге о картине художника Дмитрия Жилинского «Утро» и о том, как узнали о ней — в один из самых важных моментов в вашей жизни.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер