Смерть Господа на Кресте явилась воплощением того, чему Он учил — а учил Он любви к врагам и непримиримости к греху. Голгофа показывает, что Бог очень серьезно относится к греху — его нельзя просто списать, или проигнорировать, или деликатно отвернуться в сторону. «Без пролития крови не бывает прощения»(Евр.9:22) — говорит Писание. Грех имеет цену, и плата за грех — смерть.
Нам бывает сложно это понять в отношении на самих — мы-то не признаем себя плохими и враждебными людьми. Но давайте вспомним о наших врагах — о людях, которых мы считаем действительно дурными. Интернет полон негодования и ярости, так что с врагами обычно у нас все в порядке. Эти люди заслуживают отвержения, осуждения и гнева. Представите себе, что они получили все, что заслужили — полностью, до последней капли. Их подвергли унижениям, издевательствам, истязаниям, и наконец прибили на кресты, где они висели, медленно и мучительно умирая, пока к ним не пришла долгожданная смерть. Наша ярость и гнев умерли вместе с ними — потому что вот, их постигла заслуженная ими лютая смерть, нам нечего к этому добавить.
Но в Страстную Пятницу происходит именно это — Искупитель отождествляет Себя с грешниками настолько, что Его смерть — это их смерть. Как говорит Апостол Павел, «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3) Ненавистные нам враги — и мы сами, ведь и мы кому-то ненавистны — были преданы суду и смерти там, на Голгофе. Праведный суд и гнев уже совершился — когда за наши и их грехи умер Невиновный. Как говорит Пророк,
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу:
и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6)
Та Чаша, о которой молился Господь Иисус в Гефсиманском саду, Чаша гнева и осуждения на человеческий грех, уже была испита до последней капли. Весь гнев, все осуждение, вся ярость, которой заслуживали грехи этого мира, уже совершилась на Голгофе.
Прощение не означает, что грех — это что-то неважное. Оно означает, что за него уже умер Христос. Представьте себе человека, который вам ненавистен. Возможно, этот человек действительно тяжко виновен и глубоко испорчен. Возможно, на нем действительно жестокие и возмутительные грехи, которые вопиют о праведном отмщении. А теперь вспомните о том, что проповедуют Апостолы — Христос занял место этого человека на Голгофе. Камень, который вы кинете в него, попадет в Христа. Это неприятная и шокирующая мысль, но это так — Христос умер за этого человека, как за Вас и за меня.
И во Христе мы сами умерли для мстительности и ненависти, ярости и гнева — чтобы воскреснуть для новой жизни, в которой действует любовь Божия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер