Иногда между верующими людьми возникают споры - что такое спасение? Это дар, который мы получаем по чистой милости Божией, или что-то, что мы совершаем напряженным личным подвигом? На самом деле, как говорит Писание, и то и другое.
Когда Церковь преподает нам Святое Крещение, мы получаем, благодатью Божией, величайшие дары, которые только может получить человек. В Крещении мы становимся своими, причастниками Христу, приобщаемся Его жизни.
Как говорит святой Иоанн Златоуст, “Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою”
Все это мы не заслужили - и не могли не заслужить - но получили в дар, только и исключительно потому, что Сын Божий воплотился и стал Человеком ради нашего спасения, принял смерть за наши грехи и воскрес из мертвых.
Попробую привести пример. Представьте себе беспризорника, нищего, вора. Очевидно, ему предстоит жалкая смерть после недолгой жизни. Но происходит чудо - его решает усыновить Царь. Царь вводит его во дворец, объявляет наследным принцем, сажает на высокое место рядом со своим троном, представляет его подданным и иностранным послам как наследного принца.
Все это, конечно, может быть только даром - беспризорник ничем не мог бы приобрести такого положения. Все, что у него есть - это только дурное прошлое, дурное воспитание, дурные привычки и дурные болезни. Царь абсолютно ничего ему не должен и не может быть должен. Но он просто берет и вводит его во дворец - даром, по благодати, как говорит Писание.
Но у этого спасения есть определенные последствия. Раз теперь юноша - наследный принц, ему придется учиться вести себя как наследному принцу. Это будет не всегда легко - учитывая, что он привык к совсем другому. Но это необходимо - раз теперь он царский сын.
Он уже принят Царем и сделан Его сыном - но он еще спасается от своих дурных привычек и учится жить так, как требует его новое положение.
Жизнь наследных принцев в реальных монархиях вовсе не была настолько легкой, как можно подумать - их воспитывали в большой строгости и суровой дисциплине, учитывая огромную ответственность, которая должна была лечь на их плечи.
Так и жизнь христианина - это усилие, подвиг, непрестанная борьба, которая завершится только на небесах.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











