Изобретением русского ученого — Бориса Львовича Розинга — пользуются сегодня большинство жителей Земли. 9 мая 1911 года Борис Львович впервые провел эксперимент «видение на расстоянии», которое впоследствии стали называть проще — телевидением.
Борис Львович, которого называли «отцом телевидения» или «техническим пророком», в 1923 году издал книгу под названием «Электрическая телескопия — видение на расстоянии», в которой предрекал телевидению огромную роль в жизни человека. Рассматривал же свое изобретение Борис Розинг как возможность служения людям: он также создал фотоэлектрический прибор для ориентировки слепых в пространстве и так называемую «читающую машину», способную воспроизводить на слух любые тексты.
Что говорил о роли электрической телескопии в будущем сам Борис Львович?

9 мая 1911 года в Константиновском артиллерийском училище Петербурга собрались лучшие умы столицы. Учёные, профессора, члены Русского технического общества пришли посмотреть на любопытный эксперимент. Преподаватель физики, кандидат технических наук Борис Львович Розинг публично проводил сеанс «видения на расстоянии».
В одной из комнат установили коробку, внутри которой находился аппарат, передающий электрическое излучение. В другой комнате поставили коробку чуть поменьше — в центре неё находилась стеклянная трубка, похожая на тюльпан. Она заканчивалась чем-то наподобие маленького плоского экрана. Вокруг этой трубки и собралась в трепетном ожидании научная общественность. Прошла минута, другая, третья... И вдруг по комнате пронесся дружный вздох восхищения: плоская часть трубки засветилась и на ней появилось изображение решётки! Розинг демонстрировал его у передатчика в соседнем кабинете, а все остальные видели здесь, прямо перед собой! Таким образом больше ста лет назад состоялась первая телепередача. Борис Львович Розинг запатентовал своё изобретение, которое именовал «Способ электрической передачи изображения на расстояние». Мы сегодня называем его более коротко и привычно: телевидение.
Коллеги называли Розинга «техническим пророком». В 1923 году он издал книгу под названием «Электрическая телескопия — видение на расстоянии», в которой предрекал телевидению огромную роль в жизни человека.
«Наступит время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет необходимой. Врач будет пользоваться ею при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть всё, что делается в мастерских», — писал Борис Львович.
Без сомнения, он рассматривал своё изобретение, прежде всего, как возможность служить людям. Именно в этом Розинг видел смысл своей научной деятельности. Совершенствуя и развивая идею телевидения, с помощью всё той же электролучевой трубки Борис Львович создал фотоэлектрический прибор для ориентировки слепых в пространстве и так называемую «читающую машину», способную воспроизводить на слух любые тексты. Розинг фонтанировал идеями.
Но наступил октябрь 1917-го, и жизнь учёного резко изменилась. После большевистского переворота вместе с семьёй он переехал из Петербурга, эпицентра революционных событий, в более спокойный Екатеринодар — ныне Краснодар. Там на общественных началах Борис Львович открыл первое высшее учебное заведение на Кубани — «Кубанский политехнический институт». Розинг всегда был сторонником популяризации науки. До революции в Петербурге он читал бесплатные лекции под общим названием «Физика для всех», которые пользовались огромной популярностью.
В Петербург Розинг вернулся в 1924-м. И попал в беду. Однажды в лаборатории к нему подошёл коллега и попросил помочь одному из бывших сослуживцев по Константиновскому училищу, который оказался в бедственном положении. Борис Львович в помощи никогда никому не отказывал — дал денег и расписался в подписном листе. Из этого невинного поступка было сфабриковано обвинение — «финансовая помощь контрреволюции». Три года Розинг провёл в ссылке под Архангельском. И только после освобождения смог вновь вернуться к своим исследованиям в области телевидения.
Опыты, проведенные учёным, доказали полную работоспособность его телевизионной системы. Изображения, передаваемые на экране трубки становились всё более чёткими и настолько яркими, что их можно было фотографировать. Молва об изобретении Розинга дошла до заморских предпринимателей. Дочь Бориса Львовича рассказывала, как однажды он получил письмо от американской фирмы с очень выгодным предложением о работе. Реакция учёного был категоричной:
«Я свой мозг продавать американцам не собираюсь. Я русский и буду работать для своей страны», — заявил Розинг.
Он трудился на благо Отечества до последнего вздоха. «Отца телевидения» не стало в 1933-м. А детище его живёт и развивается. Изобретением русского учёного пользуются сегодня большинство жителей Земли.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Деян., 34 зач., XIV, 6-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать с человеком разговор о Боге? О чём следует говорить в первую очередь, а о чём лучше умолчать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе весьма примечательный момент. Апостолы Павел и Варнава проповедуют Евангелие в одной из областей Малой Азии под названием Ликаония. Стиль этой проповеди радикально отличается от той, которая проходила в Палестине и была обращена к иудеям. Когда апостолы говорили о Христе своим единоплеменникам, они постоянно ссылались на предания их общих отцов, а также на общее для всех евреев Священное Писание.
С теми людьми, которые родились и были воспитаны за пределами иудейского мира и не были знакомы с иудейской культурой, это бы не сработало. Перед Павлом и Варнавой совершенно иная аудитория. Это иноплеменники, язычники, которые воспринимали действительность через призму эллинистической, греко-римской культурной и религиозной традиции. Красноречиво об этом свидетельствует их реакция на то чудо, которое совершили апостолы. Они считают, что к ним пришли боги в человеческом обличье. Павла за его красноречие они называют Гермесом, а Варнаву за его статный вид — Зевсом.
По этой причине и проповедуют здесь апостолы особым образом. Они не ссылаются на древние священные тексты еврейских пророков. Павел начинает говорить с людьми о том, к чему они привыкли со школьной скамьи, — он рассуждает о любимой теме античных мыслителей, о природе и мироздании. Потом он переходит к разговору о Творце. Причём Бог, о Котором он говорит, — это в первую очередь Бог всей Вселенной, Который действует особо в судьбе не только евреев, но и всякого народа. О всех Он заботится и всем подаёт благодеяния. И люди воспринимают эти слова Павла. Его речь эффективна. Она убеждает слушателей не приносить жертвы идолам.
Если мы посмотрим на историю христианства, то увидим, что подобная стратегия лежит в основе любой успешной миссии. Яркий пример — святитель Николай Японский. После своего прибытия в Японию первое, что он начал делать, — изучать японский язык, японскую литературу и культуру. Он так в этом преуспел, что словно превратился в природного японца. Он стал для людей своим. Японцы прониклись к нему уважением не за его статус, а за его личные качества. И в один момент они захотели услышать от святителя Николая, откуда у него такое душевное расположение? Откуда в нём такая сила? В чём её источник? И вот тогда он начал говорить им о Христе на языке их культуры.
Конечно же, это высокий пример. И порой мы оказываемся в ситуации, когда слово должно идти впереди дела. Однако при этом мы призваны помнить, что всякий человек — это любимый ребёнок Божий. Всякого Господь ведёт ко спасению. И если мы хотим помочь Богу в этом деле, худшее, что мы можем сделать, начать ругать ошибочный образ мысли человека. Ведь людей раздражает даже мелкая критика. А тут критикуют самое ценное — его веру. Поэтому, если хотим поделиться с человеком своей верой, то для начала мы должны увидеть то общее, что между нами есть. И оттолкнувшись от этой почвы, ненавязчиво предложить им свой образ мысли. И самое главное — нам надо быть готовыми к тому, что наш образ мысли будет отвергнут. Не всегда это означает, что человек, с которым мы говорим, невежественный, косный и упрямый. Возможно, просто мы сами где-то не доработали, и наши слова расходятся с нашими делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.А. Булгаков о „новом человеке“ и „новом времени“». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о вопросах биоэтики в контексте развития естественнонаучного знания на примере проблем, поднятых в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», а также об идеях создания «нового совершенного человека».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Театр, помогающий расти». Ксения Волкова

Гостьей программы «Светлый вечер» стала Ксения Волкова — искусствовед, общественный деятель.
Разговор был посвящён театру. Ксения рассказывает, что для неё театр — не самоцель, а способ познания мира и себя. Она говорила о сцене как о «зеркале», где человек может увидеть себя, и подчёркивала: театр помогает расти душевно и духовно, а не просто развлекает.
Обсуждали современный театр. Гостья отметила, что он стал легче, и зрители часто воспринимают сцену как развлекательную площадку. Прозвучали примеры постановок, которые, по мнению Ксении, говорят с человеком о важном: «Лавр», «Дети Ванюшина», спектакли Райкина, Машкова, Волчек. Она подчеркнула, что не всё должно нравиться каждому — важно, чтобы спектакль был честным и оставался в памяти.
Говорили и о различии театра и кино. По словам Ксении, на сцене видно, врёт ли актёр, и «перемотать» сцену невозможно. Театр даёт возможность увидеть себя, и если он помогает человеку стать внимательнее и чище — он работает.
Прозвучала мысль, что искусство важно, когда поднимает человека — помогает преодолеть проблемы, увидеть себя со стороны и становится источником движения. Но при этом театр не должен становиться кумиром — это лишь один из ресурсов, которые могут помочь душе работать.
Этот выпуск — о честности, о личной работе и о театре, который помогает увидеть себя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер