— В Петербурге буквально каждый метр дышит историей. Вот мы с тобой сейчас просто прогуливались, Борис, и даже не помышляли про экскурсию. А она началась сама собой, помимо нашей воли, как снег или дождик!
— Экскурсия? Какая экскурсия?
— А вот посмотри на этот дом. Если мне не изменяет память, здесь жил твой тёзка, Борис Кустодиев. Ну да, точно! Улица Мясная, дом девятнадцать. Вон те окна на третьем этаже видишь? Там жила семья художника.
— Да ладно! Откуда ты знаешь?
— А я в своё время заинтересовался картиной Кустодиева «У окна» и выяснил адрес, где она создавалась.
— А что за картина такая, я что-то не припомню.
— Там дочка художника, пятилетняя Ирина, стоя на табуретке, опирается на подоконник и выглядывает на улицу. Сейчас найду в телефоне. Вот, посмотри.
— Девочка в пышном белом платье прильнула к окошку. Синие ленточки в косичках, закрученных в баранки. Рядом старинная кукла на венском стуле. Белые занавески. Герань на подоконнике... Трогательно. Веет уютом. Как отец двоих дочерей, я понимаю нежность, которую художник вложил в эту работу.
— Эта нежность пройдет через всю жизнь Бориса Кустодиева. Дочка будет его другом, а когда он лишится возможности ходить — то и заботливой сиделкой.
— Кустодиев тяжело болел?
— Да, много лет. Художнику диагностировали опухоль на позвоночнике, он перенес несколько операций, и в последние годы оказался прикован к постели.
— Вот в этом доме он и лежал?
— Нет, на Мясной Кустодиевы снимали квартиру с 1907-го по 1915-й год. Потом они перебрались на Введенскую улицу. Там художник и прошёл через страдания. А здесь он был безмятежно счастлив в самом глубоком и полном смысле этого слова.
— Что ты имеешь в виду? Какой, по-твоему, подлинный смысл у слова «счастье»?
— Любовь. Любовь, конечно же! Именно она помогла Борису Кустодиеву и его жене Юлии создать в доме сердечную атмосферу. Их дочь Ирина — вот эта девочка с картины «У окна», повзрослев, писала в воспоминаниях, что бесконечно благодарна родителям за своё счастливое детство. Особенно дорого для неё было то, что в семье взрослые и дети всегда всё делали сообща — отдыхали, путешествовали, трудились, ходили в храм.
— А как Кустодиевы вместе с детьми трудились? На огороде, что ли?
— В мастерской, Борис. Ирина с малых лет была для отца главной натурщицей — а это труд нелёгкий. Но девочка любила позировать папе, ведь в это время мама читала ей сказки. Также малышке нравилось слушать, как во время сеансов живописи родители общаются между собой, шутят, смеются. Ирина на всю жизнь сохранила в сердце тепло родительского дома.
— И картина «У окна», вполне передает это тепло. Мы с тобой как будто заглянули на огонёк к Кустодиевым.
— Точно, Борис. Полотно, на котором художник запечатлел свою дочь, для нас тоже стало своеобразным окном — только не во внешний мир, а, наоборот, в повседневную жизнь художника, в быт его домочадцев. И помогло окунуться в атмосферу доброты и сердечности.
«Картину Бориса Кустодиева „У окна“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.