— В Петербурге буквально каждый метр дышит историей. Вот мы с тобой сейчас просто прогуливались, Борис, и даже не помышляли про экскурсию. А она началась сама собой, помимо нашей воли, как снег или дождик!
— Экскурсия? Какая экскурсия?
— А вот посмотри на этот дом. Если мне не изменяет память, здесь жил твой тёзка, Борис Кустодиев. Ну да, точно! Улица Мясная, дом девятнадцать. Вон те окна на третьем этаже видишь? Там жила семья художника.
— Да ладно! Откуда ты знаешь?
— А я в своё время заинтересовался картиной Кустодиева «У окна» и выяснил адрес, где она создавалась.
— А что за картина такая, я что-то не припомню.
— Там дочка художника, пятилетняя Ирина, стоя на табуретке, опирается на подоконник и выглядывает на улицу. Сейчас найду в телефоне. Вот, посмотри.
— Девочка в пышном белом платье прильнула к окошку. Синие ленточки в косичках, закрученных в баранки. Рядом старинная кукла на венском стуле. Белые занавески. Герань на подоконнике... Трогательно. Веет уютом. Как отец двоих дочерей, я понимаю нежность, которую художник вложил в эту работу.
— Эта нежность пройдет через всю жизнь Бориса Кустодиева. Дочка будет его другом, а когда он лишится возможности ходить — то и заботливой сиделкой.
— Кустодиев тяжело болел?
— Да, много лет. Художнику диагностировали опухоль на позвоночнике, он перенес несколько операций, и в последние годы оказался прикован к постели.
— Вот в этом доме он и лежал?
— Нет, на Мясной Кустодиевы снимали квартиру с 1907-го по 1915-й год. Потом они перебрались на Введенскую улицу. Там художник и прошёл через страдания. А здесь он был безмятежно счастлив в самом глубоком и полном смысле этого слова.
— Что ты имеешь в виду? Какой, по-твоему, подлинный смысл у слова «счастье»?
— Любовь. Любовь, конечно же! Именно она помогла Борису Кустодиеву и его жене Юлии создать в доме сердечную атмосферу. Их дочь Ирина — вот эта девочка с картины «У окна», повзрослев, писала в воспоминаниях, что бесконечно благодарна родителям за своё счастливое детство. Особенно дорого для неё было то, что в семье взрослые и дети всегда всё делали сообща — отдыхали, путешествовали, трудились, ходили в храм.
— А как Кустодиевы вместе с детьми трудились? На огороде, что ли?
— В мастерской, Борис. Ирина с малых лет была для отца главной натурщицей — а это труд нелёгкий. Но девочка любила позировать папе, ведь в это время мама читала ей сказки. Также малышке нравилось слушать, как во время сеансов живописи родители общаются между собой, шутят, смеются. Ирина на всю жизнь сохранила в сердце тепло родительского дома.
— И картина «У окна», вполне передает это тепло. Мы с тобой как будто заглянули на огонёк к Кустодиевым.
— Точно, Борис. Полотно, на котором художник запечатлел свою дочь, для нас тоже стало своеобразным окном — только не во внешний мир, а, наоборот, в повседневную жизнь художника, в быт его домочадцев. И помогло окунуться в атмосферу доброты и сердечности.
«Картину Бориса Кустодиева „У окна“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема