
Фото: Sergey Semin / Unsplash
В 1584 году после смерти царя Иоанна Грозного его младший сын Дмитрий вместе с матерью был отправлен из Москвы в городок Углич. Царевичу Димитрию не пришлось властвовать на московском троне — ему суждено было прославиться в лике святых.
Сегодня мы говорим о благоверном царевиче Димитрии Угличском и романе Владислава Бахревского «Смута».
Место действия — город Углич.
Время действия — 1591 год по Рождестве Христовом.
В романе Дмитрия Бахревского «Смута» мы видим царевича Димитрия восьмилетним отроком, зимним утром накануне праздника Рождества. Узнав, что по его приказу слуги построили на Волге ледяной дворец, царевич Димитрий радостно бежит на крепостную стену Углича полюбоваться сооружением из сверкающих глыб льда.
Он разглядел наконец хрустальный город. С башней, с луковками, с куполами, со стеной зубчатой.
— Москва! — узнал царевич. — Это же моя Москва!
Десятилетние ребятки — Петрушка, Баженко, Ивашка, Гришка — взбежали на стену, и царевич, обнимая по очереди каждого левой рукой, правой показывал на дворец, приговаривал:
— Видишь? Вот и Кремль мой таковский.
Царевич Дмитрий велел построить ледяной город не только ради забавы, а с тайным умыслом. Из разговоров взрослых он знал, что в Москве притаилось много врагов, желающих его смерти...
Его старший брат, царь Федор Иоаннович, оказался не в силах самостоятельно управлять государством, и бразды правления в свои руки взял властолюбивый боярин Борис Годунов. Поговаривают, что он сам мечтает сесть на московский трон, если бы не законные наследники царя Иоанна Васильевича, Рюриковичи.
Царевич Димитрий хоть и мал по летам, а поименно знает своих недругов в Москве и даже придумал, как их наказать...
— Оська! — позвал царевич слугу. — Шли сторожей на Волгу. Пусть снежных баб катают. И чтоб каждая баба была точь-в-точь как бояре — враги мои. Самая толстая чтоб была как Бориска Годунов, а другая чтоб как дядька мой, бросивший меня, чтоб как Богдашка Бельский. И Шуйский чтоб был... А не получится похоже — буквами напишите. Ставь тотчас, мы на них воевать пойдем.
В романе «Смута» Владислав Бахревский раскрывает внутренний мир царевича. В игре возле ледяного дворца Димитрий проявляет редкую смекалку и отвагу, и сам вызывает на рукопашную самого сильного из слободских ребят по прозвищу Огурец. Во время схватки царевич применяет ловкий маневр, выныривая из шубы и неожиданно нападая на противника.
Огурец, обнимая мягонькую царевичеву шубу, лежит спиной на снегу, и на его лице огромное уважение. Царевич подаёт Огурцу руку, помогает подняться. Надевает шапку, шубку. И кричит своим:
— Всё! Битвы не будет. Мы в дружбе с Огурцом.
И целует побеждённого:
— Я тебя в свою дружину беру.
Эта зима — с ледяным дворцом на Волге и мальчишескими играми — стала последней в жизни царевича Димитрия.
Через несколько месяцев Россия вздрогнет от известия о внезапной и загадочной смерти восьмилетнего царевича Дмитрия в Угличе.
15 мая 1591 года в полдень царица Мария выбежала из своих покоев, услышав крик, и увидела во внутреннем дворе Угличского дворца лежащего в крови сына со смертельной раной в горле.
Прибывшая из Москвы следственная комиссия установила, будто бы царевич Димитрий во время приступа падучей болезни упал на нож и сам себя зарезал. Впрочем, через несколько лет, стоявший во главе комиссии князь Василий Шуйский, объявит во всеуслышание, что царевич Дмитрий был убит заговорщиками с подачи Бориса Годунова.
В 2012 году роман Владислава Анатольевича Бахревского «Смута» стал номинантом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом произведении много смелого, необычного, в том числе — попытка показать внутренний мир святого благоверного царевича Димитрия Углицкого.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер