«Вера и творчество». Максим Аншуков, Юрий Иванов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера и творчество». Максим Аншуков, Юрий Иванов

Вера и творчество (29.09.2025)
Поделиться Поделиться
Максим Аншуков, Юрий Иванов в студии Радио ВЕРА

У нас в студии были участники группы «Ключевая» Максим Аншуков и Юрий Иванов.

Мы говорили о музыке, вере, о том, как знакомство с различными литературными и духовными произведениями, а также услышанные слова священников повлияли на создание песен для нового альбома «Матрешка», и конечно мы услышали песни с этого альбома.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер, у микрофона Анна Леонтьева. И у нас в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, директор группы, бас-гитара. Добрый вечер.

М. Аншуков

— Добрый вечер.

Ю. Иванов

— Здравствуйте.

А. Леонтьева

— Сегодня нам предстоит музыкальный вечер — мы будем слушать песни с нового альбома группы, который называется «Матрешка». Скажите нам, пожалуйста, дорогие музыканты, как возник альбом, какое направление, почему «Матрешка»?

М. Аншуков

— Здесь надо сказать большое спасибо отцу Андрею Ткачеву. Потому что я являюсь его читателем постоянным, и у него я прочитал удивительные вот эти слова, что чудеса, они подобны матрешкам, что мы двигаемся впотьмах и двигаемся к главному событию, к главному чуду, которое может быть меньшее по масштабу, но являет собой ключевой элемент целого — то есть это и есть то, ради чего, это зерно. Проецируя на наш коллектив, во мне пошел некий отклик. Во-первых, была написана песня «Матрешка» прежде всего. А второй момент — я уже стал докручивать как автор, что под это название как раз таки весь набор песен, которые там написаны в едином моменте, они очень хорошо ложатся, то есть очень хорошо эта история собирается в единый какой-то материал. И все сложилось сразу же. То есть вообще очень приятно работать, когда ты знаешь — будь то пластинка, будь то книга, я уверен, что тут многие люди творческие, они прекрасно понимают, что очень хорошо работается, когда ты знаешь конечный причал, когда ты знаешь, к чему ты ведешь вообще, что это и ради чего. Поэтому тут работалось легко, с огоньком, как у нас это обычно, и с хорошим настроением.

А. Леонтьева

— Ну то есть когда ты знаешь какую-то центральную идею, какую-то сверхзадачу, что ли. Потому что сначала «Матрешка» звучит как что-то русское народное. Никто же не знает, что это. Просто вот то, что открывается, открывается, открывается и доходит до сути.

М. Аншуков

— Открывается, вот, кстати, да, стенка за стенкой. Открывается, открывается, открывается и идет к главному событию.

А. Леонтьева

— А если мы говорим вот про какую-то, как я сказала, центральную идею — так звучит немножко официально, но вот что, какое главное вдохновение этого альбома, что хотелось сказать?

М. Аншуков

— Это вообще, вот повторюсь, все песни, которые написаны за последнее время практически, за редким исключением, но там есть песни, которые просто подошли в этот материал. Одна песня даже у нас выходила на предыдущих пластинках, значит, на предыдущей пластинке «Всем фронтам» — песня «День жизни», но она сейчас в новой аранжировке вошла сюда. Вдохновением послужила вообще наша работа в коллективе. Мы, поскольку много передвигаемся, много общаемся, наверное, для себя я определяю, что мы вот там-то и черпаем вдохновение — от общения с людьми. Вот очень важный момент. Не от чего-то там для нас нового, да, и каких-то моментов там специальных. Нет, нас просто жизнь ведет и вдохновляет, за что большое спасибо всем людям, которые вокруг нас находятся, всем слушателям. Ну вот не устанем благодарить, конечно же.

А. Леонтьева

— Вообще да, я даже, знаете, у меня есть такая мысль, что у меня вот настолько конкретное мышление, что даже какие-то такие откровения что ли, какие-то божественные моменты, они приходят ко мне всегда через людей. Потому что вот именно люди какие-то проводники вот этого всего: кто-то скажет тебе какое-то нужное слово, с кем-то ты познакомишься, и он ответит на твои вопросы. Вот такое вот как сопутствует в жизни.

М. Аншуков

— Да, я согласен.

А. Леонтьева

— Правда, Юрий, что скажете? Как у вас с этими альбомами складывались отношения? С этим альбомом.

Ю. Иванов

— Записывали мы на студии, встречались. Всегда была очень теплая атмосфера, никакого напряжения, все было очень органично. Наверное, так и должно быть.

А. Леонтьева

— Вот вы говорите, что вы много путешествуете, и сейчас прошло лето, да, и лето — это маленькая жизнь, а для музыкантов это, наверное, большая жизнь, потому что это время путешествий. Что за это время произошло? Какую большую жизнь вы прожили, где были, перед кем выступали?

М. Аншуков

— У нас было такое достаточное количество поездок, фестивали прекрасные. И в Удмуртии мы побывали этим летом два раза, так вот посчастливилось. Один раз были на фестивале «Улетай» — это большой такой фестиваль. И, значит, вот буквально в конце августа мы были в селе Пышкет...

А. Леонтьева

— Это где?

М. Аншуков

— Это Удмуртия.

Ю. Иванов

— Это граница Удмуртии и Кировской области, по-моему.

М. Аншуков

— Расскажи, Юр, вот что мы там делали, на этом фестивале?

Ю. Иванов

— Это был фестиваль, который организовал отче Андрей. Полин, по-моему. Андрей Полин.

М. Аншуков

— Да, Андрей Полин.

Ю. Иванов

— Он внезапно вышел на меня и предложил выступить. Но для того, чтобы все организовать, ему нужно было выиграть в конкурсе. Он в этом конкурсе выиграл, и задача, которую он поставил — это привлечь внимание к восстановлению храма. Поскольку поселок этот, Пышкет, он находится, в принципе, довольно далеко даже от Ижевска, то есть он такое, как сказать, очень такое далекое место, но он сумел привлечь внимание, привлечь людей, собрать такой сборный концерт сделать. И все прошло очень здорово. Я надеюсь, что мы как-то даже сегодняшним разговором тоже привлечем внимание к конкретной задаче. Потому что храм очень красивый, из красного кирпича, он разрушенный. Фестиваль назывался «На руинах». И задача, чтобы следующий фестиваль был не на руинах, а возле восстановленного храма.

М. Аншуков

— Да, я добавлю просто: храм Иоанна Предтечи. Прекрасный храм.

А. Леонтьева

— Это старинный такой.

М. Аншуков

— Да это явно, я так думаю, что XIX век, мне так кажется. Но могу ошибаться. Уже рябины сквозь него проросли.

Ю. Иванов

— На крыше рябина цветущая стоит.

М. Аншуков

— Да, гроздья такие.

Ю. Иванов

— Там идет восстановление, но оно такое пока, потихонечку.

А. Леонтьева

— Но у такого далекого, храма, простите, есть приход-то?

Ю. Иванов

— Да, люди пришли.

М. Аншуков

— И неравнодушных людей много. И мы, конечно, были приятно удивлены, вообще сколько было людей в этом отдаленном местечке. Отец Андрей как раз и говорил, что село Пышкет такого мероприятия еще, видимо, как-то вот в нынешнюю историю ни разу ничего там не происходило подобного. Мы надеемся, повторюсь, вот то, что Юра сказал, что привлечем вот этой всей историей внимание и властей, и всех, и чтобы это все у отца Андрея получилось, конечно. И чтобы вот действительно фестиваль переименовался, и чтобы руин там не было.

А. Леонтьева

— Дай Бог. Ну давайте послушаем какую-то песню из вашего нового альбома. Хотелось бы, наверное, вот центральную песню «Матрешка». Скажите про нее пожалуйста, несколько слов.

М. Аншуков

— Вот как раз, дорогие наши радиослушатели, мы приглашаем вас к прослушиванию композиции «Матрешка». Она и послужила как-то предтечей всего альбома, именно она является такой центральной его составляющей, именно с нее альбом и начинается. Поэтому вашему вниманию «Матрешка».

А. Леонтьева

— Слушаем.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, директор группы, бас-гитара. Послушали песню «Матрешка» и хотела сразу у вас спросить: а вот песни проходят какую-то у вас фильтрацию, какое-то обсуждение, не знаю, как проходят они уже в конечный альбом?

М. Аншуков

— Ну вот тут очень важно соблюдать изначальную идею материала всего, некий посыл, который есть, то, что ты хотел бы сказать книжно, то есть именно широко, да? Не побоюсь этого, пусть это звучит немножко нескромно...

А. Леонтьева

— Пусть звучит.

М. Аншуков

— Но с точки зрения большого материала. Ну одно дело — ты высказываешься в одной песне, или ты выпускаешь сингловую историю, там две или три песни. А другое дело, когда это полноценный большой альбом. Тут важно соблюдать некие моменты, чтобы каждая песня была органичной, и чтобы все вместе это было как разговор с человеком на данный момент, здесь и сейчас. Это вот такой закон, который я для себя где-то вывел изначально, давно уже достаточно — все-таки группе 28 лет в этом году. И мы как-то вот таким нашим внутренним канонам следуем. И практически тогда получается, знаете что, вот очень важный момент: задача альбома не только выйти в свет, чтобы его услышали. Сейчас скажу такую вещь, может, неожиданную: задача альбома — двинуть коллектив и автора, соответственно, пишущего (я сейчас про себя) дальше. То есть ты какой-то материал отрабатываешь в данном контексте времени и двигаешься дальше с легким сердцем — то есть ты сказал, ты пошел за следующим.

Ю. Иванов

— Зафиксировал.

М. Аншуков

— Зафиксировал, без шатаний. Ничего не хочу сказать про коллег, но знаю, что многие мучаются тем, что они не могут до конца привести в должный вид материал, чтобы им высказаться. У нас, слава Богу, есть наработанная студия, наш прекрасный звукорежиссер и продюсер звука Артем Аматуни, который с нами уже не первую пластинку делает. У нас есть некое взаимопонимание на этом фронте, и мы не испытываем сложности. То есть мы испытываем только внутренние творческие сложности, но не испытываем вот этот момент, что мы, собственно говоря, и зачем делаем и для чего.

А. Леонтьева

— То есть у вас есть это «для чего».

М. Аншуков

— Есть, конечно. Мы высказываемся, мы говорим со своим слушателем в данном отрезке, повторюсь, времени — то, что сейчас нам актуально, то что сейчас нам кажется на данный момент интересно. Прежде всего нам, кстати, потому что все идет от человека, который стоит на сцене и говорит. Ну, то есть, все равно это общее действие, да? И я сам бываю часто слушателем, и мне нравится, когда я вовлечен в историю, а не когда просто мне что-то отрабатывают. Здесь альбом — это всегда веха, и это путь дальше, то есть к следующему слову, к следующему материалу.

А. Леонтьева

— Но это очень такая на самом деле большая ответственность. Может быть, слово скучное «ответственность», но тем не менее. Потому что через музыку, через вот концерты, через слова, которые звучат на музыку, очень здорово записывается сразу все на душу — не побоюсь тоже этого слова, да, то есть это очень сильное воздействие на людей.

Ю. Иванов

— Да и, к сожалению, мы иногда слышим со сцены совсем не то, что должно записываться в душу.

А. Леонтьева

— Что хотели бы записывать, да.

М. Аншуков

— Есть такой момент. Но я могу сказать, что когда ты органичен и честен по отношению к себе внутри, и отдаешь себе отчет в том, что ты говоришь, то ты об этом не задумываешься. Тебе это делать легко. Я не думаю, что режиссер, снимающий фильм, он как-то вот мучается подобными вопросами. Скорее всего, у него есть задача точно попасть в то, что он хотел сказать. И опять-таки мы возвращаемся к изначальному, к зерну, к маленькому вот этому чаду, альбому, в данном случае как живого организма. Соблюдая и помня всегда про это зерно, ты никогда не потеряешь цепь, ты не потеряешь нить, и будешь услышан. С Божьей помощью, конечно.

А. Леонтьева

— А расскажите про фестиваль Донской иконы Божьей Матери. Это было в Донском монастыре?

М. Аншуков

— Это ежегодный фестиваль Донской иконы Божьей Матери, он проходит 1 сентября каждого года у стен Донского монастыря. Отец Косьма благодушно, значит, нас приглашает.

А. Леонтьева

— Ой, как его хорошо знаем.

М. Аншуков

— Но, кстати, первый раз он нас позвал всем составом. Мы до этого играли там под гитару — я играл, или с гитаристом, с нашим Романом Смоленцевым мы играли такие как бы акустические наши песни и в таком облегченном звучании. Тут был полноценный наш концерт, мы закрывали этот фестиваль в этом году. Ведет его Тутта Ларсен прекрасная. Вообще очень много было таких молодых там ребят, исполнителей. Все прошло просто вот так, как оно, мне кажется, должно было пройти, было много людей, все остались очень, наверное, довольны этим концертом. И прежде всего тоже мы, нам очень понравилось самим участвовать. И вообще я очень люблю Донской монастырь.

А. Леонтьева

— Да.

М. Аншуков

— Я его очень люблю и знаю, там практически ориентируюсь в захоронениях.

А. Леонтьева

— Да? Там же удивительные исторические захоронения.

М. Аншуков

— Это историческое место, где похоронена старая Москва. И именно в этом месте я ощущаю, что нету разрыва между жизнью и смертью, то есть все это едино. То есть старая Москва, она покоится, но не умерла, она вот там находится, и можно к ней даже как будто бы прикоснуться.

А. Леонтьева

— Я, кстати, отсылаю наших радиослушателей к архиву Радио ВЕРА. Потому что у нас в программе была замечательный православный экскурсовод Донского монастыря, и это удивительное переживание, когда ты во время программы как будто проходишь по всем этим историческим местам и узнаешь очень много всего интересного, чего не знал.

М. Аншуков

— Да, понимаем.

Ю. Иванов

— Это прямо история готовая.

А. Леонтьева

— Да.

Ю. Иванов

— Погружение в историю.

А. Леонтьева

— Юрий, а чем вам запомнились вот эти события? Фестиваль Донской или что-то еще летнее?

Ю. Иванов

— Я там играл первый раз, потому что раньше ребята без полного состава выступали.

А. Леонтьева

— И как?

Ю. Иванов

— Да очень здорово. Во-первых, и с погодой повезло — такой теплый, ну еще летний вечер. Свет, какие-то люди такие необыкновенные, мне кажется, там собираются, очень теплые и такая реакция, прямо от души. Ну и игралось настолько легко, вот когда идет такой правильный обмен эмоциональной с публикой, и было очень здорово. И тоже мы пока ждали своего выступления, сходили вовнутрь, походили по территории, тоже прикоснулись, правда, уже темнело. И было очень интересно ходить с фонариком там, потому что же так стемнело.

А. Леонтьева

— Загадочно.

Ю. Иванов

— И в свете фонаря высвечивались надписи каких-то удивительных людей, которых вот мы, допустим, я не знал.

М. Аншуков

— Казак Иловайский, да?

Ю. Иванов

— Интересно после этого заглянуть в учебник истории и посмотреть, кто были эти люди. Даже вот наш барабанщик, Максим Демидов, он немножечко помладше нас, но он как-то так проникся, он ходил и примолк немножко так, и погрузился вот в это все.

А. Леонтьева

— В атмосферу.

Ю. Иванов

— Говорит, его очень сильно. И мы уже тут пришли и сыграли на вот этом, на волне такой хорошей. Было очень тепло.

А. Леонтьева

— Ну что ж, для этой четверти программы вы анонсировали песню, которая называется «Причал». Можно ее послушать, но прежде ...

М. Аншуков

— Она называется «Причаль».

А. Леонтьева

— «Причаль».

Ю. Иванов

— Это глагол, повеление. Глаголом мы тут жжем.

М. Аншуков

— Жгем. Песня «Причаль» — это песня о дружбе и о том, что эта дружба не кончается с исходом земного пути. Особенно там такой есть момент, что вот что бы ни случилось, какие бы ни были обстоятельства, какими бы мы бы ни были — а мы бываем разные и не всегда себе нравимся, друг — это тот человек, который лишнего не спросит...

А. Леонтьева

— И в беде не бросит.

М. Аншуков

— И в беде не бросит. Друг всегда будет ждать на берегу. И еще и чая горячего тебе нальет.

Ю. Иванов

— И причаль — это все-таки не приказ, а просьба.

М. Аншуков

— Да, тут как просьба. Там есть да там есть слова: я кричал тебе, кричал: «Причаль... Причаль!»

Ю. Иванов

— На чай.

А. Леонтьева

— Спасибо большое. Потрясающе трогательная песня. Напомню, что сегодня с нами и с вами группы «Ключевая», ее лидер Максим Аншуков и директор группы бас-гитарист Юрий Иванов. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— «Светлый вечер» продолжается на Радио ВЕРА. У микрофона Анна Леонтьева. И у нас в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и директор группы Юрий Иванов, директор и бас-гитарист. Вы знаете, вот прекрасная песня «Причаль», которую мы прослушали в конце первой части нашей программы, она, помимо всего прочего, знаете, у меня есть даже такой рассказ, мне очень близка вот эта мысль, когда кто-то ждет на берегу. Когда мы были с подругой в Черногории, и я очень люблю очень далеко плавать, а подруга очень волнуется, когда я очень далеко заплываю. И вот я что-то совсем дала крутого и поплыла просто к горизонту...

М. Аншуков

— В Хорватию.

А. Леонтьева

— Да. И тут стало смеркаться, и, знаете, я поняла, что нужно срочно плыть обратно, и я так довольно сильно задвигалась в сторону берега. И, знаете, вот это вот Черногорские горы, да, зашло солнце, море начинает темнеть, и ты чувствуешь себя такой маленькой букашкой, такой маленькой песчинкой в этом вот огромном море, и тебе становится очень не по себе от этого, и как-то даже очень холодно. И вот я слышу такой крик подруги с берега: «Аня!» — и у меня, знаете, просто вот на сердце потеплело.

Ю. Иванов

— И сил прибавилось.

А. Леонтьева

— Да, потому что вот это то самое ощущение, что кто-то тебя ждет на берегу.

М. Аншуков

— Да, вот я понимаю, о чем вы. В общем-то, об этом и песня.

А. Леонтьева

— Расскажите, вот вы хотели рассказать еще поподробнее про эту песню.

М. Аншуков

— Я хочу рассказать про запись этой песни. Это достаточно такая нестандартная для нас история, которая очень нас, кстати, приподняла и даже освежила немножко, и встряхнула. Наш продюсер Алексей Козин позвонил мне, говорит: Максим, есть предложение поучаствовать, побыть такими некими подопытными кроликами, значит, на студии «Мосфильма» «Тонстудия» — вот эта легендарная студия «Мосфильма», где София Кругликова всем заправляет, прекрасный звукорежиссер именитый. И, значит, поучаствовать, у нее студенты, записать одну песню, и чтобы студенты, у них это была как практика, чтобы они попрактиковались на нашей песне. Плюсы: вы получите несколько вариантов сведения этой песни — то есть вы получите и можете выбрать одно самое лучшее. Ну и, соответственно, весь трекинг еще заберете, и можете еще свою версию собрать. Забегая вперед, скажу, что мы, конечно, свою собрали версию, поскольку у нас есть выработанное некое звучание у коллектива уже. Но как это было прекрасно. Вот это студия легендарная, огромная...

Ю. Иванов

— Мы в разных студиях бывали...

А. Леонтьева

— Но мосфильмовская, наверное, самая из всех.

Ю. Иванов

— Тут такое ощущение было, что ты попал в легенду. Ходил по коридорам, там студия озвучания такая-то, идешь и думаешь: может быть, здесь Папанов «Ну, погоди!» озвучивал. То есть такое ощущение, что ты в музей попал.

М. Аншуков

— Да, там вот это все есть, присутствует.

Ю. Иванов

— Дух этого.

М. Аншуков

— Легендарная девятка стоит из «В бой идут одни старики» на улице.

А. Леонтьева

— Девятка — это...

М. Аншуков

— Девятка — ЯК, самолет, на котором комэска Титаренко летал «В бой идут одни старики», он же там стоит. Ну вообще «Мосфильм» — это такая территория, как отдельный город, да, как отдельная жизнь такая в Москве находящаяся.

Ю. Иванов

— Мы очень рады, что была такая возможность, очень благодарны и Софии, и студии, и ребятам, которые там старались.

М. Аншуков

— Да, каждому спасибо, прямо низкий поклон. Все, кстати, все студенты проявили себя прекрасно, то есть так это такая команда классная. Ну и, конечно, София, ей отдельный поклон.

А. Леонтьева

— Вы обещали рассказать, что какой-то клип еще снимали, недавно вернулись со съемок.

М. Аншуков

— Мы вот только-только, мы с корабля на бал к вам. Мы только-только вернулись из Ростова, вот из Ростовской области, из станиц казачьих, с Дона, где снимали клип на песню «Вольно». Она сегодня в программе не прозвучит, но она будет в альбоме. Она есть в пластинке, и вот мы на нее снимаем, это даже не клип, это мини-фильм — 10 минут хронометраж. Мы выиграли конкурс и получили...

А. Леонтьева

— Это как короткометражка, получается.

М. Аншуков

— Это ПФКИ, это музконтент ПФКИ, вот мы выиграли там...

А. Леонтьева

— ПФКИ — расшифруйте, пожалуйста.

Ю. Иванов

— Президентский фонд культурных инициатив.

А. Леонтьева

— Да, все. А вдруг кто не знает.

М. Аншуков

— Очень хорошей командой, мы нашей проверенной командой, с кем мы уже делали спектакль «Письма с фронта», работали вот над этим фильмом, мини-фильмом. Скоро он будет смонтирован. И я так думаю, что уже прямо вот, наверное, даже осенью его уже можно будет увидеть. У нас там прекрасные, значит, и дети приняли участие.

А. Леонтьева

— Ваши?

М. Аншуков

— Нет, где вот мы были в станице, в семье там находились, они дали свой дом, прямо даже не дом, это курень.

Ю. Иванов

— Казачий курень.

М. Аншуков

— Да, казачий курень. Нам там и объяснили, чем он отличается.

Ю. Иванов

— От хаты обычной.

М. Аншуков

— Да, у него балкон.

Ю. Иванов

— Он двухэтажный.

М. Аншуков

— Двухэтажный.

Ю. Иванов

— У него балкон, который идет вдоль всего второго этажа так и по периметру. Это называется курень.

А. Леонтьева

— Курень, настоящий такой казачий.

Ю. Иванов

— Он не под старину, он современный. Да, он такой красивый. В клипе будет видно. Ну и люди прекрасные снялись там, помимо нас, конечно. Скромно скажем.

М. Аншуков

— Да, но мы там да такие основные действующие лица так в клипе.

Ю. Иванов

— А в фильме...

М. Аншуков

— А в фильме у нас, да, у нас там про людей, в общем-то.

А. Леонтьева

— Ну, 10 минут — это вообще полноценный короткометражный фильм.

М. Аншуков

— Ну это, скажем так, фильм, который ведет нас к клипу.

Ю. Иванов

— Он шесть минут ведет, а потом четыре минуты клип.

М. Аншуков

— Шесть минут ведет и четыре минуты клип.

Ю. Иванов

— Сам уже с песней.

А. Леонтьева

— Хорошо.

М. Аншуков

— Интересный формат.

А. Леонтьева

— Когда радиослушатели захотят посмотреть, что искать в интернете?

М. Аншуков

— Да, все можно на ключевых ресурсах у нас.

Ю. Иванов

— Мы анонсируем все ссылки в наших сообществах, где-то его обязательно покажут.

А. Леонтьева

— Следите за ресурсами.

М. Аншуков

— Обязательно он должен попасть в масс-медиа.

А. Леонтьева

— Следующая песня, которую мы хотим послушать, называется «Судьба». Почему?

М. Аншуков

— «Судьба». Вы знаете, вот я когда эту песню писал, у меня перед глазами был наш выдающийся советский артист Михаил Ульянов. И конкретно фильм «Транзит», конкретно фильм «Тема», панфиловский фильм, да, вот это какая-то щемящая боль. Ну боль, не боль, а не некий такой клубок переживаний, которые уже в такой устоявшейся личности происходят. И разумеется, там все и о любви, и о некоем пути в этой любви, то есть человек, вот как вы сегодня сказали, там маленький человек в большом мире, в большой любви, в больших чувствах. Она такая песня, я их для себя определяю как песня на завалинке. Есть такой у нас...

А. Леонтьева

— Жанр.

М. Аншуков

— Подвид, да, жанра, у «Ключевой» — песня на завалинке. Раскрашена она минимально. Мы думали-думали: там, может быть, там добавить баян, может быть, что-то, но решили обойтись вот двумя гитарами. Там звучит просто две гитары. Вот такая. А, и еще немаловажный момент. Я даже немножечко сомневался на каком-то этапе, может быть, и альбом назвать «Судьба». Но потом понял, что «Матрешка» точнее. А «Судьба» мне нравилось название. Я ищу как-то такую отсылку к Бондарчуку «Судьба человека». Вот мне вообще очень интересно, когда есть некие связи. Вот то, что пишутся в нынешнем времени песни. Там, например, есть у нас песня «Журавли», она у меня безоговорочно ассоциируется с Бернесом, и с «Летят журавли» фильмом, и «Хотят ли русские войны», и с самой песней «Журавли» в исполнении Бернеса. И тут тоже самое, вот некая связь у меня здесь, в данной ситуации, вот с Ульяновым. С Михаилом Ульяновым, с народным артистом Советского Союза.

А. Леонтьева

— Слушаем.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и директор группы Юрий Иванов, бас-гитара. Спасибо за песню. И перед нашей программой Максим разрешил мне осветить жизнь свою еще с одной точки зрения. У нас сегодня музыкальный разговор, но хотелось внести в него такую общечеловеческую тему. Максим, у вас родился особенный ребенок в семье. Как это вот повлияло на ваше творчество, на ваше вдохновение, что это было за событие?

М. Аншуков

— Ну событие такое значимое, сразу скажу, неординарное.

А. Леонтьева

— Ребенок с синдромом.

М. Аншуков

— Аутизм у нас, да, у нас аутизм. И что тут можно сказать. Мы, конечно, сначала жутко перепугались, расстраивались, был такой период принятия, неприятия этого, у меня так прямо это очень так дольше шло. Но мы с этим научились жить и нашли в этом очень много позитива такого. Прекрасно. Я могу вам откровенно, впервые об этом скажу, что не было бы всех этих песен, начиная с «Уметь прощать» — вот слушатели группы «Ключевая», те кто посвящен в наше творчество, они меня сейчас поймут. Потому что это веховая была песня, с которой пошла немножечко другая история группы. Так вот благодаря Марусе эти песни и рождаются, то есть основная муза моя — это мой ребенок. И мое отношение, мое переживание через нее и мир ее глазами, потому что я научился наблюдать за ней и что-то для себя открывать. Опять-таки наиважнейшая вещь, я считаю, вообще такой очень важный принцип жизни, если так хотите, это смирение. Она меня ему научила. Она меня научила терпению. Она меня научила сострадательности. Она меня в конечном счете учит любить. И Юра, кстати, вот он же является крестным у Маруси. И уже вот и родня еще все.

А. Леонтьева

— И все и породнились.

М. Аншуков

— Да, еще и родня. Поэтому это такой момент, с одной стороны, когда люди некоторые, вот когда я там с ней где-то нахожусь, наблюдают и думают, что как вот он справляется, как это, что. Очень много сострадательных моментов, особенно вот от людей старшего поколения — подходят, что-то дарят. Нет, все на самом деле немножко не так. Потому что это то, с чем нужно жить, а не просто участвовать. Этим уже живешь. А когда этим живешь, оно все с Божьей помощью и происходит в нужном направлении.

А. Леонтьева

— В ваших словах, знаете, столько любви. Вот сколько, слава Богу, в этой студии было родителей, у которых рождались особенные дети. И да, вот первая реакция такая, что почему это мне вот это? А потом открывается какой-то новый мир, и новый мир особенного ребенка, особенный мир.

М. Аншуков

— Конечно.

М. Аншуков

— И новый мир единомышленников, которые как бы уже по-настоящему входят в твою жизнь, потому что понять друг друга могут только люди со смежной, так сказать, ситуацией. И как бы очень многие говорят о том, что эти дети, которые научают любить, которые раскрывают сердце, раскрывают семью.

М. Аншуков

— Абсолютно согласен.

А. Леонтьева

— Юра, скажите что-нибудь тоже, как крестный отец.

Ю. Иванов

— Ну я должен признаться, что маловато я общаюсь с Марусей. Надо мне этот момент...

А. Леонтьева

— Это всеобщая крестная история.

Ю. Иванов

— Да, к сожалению, да, вот, но это все не оправдание. С ней не так просто. Я когда в гости к Максиму захожу — вот, там дядя Юра пришел, там он тебе подарочек принес, — я для нее какой-то человек незнакомый пока настолько. И ведь этим детям надо привыкать достаточно серьезно. Надо или очень много общаться там или сильно там не давить: вот я молодец, пришел, тебе тут что-то там принес. То есть с ней надо проживать, видимо, часами, чтобы она привыкла, да, Максим? А к сожалению, вот времени нет.

М. Аншуков

— Конечно. Они вот все чувствуют.

Ю. Иванов

— А вот это такие сенсорики, да. Вот просто как экзамен перед такими детьми, настоящий ты или нет.

М. Аншуков

— Да, если борода есть, ты ей уже нравишься.

Ю. Иванов

— Поэтому ты бреешься.

М. Аншуков

— Поэтому я бреюсь, да.

А. Леонтьева

— Ну Максиму так и так нравится. Но я, знаете, Максим, вот эта вот любовь, которая в ваших словах звучит и радость, которая ваших словах звучит, я ее считываю и понимаю, что как говорили многие родители, что если ты хочешь, чтобы мир любил твоего ребенка, просто люби своего ребенка.

М. Аншуков

— Абсолютно точно. Ну вот мне кажется, это вообще всеобщий принцип хорошего дела: люби то, чем ты занимаешься и то, за что ты отвечаешь. В данном случае за кого ты отвечаешь. Это абсолютно точно.

А. Леонтьева

— Удивительную вы вещь, Максим, сказали о том, что вот ваша Маруся, ваш особик — это источник вашего вдохновения. Давайте еще поговорим про следующие этапы вашего пути, какие ближайшие концерты, чтобы ваши поклонники, которые, между прочим, увидели вас сейчас — вы приоткрыли такую дверку своей жизни, и это всегда очень трогательно. Потому что, знаете, кажется, что музыканты, у них все нормально и все вообще, и все прекрасно. Но вот обстоятельства бывают и такие. И очень многие люди, я думаю, утешатся.

М. Аншуков

— Ну дай-то Бог. Ближайшие планы у нас — это 8 октября мы выступаем в Москве, презентуем альбом «Матрешка» наш. Дальше мы едем в Саров. Впервые будем выступать в Сарове — это будет у нас 16 октября, по-моему.

Ю. Иванов

— Да.

М. Аншуков

— 17 октября мы в Арзамасе. 18 октября мы в Переславле-Залесском.

А. Леонтьева

— Чудесные места.

М. Аншуков

— А 19 октября концерт на родине Юры нашего прекрасного, в Ярославле. И 5 ноября мы выступаем в городе Санкт-Петербург. Вот это ближайшие планы. Там дальше, конечно, будет еще что-то добавляться. Все у нас можно на наших ресурсах, все подробности посмотреть. У нас все открыто, все мы в полном доступе.

А. Леонтьева

— Скажите, а вот когда вы по этим вот удивительным местам, мимо святынь всех проезжаете, вы заглядываете?

М. Аншуков

— Стараемся, да. Вот мы в Пскове-то были. Юра, расскажи, как мы.

Ю. Иванов

— Мы первым делом всю ночь ехали до Пскова, и первым делом прямо с утра в Псково-Печерскую лавру доехали, не в сам Псков.

М. Аншуков

— Вы знаете, можно нотабене. Мы с Юрой иногда меняемся за рулем, поскольку если особенно долгая дорога, мы оба вводим машину. И тут, значит, Юра уже все, до Пскова ехать далеконько из Москвы, тут я его сменил. Ну в общем далеконько. И мы едем, я понимаю, что я еду в монастырь Псково-Печерский, и я понимаю, что я уже засыпаю. И вот, слава Богу, нормально, со мной Рома, гитарист, разговаривал, и мы доехали все-таки. Потому что у нас другой возможности туда доехать, уже после концерта это сложнее было бы сделать. Мы решили сразу туда.

А. Леонтьева

— Вырвались.

М. Аншуков

— Юра.

Ю. Иванов

— Да, и мы не очень долго, но в течение минут сорока, наверное, были там.

М. Аншуков

— Прикоснулись.

М. Аншуков

— Успели вдохнуть.

Ю. Иванов

— К сожалению, мы не попали в пещеры. Потому что там надо с записью, с экскурсоводом, все так строго, у нас времени уже не хватало. Но прикоснулись к такой древности и святой древности.

М. Аншуков

— Вот, кстати, еще добавлю. Юрина жена, Катя, общалась с отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Ю. Иванов

— Именно там. Именно раньше.

А. Леонтьева

— Еще будучи ребенком?

Ю. Иванов

— Нет, она была юной.

М. Аншуков

— Совсем молоденькой девушкой.

Ю. Иванов

— Но он тогда был жив, да. И ее дочка, увидев Иоанна (Крестьянкина), сказала: «Мама, вот он, Дедушка Мороз». А он улыбался и принимал всех.

А. Леонтьева

— Он, правда, Дедушка Мороз — белый такой.

Ю. Иванов

— И очень-очень добрый, да.

М. Аншуков

— Я помню, как у Тихона в «Несвятые святые» тоже очень много там про отца Иоанна. И он говорит, и вот кто-то, говорит, злобно-то за глаза-то «доктором Айболитом» называл. А он действительно, да, по образу — ну добрый, добрый дедушка.

А. Леонтьева

— Да. Имеется в виду книга Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Ага, чудесная книга. Вдруг кто-то не знает и будет иметь счастье и радость прочитать.

М. Аншуков

— Это книга, которую я, по-моему, три раза читал в свое время. В разные периоды жизни.

А. Леонтьева

— Да, ее можно перечитывать, потому что там реальные люди описаны, и действительно вдохновляешься.

М. Аншуков

— Такая переломная книга для меня, кстати.

А. Леонтьева

— Сильно подействовавшая.

М. Аншуков

— Поменявшая, да, немножко охолонившая вот этот вот, да, момент. Я же после этой книги, признаюсь, уже десять лет не пью. Ну то есть это послужило этим, то есть это была одна из ступеней.

А. Леонтьева

— Что такого есть в книге, чтобы...

М. Аншуков

— Ну что-то на меня подействовало, что меня немножко развернуло в другую сторону.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

М. Аншуков

— То есть не куда-то лететь, не пойми куда, а все-таки по какой-то дороге пойти. Своей, тяжелой, но что-то вот, переключатель какой-то в этой книжке есть.

А. Леонтьева

— Удивительно.

М. Аншуков

— Вот она помогла.

А. Леонтьева

— Еще раз перечитаю. Следующая песня и последняя за эту программу, которой мы закроем наш музыкальный разговор — это песня «Пойма». Давайте о ней расскажем немного.

М. Аншуков

— Я ехал в поезде и нашел книжечку, редкую очень книжечку, воспоминания Корнея Ивановича Чуковского о Чехове, Антоне Павловиче. Кстати, прекрасная книга, небольшая, тоже всем советую прочитать. И там, в частности, ребята-то знают мои, значит, в частности, есть такой эпизод забавный. Горький, когда приезжал к Чехову, они встречались, они все время там пели вместе песню, и Корней Иванович цитирует просто песнь Горького — города городил, сады садил. Меня так это вдохновило, что я, когда писал песню «Пойма», которую мы сейчас будем слушать и про которую я сейчас рассказываю, значит, я написал, взял на себя смелость творческую, свой припев. И у меня в припеве: «Города городил и сады садил, наряжал эту землю как девицу», — вот это все взято оттуда. То есть вот там я вдохновился этой прекрасной книжкой и что-то для себя домыслил, додумал. Но сама пойма — тут объяснять не надо, это что такое. То есть это же вот тоже этот образ мне очень близок, когда есть некие разливы, есть определенное русло, и это все вместе впадает в большую воду, в море. Это такой путь, мне кажется, человека вообще в жизни, да, то есть мы все впадаем — вот опять-таки возвращаясь к тому, как вы купались в Хорватии там или где, в Черногории. Вот то есть мы маленькие, в чем-то мы, конечно, большие, поскольку мы имеем право выбора в этой жизни некоего, да, русла своего, и вот в данном случае пойма, она каждого ведет куда-то.

Ю. Иванов

— Получается, что когда река впадает, допустим, у нее много-много-много-много русел может быть, которые впадают все равно.

М. Аншуков

— Это наши дети, наша родня, наш род целиком, он впадает в единое что-то, мы все в итоге соединяемся.

А. Леонтьева

— Какой красивый получился разговор и какое красивое окончание.

М. Аншуков

— Это вам спасибо.

Ю. Иванов

— Спасибо.

А. Леонтьева

— Спасибо вам огромное. И напомню, что сегодня с нами и с вами Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и директор группы Юрий Иванов, бас-гитара. У микрофона была Анна Леонтьева. Слушаем песню, наслаждаемся. Спасибо вам за вдохновение, за песни, за музыку и за такой откровенный разговор.

Ю. Иванов

— Всего доброго.

М. Аншуков

— Спасибо, всего доброго.

А. Леонтьева

— Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем