
Чарльз Эко, учитель английского языка из американского штата Массачусетс, в поисках своих корней приехал в Финляндию. Там-то он и познакомился с Православием, которое со временем принял.
Молодой человек жаждал посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Более десяти лет он работал школьным учителем на Маршалловых островах в Тихом океане, показав выдающиеся способности к овладению новыми языками. А в 1978-м году митрополит Фрументий (Насиос) из Александрийской Православной Церкви пригласил Эко в Кению.
Чарльз присоединился к миссии Финляндской Православной Церкви, действовавшей с разрешения владыки Фрументия. Центр миссии располагался в деревне Мугуга. Там ещё с 1977-го года трудились православные женщины Сиина Тауламо и Мария Илтола, ставшая впоследствии игуменией Мариной. Они основали школу в селении Гименгва, учили детей Закону Божию, собирали средства на строительство церквей, создали общество православных матерей. Им помогал Чарльз Эко, который преподавал кенийским детям английский язык и участвовал в прочих делах миссии.
В 1982-м году Чарльз снова посетил Финляндию. Он призывал финских братьев и сестёр помогать проповеди Православия в Африке, а в следующем году устроил для директора школы в Гименгве — поездку в Финляндию. Благодаря этому удалось собрать немало средств для помощи африканской миссии.
После плодотворных трудов в центральной Кении Чарльз Эко отправился на Запад страны — в регионы Нанди и Буньоре, населённые племенами нанди и лухья. Миссионер посещал множество отдалённых деревень и для многих африканцев был буквально первым белым человеком, которого они видели. Доброе сердце, общительный и кроткий нрав располагали к нему местных жителей. Вскоре при содействии священноначалия он добился открытия в этих регионах школ и церквей.
Епископ Западной Кении Афанасий (Акунда) вспоминал о Чарльзе Эко: «Секретом его успеха было то, что он усвоил местный язык и культуру. Это то, о чём говорил святитель Иоанн Златоуст: „учение рыбаков и делателей палаток даже на чуждом языке сияет светлее солнца“».
Финские миссионеры продолжали самоотверженно трудиться в Африке. С участием, в том числе, Чарльза Эко были построены два мукомольных предприятия, закупались мотоциклы и велосипеды для православных миссионеров и священников. Чарльз Эко и сам стал монахом и священником, получив в постриге имя Йоханнес. В 1994-м году отец Йоханнес (Эко) был удостоен сана архимандрита.
Хотя он не имел церковного образования, но обладал обширными знаниями и служил преподавателем в знаменитой православной Патриаршей семинарии в Найроби и Православном африканском учительском колледже. Также участвовал в церковном проекте помощи больным СПИДом. Отец Йоханнес был духовником семинарии: многие священники из числа коренных африканцев были его духовными чадами.
В 2007-м году отец Йоханнес отошёл ко Господу. Его отпевание совершал митрополит Кенийский Макарий в сослужении шестидесяти местных священников. Кафедральный собор в Найроби был полон верующими. Сегодня в Кении уже более миллиона православных христиан, в том числе благодаря скромному труженику из Финляндии — отцу Йоханнесу (Эко).
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема