
Фото: Sixteen Miles Out/Unsplash
В конце 20-х годов ХХ века архиепископ Иоанн (Шаховской) — иерарх Американской Православной Церкви, писатель и проповедник — получил по почте увесистую заказную бандероль. В ней он обнаружил несколько тетрадей с записями. Это были духовные наставления некоего неизвестного старца. Прислал их архиепископу его давний знакомый. Он просил владыку Иоанна внимательно изучить эти записи, чтобы удостовериться — не противоречит ли в них что-либо духу православия. Когда архиепископ закончил чтение, он был до глубины души потрясён. Слова таинственного старца не только строго следовали Евангелию и святоотеческой традиции. В них владыка Иоанн нашёл ответы на свои собственные, глубоко личные духовные вопросы, которые прежде долго не мог разрешить. В поучениях из тетрадей просто, ясно и в то же время мудро объяснялось, как жить по Евангелию. Некоторые из наставлений архиепископ Иоанн (Шаховской) напечатал в православных газетах Франции и Германии. Эти публикации нашли большой отклик у читателей. И тогда владыка решил издать поучения отдельной книгой. Которую так и назвал — «Как жить по Евангелию».
Книга состоит из небольших главок. Они названы «беседами». В каждой из них рассматривается какой-нибудь Евангельский фрагмент, который становится отправной точкой для размышлений. К примеру, в Беседе пятой идёт речь о словах Христа из Евангелия от Матфея: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Но ведь, пожалуй, многие из нас сталкивались с тем, что даже самые искренние наши просьбы Господь не всегда исполнял. Однако это совсем не означает, что Бог нас не услышал, читаем мы в Пятой беседе книги «Как жить по Евангелию». Просто надо всегда помнить, что помимо наших просьб есть ещё и Божья воля, и Его таинственный промысл о каждом из нас. «Положитесь всецело на Его волю, и не удивляйтесь, что не все просимое получите по первому вашему требованию. Ведь и детям мать говорит „нельзя“, и они верят ей и послушно отходят, зная, что, когда можно и должно будет, мать сама даст им просимое», — такой пример приводит автор наставлений.
А вот ещё один. Он относится к Беседе тринадцатой. В ней цитируются каждому знакомые слова Христа из Евангелия от Матфея — «Будьте как дети». Но что же имел в виду Спаситель, давая нам такую заповедь? Ребёнок привязан к матери и всюду доверчиво следует за нею. Он просит у матери того, чего не может достать сам, — читаем мы в книге архиепископа Иоанна (Шаховского) «Как жить по Евангелию». «Быть как дети» — значит, доверчиво идти за Христом. Любить Отца нашего небесного, как ребенок любит мать. «Никто не заменит её, никто не будет милее и дороже — пусть же и вам никто не заменит Господа Бога. Тогда Господь обережёт вас, потому что Отец любит своих детей, доверяющих Ему», — заверяет читателей автор.
Эти короткие, но полные духовной мудрости тексты Владыка Иоанн (Шаховской) называл чистым голосом духовного мира. Который радостно зовёт каждого из нас учиться тому, как жить по Евангелию.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер