
Фото: Sixteen Miles Out/Unsplash
В конце 20-х годов ХХ века архиепископ Иоанн (Шаховской) — иерарх Американской Православной Церкви, писатель и проповедник — получил по почте увесистую заказную бандероль. В ней он обнаружил несколько тетрадей с записями. Это были духовные наставления некоего неизвестного старца. Прислал их архиепископу его давний знакомый. Он просил владыку Иоанна внимательно изучить эти записи, чтобы удостовериться — не противоречит ли в них что-либо духу православия. Когда архиепископ закончил чтение, он был до глубины души потрясён. Слова таинственного старца не только строго следовали Евангелию и святоотеческой традиции. В них владыка Иоанн нашёл ответы на свои собственные, глубоко личные духовные вопросы, которые прежде долго не мог разрешить. В поучениях из тетрадей просто, ясно и в то же время мудро объяснялось, как жить по Евангелию. Некоторые из наставлений архиепископ Иоанн (Шаховской) напечатал в православных газетах Франции и Германии. Эти публикации нашли большой отклик у читателей. И тогда владыка решил издать поучения отдельной книгой. Которую так и назвал — «Как жить по Евангелию».
Книга состоит из небольших главок. Они названы «беседами». В каждой из них рассматривается какой-нибудь Евангельский фрагмент, который становится отправной точкой для размышлений. К примеру, в Беседе пятой идёт речь о словах Христа из Евангелия от Матфея: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Но ведь, пожалуй, многие из нас сталкивались с тем, что даже самые искренние наши просьбы Господь не всегда исполнял. Однако это совсем не означает, что Бог нас не услышал, читаем мы в Пятой беседе книги «Как жить по Евангелию». Просто надо всегда помнить, что помимо наших просьб есть ещё и Божья воля, и Его таинственный промысл о каждом из нас. «Положитесь всецело на Его волю, и не удивляйтесь, что не все просимое получите по первому вашему требованию. Ведь и детям мать говорит „нельзя“, и они верят ей и послушно отходят, зная, что, когда можно и должно будет, мать сама даст им просимое», — такой пример приводит автор наставлений.
А вот ещё один. Он относится к Беседе тринадцатой. В ней цитируются каждому знакомые слова Христа из Евангелия от Матфея — «Будьте как дети». Но что же имел в виду Спаситель, давая нам такую заповедь? Ребёнок привязан к матери и всюду доверчиво следует за нею. Он просит у матери того, чего не может достать сам, — читаем мы в книге архиепископа Иоанна (Шаховского) «Как жить по Евангелию». «Быть как дети» — значит, доверчиво идти за Христом. Любить Отца нашего небесного, как ребенок любит мать. «Никто не заменит её, никто не будет милее и дороже — пусть же и вам никто не заменит Господа Бога. Тогда Господь обережёт вас, потому что Отец любит своих детей, доверяющих Ему», — заверяет читателей автор.
Эти короткие, но полные духовной мудрости тексты Владыка Иоанн (Шаховской) называл чистым голосом духовного мира. Который радостно зовёт каждого из нас учиться тому, как жить по Евангелию.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер