
Фото: PxHere
Каждый год на следующий день после праздника Благовещения в православных храмах совершается празднование в честь архангела Гавриила. Ведь именно он принёс Деве Марии весть о рождении от Неё Спасителя мира.
Сегодня мы говорим об архангеле Гаврииле и стихотворении Владимира Бенедиктова «Святое Благовещение».
Место действия — город Назарет.
Время действия — конец I века до Рождества Христова.
Архангел Гавриил неоднократно упоминается в Библии как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия».
В ветхозаветные времена архангел Гавриил являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны будущего. Столетия спустя небесный посланник сообщил в храме старцу Захарии, чья жена была бездетной, о чудесном зачатии сына — Иоанна Предтечи.
Бог послал Архангела Гавриила и в город Назарет к Деве Марии, обручённой с Иосифом —потомком царя Давида — с вестью о том, что она именно избрана быть Матерью Христа Спасителя.
На иконах архангел Гавриил обычно изображается в виде прекрасного юноши с белой лилией или красивой ветвью. По преданию, небесный посланник вручил деве Марии цветок из райского сада, объявив благую, то есть добрую весть. Отсюда и название великого христианского праздника — Благовещение.
Русский поэт и переводчик XIX века Владимир Григорьевич Бенедиктов в стихотворении «Святое Благовещение» тоже представляет архангела Гавриила юным и прекрасным.
Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета;
Дышит радостью чело;
Веют благовестью речи;
Кудри сыплются на плечи;
За плечом дрожит крыло.
В Евангелии от Луки говорится, что архангел Гавриил сначала поприветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна ты между жёнами». Теперь это слова молитвы, обращённой к Богородице.
Дева Мария смутилась от таких слов и размышляла, чтобы они значили. Архангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь Ему имя Иисус».
«Я — раба Господня. Да исполнится всё, что ты сказал», — кротко ответила Мария архангелу.
В стихотворении «Святое Благовещение» Владимир Бенедиктов с благоговением рисует портрет Девы Марии, используя книжную церковную лексику, чтобы подчеркнуть непохожесть Богородицы на других людей. Головной убор Марии поэт называет «покровом лилейным», то есть — белоснежным, цвета белой лилии, грудь — персями, лицо — ликом...
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;
Скрещены на персях руки;
В персях сдержан тихий вздох;
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый —
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья,
А пред ним — полна смиренья
Дева — Матерь Божества!
Из Библии известно, что вскоре после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии. Узнав, что Мария стала беременной прежде их обручения, Иосиф, как говорится в Евангелии от Матфея, хотел тайно отпустить Её. Архангел Гавриил сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».
И после рождения Иисуса Христа архангел Гавриил не оставлял своими заботами Святое Семейство.
В стихотворении Владимира Бенедиктова архангел Гавриил показан добрым глашатаем воли Бога о судьбах человечества.
Все выпуски программы Прообразы
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема