
Фото: Vasiliki Theodoridou / Unsplash
Как мы знаем, человек — существо социальное. Мнение общества, в частности, родственников, друзей, коллег, соседей о нас — важный элемент самоощущения. Если нам выражают поддержку, хвалят за поступки или внешний вид, то мы чувствуем себя принятыми в своём кругу, а значит, в безопасности. Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдёт о комплименте. Это слово стало употребляться в русском языке в Петровскую эпоху, и в то время звучало как «кумплимент» и даже как «кумплюмент». Оно восходит к латинскому глаголу комплире — исполнять, совершать. В XVIII веке понятие комплимент имело значение «изящный поклон», «выражение прекрасных манер».
В ежедневном общении комплимент — один из способов для создания доверительной атмосферы в разговоре. Однако почему-то не всегда наши слова вызывают ту реакцию собеседника, которую мы хотим. Отчего это происходит? Думаю, стоит поговорить о постулатах «комплиментоведения». Во-первых, наши добрые слова должны быть искренними. Необходимо действительно увидеть в человеке то, что достойно похвалы. Тогда ваша речь настроит собеседника на доверительный лад.
Во-вторых, комплимент должен быть уместным. Например, придя на деловую встречу, лучше не хвалить внешний вид собеседника, а сказать что-то хорошее о его фирме, а в конце беседы можно поделиться приятным впечатлением от диалога.
В-третьих, важно, чтобы комплимент не был бестактным, не давал повода понять его неправильно. Например, если вы скажете коллеге или знакомой: «Ты отлично выглядишь! У тебя сегодня день рождения?» — то подобные слова могут вызвать ощущение, что в другие дни она выглядит недостаточно хорошо. Поэтому лучше сказать: «Ты, как всегда, великолепно выглядишь!»
Важно смотреть на человека с целью найти в нём хорошее, причём оценивать не только внешние, но и внутренние качества. И здесь стоит примерить комплимент на себя, представить, как бы я отреагировал на данные слова. Вот вам и одно из практических проявлений евангельской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя».
Комплимент — не просто акт вежливости. Это возможность показать собеседнику, что вы его цените и готовы к доверительному общению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











