Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Аполлинарий Васнецов был очень благодарен отцу, привившему ему любовь к природе. Работа «Наш дом. Рябово» посвящена отчему дому, в котором прошло детство художника. Сейчас здесь, в селе Рябово Кировской области, находится музей-усадьба Васнецовых.

— Как мне нравится, Маргарита Константиновна, у вас в гостях! Пить чай, рассматривать альбомы с репродукциями разных художников... У Васнецова, например, посмотрите, какие картины светлые, вдохновляющие!
— Альбом с работами Аполлинария Васнецова, который ты сейчас изучаешь, — мой любимый из тех, что я приобрела за последнее время. Эта серия из девяти акварелей художника называется «Моя Родина». Какая из репродукций тебе нравится больше всего?
— Пожалуй, вот эта — «Наш дом. Рябово». Среди заснеженных деревьев изображена большая деревенская усадьба. Наверное, художник жил в ней?
— Да, Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в этом доме в селе Рябово Вятской губернии в 1856 году (сейчас это Кировская область). Здесь прошли детские годы художника и его братьев: Николая, Виктора (который тоже стал известным художником), Петра, Аркадия и Александра. Братья рано осиротели, разлетелись из родительского гнезда кто куда... Но каждый из них с огромной нежностью и любовью вспоминал отчий дом.
— Так вот почему картина «Наш дом. Рябово» вызывает так много добрых чувств!
— Художник вложил в неё свою любовь к родному краю, к матери и отцу, потомственному священнику. Вот посмотри, что написано на странице альбома под самой картиной. Это воспоминания Аполлинария Михайловича: «Любовь к природе... была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям...
— ...Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Вечное, сердечное спасибо отцу». Маргарита Константиновна, чувствуется, что Аполлинарий Васнецов был человеком большого сердца...
— Да, Настенька. Любовь отца и матери, дружба с братьями, добрые воспоминания о доме, в котором он родился и вырос, всю жизнь были для художника огромной поддержкой. Особенно в период революционных потрясений, которые коснулись всего русского народа. Васнецов тяжело переживал эти годы. После революции, с 1918 по 1924 год, он и написал серию акварелей «Моя Родина». В работе над ней, да и вообще в творчестве, художник находил вдохновение и радость жизни.
— Этой радостью и делится с нами Аполлинарий Васнецов в своей картине «Наш дом. Рябово». Я чувствую любовь и нежность, когда смотрю на неё. Краски здесь такие тёплые, согревающие. Хотя изображён зимний пейзаж! Акварель буквально пронизана солнцем! Как художнику удалось нарисовать свет?
— Изображать освещённое пространство — большое искусство! Васнецов делает это с помощью тёплых оттенков: золотистых, розовых и жемчужных. Художник заполняет ими все объекты на картине: небо, усадебный дом, снежные покровы, заснеженные кроны деревьев...
— И даже повозка, запряжённая лошадью, и крестьянин, который, сняв шапку, вышел её встречать — всё написано в тёплых розовых тонах.
— Таким образом художник создаёт прозрачную, наполненную воздухом и предзакатным светом атмосферу тихого уютного вечера в родном селе. Мастер тщательно, с помощью карандаша, прописывает детали любимого с детства пейзажа. И благодаря этому мы чувствуем, как дорого для Васнецова это изображение. Каждая веточка на огромном дереве, каждый уголок фасада отчего дома, каждый солнечный блик в его окнах.
— Ах как бы хотелось побывать в родных местах Васнецова, побольше узнать о нём, посмотреть его работы в музеях...
— Зови с собой родителей — и съездите как-нибудь в родное село Васнецовых Рябово в Кировской области. Вы сможете побывать в его доме — сейчас там находится музей-усадьба Васнецовых.
— Было бы чудесно! Как раз скоро каникулы!
— Ну а сейчас давай допьём чай — и вместе сходим в Третьяковскую галерею, чтобы воочию увидеть картину «Наш дом. Рябово» и другие работы замечательного художника Аполлинария Васнецова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер