Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Аполлинарий Васнецов был очень благодарен отцу, привившему ему любовь к природе. Работа «Наш дом. Рябово» посвящена отчему дому, в котором прошло детство художника. Сейчас здесь, в селе Рябово Кировской области, находится музей-усадьба Васнецовых.

— Как мне нравится, Маргарита Константиновна, у вас в гостях! Пить чай, рассматривать альбомы с репродукциями разных художников... У Васнецова, например, посмотрите, какие картины светлые, вдохновляющие!
— Альбом с работами Аполлинария Васнецова, который ты сейчас изучаешь, — мой любимый из тех, что я приобрела за последнее время. Эта серия из девяти акварелей художника называется «Моя Родина». Какая из репродукций тебе нравится больше всего?
— Пожалуй, вот эта — «Наш дом. Рябово». Среди заснеженных деревьев изображена большая деревенская усадьба. Наверное, художник жил в ней?
— Да, Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в этом доме в селе Рябово Вятской губернии в 1856 году (сейчас это Кировская область). Здесь прошли детские годы художника и его братьев: Николая, Виктора (который тоже стал известным художником), Петра, Аркадия и Александра. Братья рано осиротели, разлетелись из родительского гнезда кто куда... Но каждый из них с огромной нежностью и любовью вспоминал отчий дом.
— Так вот почему картина «Наш дом. Рябово» вызывает так много добрых чувств!
— Художник вложил в неё свою любовь к родному краю, к матери и отцу, потомственному священнику. Вот посмотри, что написано на странице альбома под самой картиной. Это воспоминания Аполлинария Михайловича: «Любовь к природе... была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям...
— ...Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Вечное, сердечное спасибо отцу». Маргарита Константиновна, чувствуется, что Аполлинарий Васнецов был человеком большого сердца...
— Да, Настенька. Любовь отца и матери, дружба с братьями, добрые воспоминания о доме, в котором он родился и вырос, всю жизнь были для художника огромной поддержкой. Особенно в период революционных потрясений, которые коснулись всего русского народа. Васнецов тяжело переживал эти годы. После революции, с 1918 по 1924 год, он и написал серию акварелей «Моя Родина». В работе над ней, да и вообще в творчестве, художник находил вдохновение и радость жизни.
— Этой радостью и делится с нами Аполлинарий Васнецов в своей картине «Наш дом. Рябово». Я чувствую любовь и нежность, когда смотрю на неё. Краски здесь такие тёплые, согревающие. Хотя изображён зимний пейзаж! Акварель буквально пронизана солнцем! Как художнику удалось нарисовать свет?
— Изображать освещённое пространство — большое искусство! Васнецов делает это с помощью тёплых оттенков: золотистых, розовых и жемчужных. Художник заполняет ими все объекты на картине: небо, усадебный дом, снежные покровы, заснеженные кроны деревьев...
— И даже повозка, запряжённая лошадью, и крестьянин, который, сняв шапку, вышел её встречать — всё написано в тёплых розовых тонах.
— Таким образом художник создаёт прозрачную, наполненную воздухом и предзакатным светом атмосферу тихого уютного вечера в родном селе. Мастер тщательно, с помощью карандаша, прописывает детали любимого с детства пейзажа. И благодаря этому мы чувствуем, как дорого для Васнецова это изображение. Каждая веточка на огромном дереве, каждый уголок фасада отчего дома, каждый солнечный блик в его окнах.
— Ах как бы хотелось побывать в родных местах Васнецова, побольше узнать о нём, посмотреть его работы в музеях...
— Зови с собой родителей — и съездите как-нибудь в родное село Васнецовых Рябово в Кировской области. Вы сможете побывать в его доме — сейчас там находится музей-усадьба Васнецовых.
— Было бы чудесно! Как раз скоро каникулы!
— Ну а сейчас давай допьём чай — и вместе сходим в Третьяковскую галерею, чтобы воочию увидеть картину «Наш дом. Рябово» и другие работы замечательного художника Аполлинария Васнецова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер