«Ансамбль солистов «Вера». Антон Висков, Евгения Кузнецова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Ансамбль солистов «Вера». Антон Висков, Евгения Кузнецова

* Поделиться

У нас в гостях были композитор Антон Висков и художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве Евгения Кузнецова.

Мы говорили о том, с чем связан возрастающий интерес к духовной музыке в нашей стране, и чем различаются исполнение богослужебных песнопений во время служб в храмах и во время концертов. Евгения рассказала, как возник их ансамбль, почему у него именно такое название, и как через музыку можно приводить людей к Богу.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Друзья, здравствуйте. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. Я с удовольствием представляю наших гостей. Ближайший час в нашей студии вместе с нами и вместе с вами эту часть «Светлого вечера» проводит композитор Антон Висков, так хорошо знакомый нашим постоянным слушателям, я надеюсь. Здравствуйте, добрый вечер.

А. Висков

— Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

А. Пичугин

— И впервые у нас художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве, Евгения Кузнецова. Добрый вечер.

Е. Кузнецова

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Нам очень приятно. Ансамбль солистов «Вера» на радио «Вера» — понятно, что мы должны подружиться. Антон привел к нам Евгению и, таким образом, мы, соответственно, сегодня говорим о проекте ансамбля солистов «Вера». Ну, наверное, Антон, начнем с вас. Расскажите, пожалуйста, о том, что за проект как вы познакомились, и почему вы поддерживаете.

А. Висков

— Для меня большим творческим событием, большой удачей, радостью было знакомство с молодыми артистами, которые представляют ансамбль солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья. И приятно еще то, что вот эти молодые люди, они со вниманием и с интересом отнеслись к моей музыке, без всяких с моей стороны, так сказать, предпосылок, они просто увидели мои сочинения и взяли их в своей репертуар. И с тех пор у нас завязалось очень тесное сотрудничество, чем я очень горжусь, и оно протекает не только в сфере именно вот исполнительства духовной музыки, как на службах, так и в концертной жизни, но и в виде очень таких интересных начинаний, которые связаны с духовно-музыкальной деятельностью ансамбля. Так как ансамбль, помимо своей основной работы на службах в храме и концертной деятельности, занимается вот таким духовным музыкальным просветительством, и в первую очередь это выражается в интернет-проектах различных. И вот один из этих проектов мне бы хотелось сейчас представить — этот проект, который проходит на страницах ютуб-канала ансамбля солистов «Вера» и он представляет собой рассказ, беседу о вехах развития русской духовной музыки, начиная со Средневековья и кончая сегодняшними днями. И надо сказать, что этот проект, он вовлекает, может вовлечь в свою деятельность самый широкий круг слушателей. Потому что вот мы с Евгенией садимся перед монитором, и слушатели в любой момент могут задать нам свои вопросы, рассказать о своей деятельности. Потому что очень много регентов слушает, участников церковных хоров или просто любителей русской духовной музыки. Вот такой диалог, такое соборное общение на животрепещущие, интересующие нас темы мне сейчас представляется очень нужным, важным и востребованным.

А. Пичугин

— Евгения, о самом ансамбле «Вера» теперь.

Е. Кузнецова

— Наш ансамбль появился в 2018 году при Общецерковной аспирантуре и докторантуре равноапостольных Кирилла и Мефодия, где ректором является митрополит Иларион, наш настоятель, настоятель нашего подворья. Коллектив зародился, сначала был как квартет, и мы иногда расширяемся, иногда снова приходим к квартетному звучанию. Имя нашего ансамбля — это первые буквы имен наших солистов: Варвара, Евгения, Рубен и Андрей. То есть понятно, что есть прекрасное радио «Вера», и как бы...

А. Пичугин

— Украли, украли название...

Е. Кузнецова

— Да, но здесь у нас другое объяснение этому. И с 18-го года мы начали нести послушание церковное на этом подворье и начали, скажем так, творить в сфере духовной музыки, в этом жанре.

А. Пичугин

— А почему вообще вы пришли именно к такому варианту исполнительства, почему именно духовная музыка? Ведь вариантов развития направления вашего творчества, думаю, было множество, но вот вы выбрали именно духовную.

Е. Кузнецова

— Надо пояснить, что все солисты имеют светское высшее музыкальное образование — оперные певцы, дирижеры, композиторы и, естественно, душа просит быть рядом с Богом. Поэтому, наверное, помимо наших светских работ, концертной деятельности. сольной или выступлений как дирижеров, в общем, нас все тянет к храму, в храм, и это нас сблизило, и вот так вот происходит наше творчество.

А. Пичугин

— Вы при Черниговском подворье существуете. А как жизнь подворья и ваша творческая жизнь связаны?

Е. Кузнецова

— В прошлом году был организован, по благословению митрополита Илариона, конкурс современных композиторов духовной музыки, проходил он на Черниговском подворье. Также вот в период карантина очень много проходило онлайн-концертов, записей концертов на этом подворье. То есть в такую нелегкую годину наше подворье несет миссионерскую такую деятельность в плане духовного, как это сказать, духовной поддержки, скажем так. А конкурс современных композиторов имел огромный успех — 180 заявок было подано из 15 стран. Так как конкурс был первый, проводили мы его еще так как бы, это первый наш опыт, со многими какими-то столкнулись, ну не проблемами, но какими-то такими, были разные этапы. Но, конечно, такого успеха, не ожидал никто — что люди нуждаются в творчестве, люди хотят творить в этой сфере. И вот Антон как раз у нас был членом жюри — отбирал, отсматривал партитуры. Мне кажется, он мог бы рассказать.

А. Пичугин

— Сейчас про конкурс поговорим. А вот через вас проходит, через ваши руки, я думаю, что много людей молодых людей, которые занимаются духовной музыкой — исполнительством ли, написанием ли, — здесь ведь вы далеко не со всеми работаете, далеко не все становятся вам близкими людьми. Вот как здесь так получилось?

А. Висков

— Огромный интерес сейчас представляет новая духовная музыка, которая пишется. Во-первых, сам факт того, что множество композиторов обращается именно к этому жанру, он очень показателен — это новое русское духовное возрождение, я вот сейчас считаю, конкурс, когда присылается масса партитур, свидетельствует именно о этом. Что касается моего сотрудничества — ну конечно, вот ансамбль солистов «Вера», он очень близок, именно близок по своей манере исполнительства. И мне бы здесь хотелось бы затронуть специфику звучания голосов этого удивительного коллектива. Дело в том, что ансамбль «Вера» возрождает традиции пения эпохи русского барокко. Русское барокко — это эпоха царя Алексея Михайловича, Петра I и частично эпоха Елизаветы Петровны — вот это период, когда в России процветало многоголосное, так называемое партесное пение, состоящее из множества голосов.

А. Пичугин

— Интересно, как это было воспринято? Мы сейчас не можем перенестись в XVIII век, но как многоголосие, которое там появляется, в конце XVII и начинает распространяться по всей стране у нас в XVIII, как это все воспринималось на приходах? Мы скорее всего об этом не узнаем, это такой вопрос в пустоту. Но вот просто интересно, как люди, которые были абсолютно другой культуры, привыкли к абсолютно другой форме исполнения песнопений за богослужениями, вдруг те песнопения, которые они привыкли слышать, слышат совершенно в новом формате — слово из другой эпохи, но тем не менее. Я сам прекрасно понимаю, что там в храме, когда хорошо знаешь, что исполняется, представляешь себе ход богослужения и вдруг попадаешь ли в другой храм, или в том храме, в котором ты постоянно, хор исполняет, условно, там «Единородный Сыне» в другом варианте — и ты вдруг пытаешься понять, ловишь себя на мысли, что перестаешь понимать, в каком моменте службы ты находишься. И вот я представляю, как это было тяжело вообще в масштабах всей страны, когда происходила такая духовная музыкальная революция.

А. Висков

— Дело в том, что, судя по сохранившимся рукописям и по их ареалу распространения, партесное пение, пение эпохи барокко, входило в русскую культурную жизнь очень легко. Потому что рукописи сохранились во многих храмах — это и Ярославская епархии, это и Сибирь, это Владимирская епархия. Я почему говорю, потому что эти все рукописи, они были все собраны Смоленским в начале XX века, замечательным директором Московского синодального училища и палеографом, собирателем старинных рукописей. Вот эти рукописи, они в колоссальных количествах сейчас находятся в Историческом музее, в основном в коллекции Смоленского — это епархиальные собрания, синодальные собрания, и со всех сторон страны. И нужно сказать, что началом этого стиля послужило пение киевских спеваков, которые приехали вот в то место, где мы сейчас сидим, в Андреевский монастырь, так сказать, по приказу боярина Ртищева, он их здесь поселил. И они были призваны распространять новый стиль церковного пения многоголосного здесь, в России. Но без встречного движения это было бы невозможно, какими-то силовыми методами. Как вот говорят: Никон, допустим, патриарх, он силовыми методами распространял вот такое красивое, многоголосное, барочное пение в России. Если его бы не было, этого бы не было. Я считаю, что это не так, потому что было встречное движение, была художественная заинтересованность в каких-то новых формах. И судя вот по этим рукописям, во всех церквях, по существу, практически, может быть, кроме, монастырских соборов, вот это пение барочное распространилось. Чем оно отличается от того пения, которое мы сейчас слышим? Если есть возможность, я немножко об этом расскажу.

А. Пичугин

— Вы знаете, мы сейчас обязательно про это поговорим, но прежде хотелось бы все-таки, мы уже там десять минут общаемся, но еще не послушали ничего. Правда, композиция, которая сейчас прозвучит в эфире радио «Вера», это не церковное песнопение...

А. Висков

— Не богослужебное.

А. Пичугин

— Не богослужебное, да, оно называется «Посвящение Елизавете Федоровне» — великой княгине, княгине-мученице, святой княгине, но тем не менее я понимаю, что это произведение достаточно светское.

А. Висков

— Это духовная песнь, которая написана буквально несколько дней тому назад, вот совместно с ансамблем «Вера».

А. Пичугин

— Это премьера у нас?

Е. Кузнецова

— Да, у вас премьера ко дню рождения Елизаветы Федоровны.

А. Пичугин

— Да, вот на днях, собственно говоря.

Е. Кузнецова

— И также наш ансамбль сотрудничает, вернее дружит с игуменией Елизаветой (Кольцовой), которая несет свое послушание в Калининградской области, в монастыре. Мы с ней дружим, часто к ней ездим. И у нее как раз был день рождения, и вот такое вот появилось у меня предложение: обратиться к Антону, чтобы он написал песню для «Веры» и как бы посвящение.

А. Пичугин

— Музыка Антона Вискова.

А. Висков

— Солистка Варвара Федотова.

А. Пичугин

— А слова?

А. Висков

— Слова, да, там они взяты из интернета, вот и, к сожалению, не указаны, чьи. Замечательные слова.

А. Пичугин

— Давайте слушать.

А. Пичугин

— Друзья, мы возвращаемся в студию светлого радио после такого замечательного исполнения. Очень красиво.

Е. Кузнецова

— Спасибо.

А. Пичугин

— Евгения Кузнецова, художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве, и композитор Антон Висков у нас в студии светлого радио. Так, Антон, а вот мы остановились на том, как развивалось многоголосие.

А. Висков

— Дело в том, что ансамбль «Вера» возрождает старинные формы, старинное звучание духовных песнопений эпохи русского барокко. Это время царя Алексея Михайловича и Петра I, частично Елизаветы Петровны, когда повсеместно в России во многих приходах существовал особый многоголосный стиль и особая манера исполнения, которая, безусловно, отличается от того, как поют сейчас. Сейчас у нас поют, в общем-то, в итальянском стиле, в стиле «бельканто» так называемого, когда голос вибрирует, когда он немного похож на оперный голос — этот стиль пришел в Россию в конец XVIII века, уже в следующую эпоху, эпоху классицизма, эпоху Екатерины II. И вот этот стиль, он постепенно распространился и на церковную музыку, он пришел вместе с оперой. И затем уже в творчестве Бортнянского, Дегтярева, в их духовных сочинениях он стал популярен и в церквях. А вот до него, в эпоху барокко, пели совсем в другой манере, когда не было вот этого вибрато, не было такой красивости голоса, когда вибрато исключалось, так называемые прямые голоса. И вот ансамбль «Вера» как раз культивирует этот стиль, и этот стиль очень соответствует архитектуре того храма, где служат солисты ансамбля «Вера», этот храм действительно построен в конце XVII — начале XVIII века, в эпоху барокко.

А. Пичугин

— И вот как раз в эпоху своего существования эти стены помнят, слышали именно такую музыку.

А. Висков

— Да, именно такую музыку. И еще этот стиль, он связан с музыкальными вкусами владыки Илариона. Потому что, как я знаю, владыка Иларион очень тяготеет к музыке эпохи барокко. Когда он еще был епископом, мы с ним встречались, и он говорит: мне больше всего из музыки нравится Иоганн Себастьян Бах. И в частности вот в творчестве, музыкальном творчестве самого владыки Бах представлен очень широко. Потому что владыка впервые в истории русской музыки переложил сочинения Баха на русскую церковную почву и создал на основе музыки Баха «Херувимские»...

Е. Кузнецова

— «Милость мира», «Достойно есть», хоралы.

А. Висков

— Да, вот ансамбль солистов «Вера» исполняет это, конечно же.

А. Пичугин

— А мы сегодня послушаем?

Е. Кузнецова

— Могли бы послушать, да, есть.

А. Пичугин

— У нас есть замечательная возможность послушать. Вся «Херувимская» — это будет «Херувимская», — вся она длинная и, дорогие слушатели, вы не обессудьте, в какой-то момент мы это замечательное песнопение уведем — все-таки шесть минут нам эфир не позволяет слушать целиком. Но давайте послушаем фрагмент, потому что «Херувимскую» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, где мы еще услышим, кроме как на радио «Вера». Не знаю, в храмах за богослужением исполняется?

А. Висков

— Конечно.

Е. Кузнецова

— Исполняется.

А. Пичугин

— На Черниговском подворье.

Е. Кузнецова

— Да, на Черниговском подворье, но тоже крайне редко, это очень сложно петь.

А. Пичугин

— Но переложение митрополит Илариона Алфеева.

А. Висков

— Сложная партитура.

А. Пичугин

— Слушаем.

Очень необычно. Хочу сказать, что мне как-то внутренне тяжело, наверное, соединить такое привычное песнопение для любого православного человека «Иже херувимы...» и такого привычного Баха. А вот когда все это соединяется, получается очень непривычно, но интересно. Возможно, не могу сказать, что это мне так ложится на сердце, но возможно, это, правда, надо слушать в храме за богослужением. У нас небольшой перерыв. Я напомню, что в гостях у светлого радио художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве, Евгения Кузнецова, и Антон Висков, композитор. И Алексей Пичугин. Через минуту мы все вместе снова в студии.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что в гостях у нас Антон Висков, композитор, думаю, хорошо знакомый всем нашим постоянным слушателям. И Евгения Кузнецова, художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве. Всего несколько лет существует ансамбль солистов «Вера». Ну как всего — с одной стороны, всего три года, с другой стороны, уже целых три года.

Е. Кузнецова

— Большая жизнь, да, творческая.

А. Пичугин

— Потому что за это время у вас даже в репертуаре, в подходах многое менялось.

Е. Кузнецова

— Вкусы менялись, да, много что поменялось, движемся вперед постоянно. Коллектив уникален тем, что ребята многие несли послушание в храме еще в детстве — кто-то алтарничал, я с шести лет на клиросе сама. И вот этот дух общий, молитвенный настрой, мне кажется, это нас определяет с хорошей стороны. И стали даже больше приходить людей в храм, когда как-то коллектив обрел свою форму, мы как-то выбрали репертуар, в каком направлении будем двигаться и как будем развиваться. Многие прихожане подходят, благодарят, любят наш коллектив, не только молиться в этом храме, и к священнику — это понятно, все очень важно. Но любят и пение, это очень приятно.

А. Висков

— И надо сказать, что вся история летопись ансамбля «Вера», она доступна любому, в том числе нашим радиослушателям, на ютуб-канале ансамбля, который представлен в интернете. И, собственно говоря, там огромное количество записей, которые были созданы на протяжении вот всех лет существования коллектива.

Е. Кузнецова

— Да, стараемся много выкладывать. Два раза в неделю у нас выходит видео, где мы знакомим слушателей с церковной музыкой, и есть отдельные плейлисты, и просто духовная музыка, и богослужебные отрывки. Многие пользуются как библиотекой.

А. Пичугин

— Храм, который находится по соседству, и где митрополит Иларион тоже, собственно, настоятель — «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке, он еще в советские годы был известен тем, что раз в год исполнялось «Всенощное бдение» Рахманинова и «Литургия» Чайковского. Говорят, что в те дни, когда это происходило, храм наполняли люди далеко не церковные, храм был битком набит людьми, которые просто приходили послушать музыку. И тогдашний настоятель архиепископ Киприан (Зернов), он даже специально проповеди готовил для людей нецерковных, чтобы хоть как-то что-то им рассказать, иметь такую возможность. У вас сталкивалась ли вот вы с тем, что к вам тоже приходят люди как на концерт на службу?

Е. Кузнецова

— Бывало такое и есть. Но вы знаете, мне кажется, что пути Господни неисповедимы, и музыка — это такая сфера, которая может привести людей к Богу, проводник.

А. Пичугин

— А я здесь я сейчас даже, я сейчас не про миссию, я про востребованность духовной музыки. Потому что у нас даже люди церковные, со своими вкусами, своими пристрастиями, а иногда и без них — это я про музыку все, и многие там, многажды лет церковные люди приходят, ходят в храм в один и тот же, там нет хорошего хора — это не то чтобы проблема, но это данность. Кто-то ходит, наоборот, в храм всю жизнь, где правый хор, набранный из солистов оперных театров и профессионалов, и по-другому уже не представляют себе церковную музыку. И поэтому для них это как бы уже отдельная история, они просто приходят в храм. А люди, которые ценят музыку, даже если они нецерковные, наверняка они ценят и духовные музыку, ну просто как вот музыку — извините за бедность речи. И вот такие люди, я думаю, часто приходят, нет?

Е. Кузнецова

— Приходят, и потребность к духовной музыке большая, жажда. И для таких людей мы делаем концерты достаточно часто — у нас есть абонемент в музее Скрябина, где вот как раз Антон у нас выступает как конферансье. И мы поем как раз вот духовную музыку, Антон рассказывает о композиторах, и люди как раз могут насытиться вот именно этим.

А. Висков

— Сейчас существует мнение, что духовная музыка, может быть, чуть-чуть уже как бы вот наскучила, говорят, что в 90-е годы был тогда бум, все ходили на концерты, а сейчас вот такого нет. Ничего подобного. Интернет показывает, что интерес к духовной музыке только возрастает и, в частности, в среде профессионалов. Вот если ты, допустим, размещаешь видео, как ты поешь, оно собирает меньше просмотров, намного меньше, чем когда ты размещаешь ноты вместе с пением — и вот тут количество скачиваний зашкаливает за несколько тысяч. То есть несколько тысяч людей по всей России скачивают ноты — то есть они знают ноты, эту духовную музыку, и не просто, значит, они это будут исполнять, если они это скачивают. И, таким образом, вот я для себя вот открыл, что вот такой интерес повсеместный у нас в России, он совершенно, мне кажется, может быть, уникален даже для мира.

А. Пичугин

— Я, знаете, с чем сталкивался — с тем, что люди, опять же нецерковные, но тем не менее либо считающие, либо действительно вот с таким очень хорошим образованием, модно ходить, подчеркиваю, модно ходить на концерты органной музыки, например, там в храм Петра и Павла на Китай-городе в Москве. Но я даже не то чтобы эксперимент проводил, но вот просто сталкивался с этим. Там вот в машине играет... На органные концерты люди ходят — но это же органный концерт, и неважно, для них, они даже не очень понимают, что это церковная музыка. А вот когда играет песнопение какое-нибудь: ой, выключи, пожалуйста, вот это вот не надо. И вот здесь у меня некий диссонанс: а как же? Но ведь это прекрасная музыка, сейчас тебе «Херувимскую» включить — это же Бах, узнаешь ты в этом Баха или не узнаешь? Или: ну выключи, это вот это все ваше церковное не надо. Но ты же ходишь на концерты органной музыки, слушаешь Баха? Вот тут даже это не вопрос, вот у меня диссонанс с тем, что ведь это музыка и то музыка, если ты ценишь музыку, если ты считаешь себя культурным человеком, да, плохо говорить, но культурным человеком...

Е. Кузнецова

— Образованным.

А. Пичугин

— Образованные люди разные бывают. Ну если ты вот как бы сам постулируешь, что ты про это, то чего ж тогда?

А. Висков

— Алексей, при мне лично никто не осмелился сказать, чтобы я выключил духовную музыку. Тем более это моя музыка была, понимаете.

А. Пичугин

— Вы композитор, это ваша музыка, а я про ситуацию в целом. Я-то не композитор, поэтому мне так можно сказать.

Е. Кузнецова

— Теперь слушатели послушали фрагмент Баха, и вот должно сложиться.

А. Висков

— Ну мне кажется, что, если бы это была запись ансамбля «Вера», все бы просто не могли оторваться.

А. Пичугин

— И поэтому мы будем продолжать слушать ансамбль «Вера». И сейчас на радио «Вера» ансамбль «Вера», с песнопением «Богородице Дево, радуйся».

А. Висков

— Да, это замечательное, композитор Егор Вивдич, солист ансамбля «Вера», который прекрасный, так сказать, артист, вокалист и, кроме того, совершенно замечательный композитор, который по стилистике очень мне близок, он очень оригинален в плане композиторских выдумок, техники.

Е. Кузнецова

— И пишет для ансамбля.

А. Висков

— И пишет специально для ансамбля, сам пишет, сам поет.

Е. Кузнецова

— Учитывая наши голоса, возможности, специфику.

А. Пичугин

— Молодой человек совсем. Я вот сейчас посмотрел в интернете, да, 27 лет всего.

Е. Кузнецова

— Да.

А. Пичугин

— Давайте послушаем.

А. Пичугин

— Итак, друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Евгения Кузнецова, художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве. И композитор Антон Висков. Пока сейчас звучало песнопение, выяснилось, что, оказывается, с музыки Егора Вивдича фактически и началась история ансамбль солистов «Вера», правильно?

Е. Кузнецова

— Да. Был период, когда Егор был серьезно болен, и мы решили в его поддержку сделать концерт, собирать средства и исполнять его музыку. И вот первый наш такой концерт большой был проведен как раз в храме Михаила и Федора Черниговских, и пелась его музыка, исполняли его музыку, собирали средства. Была собрана большая сумма, большая помощь хорошая. Ну вот несмотря на то, что такая скорбь, а росток «Веры», вот он начал...

А. Пичугин

— Ну и с Егором, я так понимаю, слава Богу, все хорошо.

Е. Кузнецова

— Да, все хорошо, да.

А. Пичугин

— Если наш слушатели заинтересовались — я уверен, что они заинтересовались, то мы можем еще раз их адресовать на ютуб-канал ансамбля «Вера». И если вы в Москве или будете в Москве, можете приходить на службы в Черниговское Патриаршее подворье — это самый центр Москвы, метро «Новокузнецкая», собственно, и улица Новокузнецкая тоже. А как часто вы за богослужениями?

Е. Кузнецова

— Мы часто, мы правый хор — суббота, воскресенье, праздники, да.

А. Пичугин

— Но концертов, вот мы сейчас говорили, что концерты мы не будем анонсировать, потому что пока не очень понятно, когда, и ситуация такая у нас не очень стабильная с живыми выступлениями. Но, с другой стороны, вы выступаете и где-то на разных площадках, и даже на гастроли ездите.

Е. Кузнецова

— Ездили на гастроли, ездим в Калининград. Также мы пели дважды и надеялись, что это будет традиция, мы были всегда приглашенными солистами в Бари, на празднование святителя Николая в декабре.

А. Пичугин

— Давайте так: в городе Бари, да. А то «мы были приглашенными солистами в баре».

Е. Кузнецова

— Да. Ну вот, к сожалению, сейчас такое тяжелое время, что вот приостанавливается это все, и даты неизвестны ближайших концертов, потому что все переносится, и мы вот так вот парим в воздухе. Но тем не менее у нас открылась вот эта вот онлайн-платформа.

А. Висков

— Да, где ансамбль «Вера» непосредственно может исполнять песнопения в записи из храма. И там очень многое записано, и любой может познакомиться на ютуб-канале.

А. Пичугин

— И вечный вопрос: а богослужебные песнопения, которые исполняются на концертах и которые исполняются в храмах, это ведь несколько разная музыка? Чем отличатся вообще то, что ансамбль духовной музыки исполняет в концертном зале и то, что исполняется за богослужением?

А. Висков

— Кто ответит на этот вопрос?

Е. Кузнецова

— Антон, начните вы.

А. Висков

— На концертах могут исполняться не только богослужебные песнопения, но и так называемая паралитургическая музыка и такая народная музыка.

А. Пичугин

— А что за паралитургическая музыка?

А. Висков

— Это концерты. В основном это, по терминологии замечательного исследователя русской музыки Гарднера, он называет духовные концерты Бортнянского, скажем, Дегтярева паралитургической музыкой. Так как считает, что чисто богослужебная музыка не может носить в себе элементы оперности, концертности, инструментальности и должна быть основана на византийской системе осмогласия. Но, конечно, сейчас вот эта граница, она стерта, и духовные концерты Бортнянского, они исполняются как запричастные концерты на богослужениях, и множество других концертов. И, собственно говоря, в академической сфере, когда духовная музыка выносится на сцену. Ну и, конечно, там еще могут добавляться духовные стихи, духовные песни. Или, например, вот очень интересная музыка, которая относится к византийской эпохе. Очень сложно сейчас представить, например, за богослужением песнопения Кассии.

Е. Кузнецова

— О да.

А. Пичугин

— Надо пояснить.

Е. Кузнецова

— Это первая женщина-композитор... А какой это век, Антон?

А. Висков

— Это Византия.

Е. Кузнецова

— Это Византия, это где-то, по-моему, IX век, но я могу ошибаться. И недавно также наш ансамбль исполнял ее песнопения на концерте. На концерте, конечно, это на службе сейчас уже и не представляется возможным петь. Да, первая женщина-композитор...

А. Висков

— Духовной музыки.

Е. Кузнецова

— Также она и святая. Очень интересная у нее музыка.

А. Висков

— Мне еще хотелось бы вот такой вопрос затронуть и начать рассказ с того, что в начале XX века в Москве, в московских храмах центральных — Успенском соборе, в храме Христа Спасителя служил великий архидиакон Константин Розов.

А. Пичугин

— О да. И записи остались. К сожалению, их качество, наверное, в полной мере не передает оттенков голоса, но все равно.

А. Висков

— Но можно представить. И современники свидетельствовали о том, что его вокальное мастерство во многом превышает мастерство Федора Ивановича Шаляпина. Но когда к нему обращались: почему вы не поете в опере? Он говорил: пою Богу моему, дондеже есмь. Вот и то же самое можно сказать о руководителе ансамбля «Вера», Евгении Кузнецовой, которая много лет, много раз стажировалась в Европе, по специальности оперное пение.

Е. Кузнецова

— И концертировала, и выступала.

А. Висков

— Концертировала и выступала. Она прекрасная меццо-сопрано и вполне могла бы составить славу любого оперного театра. Но тем не менее она выбирает путь церковного служения и поэтому она возглавила ансамбль, и вот это очень интересно. И для меня это большая честь, что Евгения, как солистка, исполняла и мою музыку концертного характера. И я надеюсь, что мы еще встретимся, и она не только будет целиком себя посвящать богослужению, но и какую-то часть своего удивительного таланта оставит на музыку композитора Антона Вискова.

Е. Кузнецова

— Ну мы же с вами так и познакомились.

А. Висков

— Да, мы познакомились во время исполнения.

А. Пичугин

— И мы, я тоже уверен, что мы еще встретимся. Раз уж вы называетесь «Вера», то и суждено приходить к нам.

Е. Кузнецова

— Да, мы очень хотели долго с вами познакомиться, это правда.

А. Пичугин

— Вот видите, это произошло. Но программа наша не заканчивается, это я так. А у нас еще есть некоторое количество времени, мы еще и музыку послушаем. А у вас, я так понимаю, мы начинали с композиции, которая посвящается Елизавете Федоровне. Но ведь у вас есть еще и другие светские, достаточно светские вещи. Вы же их, я так понимаю, за богослужением, ну как, понятно, в храме не исполняете.

Е. Кузнецова

— Если только концерт проходит в храме, то, конечно, исполняем.

А. Пичугин

— Ну концерт в храме, да.

Е. Кузнецова

— Светский концерт в храме.

А. Пичугин

— Сейчас есть какой-то элемент светских, я неоднократно сталкивался, песнопений, которые исполняются там перед причастием непосредственно, во время причастия духовенства — это так называемый концерт. Ну я не знаю, практикуется это на Черниговском подворье или нет.

Е. Кузнецова

— У нас есть традиция: в наш престольный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи всегда после креста мы исполняем Свиридова «Любовь святая». Ну мне кажется, что, во-первых, эта традиция, почему-то она, оказывается, уже там была до нас, до нашего прихода, и мы решили ее продолжать. И многие прихожане ждут всегда.

А. Висков

— Ну то есть вы исполняете духовный стих.

Е. Кузнецова

— Духовный стих, да.

А. Висков

— Это внебогослужебное песнопение, скажем так.

Е. Кузнецова

— Ну служба уже, так сказать, закончилась, либо дается крест в этот момент. Вот поем «Любовь святую» — да, есть такая традиция, приятная, мне кажется.

А. Висков

— И ансамбль «Вера», он является частым гостем различных телевизионных каналов, радиоканалов. И по вот каким-то праздникам, например, праздник народного единства или праздник масленицы, и обычно там требуется какое-то произведение, которое вот специально посвящено этому событию. Поэтому приходится специально писать какие-то произведения для ансамбля «Вера». И происходит это таким образом: накануне их выступления или эфира мне звонит Евгения Кузнецова — это где-то ну так в двенадцать ночи примерно, говорит: мне нужно, завтра нам вот такое песнопение. Ну вот таким небрежным тоном. И я так же небрежно говорю: ну какие проблемы, завтра будет. И утром...

Е. Кузнецова

— Ну я чтобы вас не пугать.

А. Висков

— А я и не пугаюсь уже, когда ты звонишь. И поэтому вот, например, песнопение «О России петь» на слова Игоря Северянина, замечательного поэта эпохи Серебряного века...

А. Пичугин

— Было написано буквально за несколько часов, да, перед концертом.

А. Висков

— Ну часов — это вы слишком много мне даете времени на это. За час вот.

Е. Кузнецова

— Но ведь надо понимать, что нас тоже просят, понимаете, то есть мы оказываемся в такой ситуации, что срочно песню про Россию. Но при этом вы духовный коллектив, вы должны что-то вот такое вот аккуратное нести, красивое, культурное. И здесь, конечно, всегда выручает Антон.

А. Пичугин

— Раньше всегда ограничивались все «Ой ты, степь широкая».

Е. Кузнецова

— Да, но у нас коллектив маленький, мы никого не перепоем эту песню, она так прекрасно спета многими коллективами, что, конечно, нам это не наш репертуар. И здесь на помощь приходит Антон. Это уникальный композитор, мне кажется, его никогда не покидает вдохновение.

А. Висков

— Особенно когда звонит Евгения Кузнецова.

Е. Кузнецова

— «О России петь» стала российским хитом. Эту песню раза три-четыре в месяц обязательно кто-то мне пишет на почту и просит ноты. То есть она пользуется огромной популярностью.

А. Висков

— Ну будем считать, что это еще за счет замечательной поэзии Игоря Северянина.

Е. Кузнецова

— Да, нет, ну там сложилось все, это прекрасная музыка.

А. Пичугин

— Ну давайте теперь мы послушаем. А на этом наша программа подходит к концу. Напомним, что Евгения Кузнецова, художественный руководитель ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья в Москве, композитор Антон Висков, были сегодня в программе «Светлый вечер». Я Алексей Пичугин. Прощаемся, всего доброго. И слушаем в финале нашей программы композицию «О России петь», на стихи Игоря Северянина, музыка Антона Вискова. А исполняет ансамбль солистов «Вера».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем