Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Дядя Андрей, посмотри какой интересный чёрно-белый рисунок, «Суздальские богатыри» называется. Старинный, наверное?
— Вовсе нет, Паша. Художник Андрей Вагин создал эту работу в 1972 году. А спустя пятнадцать лет передал её сюда, в Новокузнецкий художественный музей.
— Мощно выглядит! Зимний пейзаж. Заснеженная лужайка, по тропинке идут прохожие. Тонкими штрихами вычерчены силуэты деревьев и кустов. А основное пространство изображения занимают купола храмов.
— Художник показал купола настоящими исполинами и назвал богатырями! Тут и гигантские луковицы, и маленькие грушевидные главки. Они стоят вровень с солнцем, купаются в его лучах. И кажется, соединяют небо с землей.
— Работа филигранная и вместе с тем масштабная — картина где-то полметра сантиметров на семьдесят. Даже не верится, что можно так нарисовать простым карандашом!
— А это вовсе не карандаш. Работа «Суздальские богатыри» выполнена в технике линогравюры.
— А что это за техника такая?
— Рисунок выцарапывается на линолеуме, затем на него наносится краска и делается отпечаток на бумаге.
— Это, получается, ещё сложнее! Но зато один раз нарисовал, и штампуй потом!
— Тут, Паша, только рассуждать легко. Качество отпечатка зависит от количества нанесённой краски, от силы давления. Да много ещё отчего! У опытного художника, работающего в этой технике, всегда есть свои секреты.
— И Андрей Вагин — такой вот опытный художник?
— Безусловно! Один из лучших русских графиков двадцатого века! А «Суздальских богатырей» он создал в расцвете творческих сил, уже будучи членом Союза художников. На тот момент Андрею Григорьевичу исполнилось сорок девять лет.
— Понятно теперь, почему рисунок настолько безупречный, искусно выполненный.
— При этом техника — не единственное его достоинство.
— А что ещё?
— Содержание, конечно! Нужно обладать определённой смелостью, чтобы в советское время запечатлеть суздальские храмы в сиянии славы, да ещё и назвать их богатырями.
— Вагин был верующим?
— Андрей Григорьевич не рассказывал в интервью о своём мировоззрении. Можно предположить, что о Боге он задумался во время Великой Отечественной войны.
— Вагин воевал?
— В восемнадцать лет пошёл на фронт добровольцем, защищал Ленинград, затем участвовал в Сталинградской битве. Там был тяжело ранен, получил инвалидность.
— Телом он пострадал, а душой окреп.
— Приобрёл ту цельность характера, которая позволила в разгар атеизма создать линогравюру «Суздальские богатыри». Графический портрет православного Суздаля.
Картину Андрея Вагина «Суздальские богатыри» можно увидеть в Новокузнецком художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие наши современники поддаются паническим настроениям, представляя себе ужасы возможной третьей мировой войны. К сожалению, как кажется, этому подвержены и верующие, и атеисты. Но как на самом деле к подобным проблемам должен относиться христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Тема конца света может восприниматься людьми по-разному. Кто-то искренне переживает, когда узнаёт, что с научной точки зрения наша вселенная прекратит своё существование через 16 миллионов лет, и успокаивается, когда узнаёт, что речь идёт не про миллионы, а про миллиарды, хотя эта ошибка или её исправление никак не повлияет на его личную жизнь. Кто-то говорит, что надо вслед за Эпикуром пренебрегать страхом смерти, ведь пока мы живы — её нет, а когда есть она, перестаём существовать мы. В свою очередь христиане тоже призваны не боятся смерти. Впрочем, совсем не потому, почему её не боялся Эпикур или не боятся некоторые атеисты... Смерть будет одним из ключевых событий нашей жизни и даже заранее наполняет её удивительными смыслами, но не она оказывает на нас решающее влияние, не вокруг неё сконцентрированы наши основные усилия. В нашей картине мира есть место и личной смерти, и концу человеческой цивилизации в целом. Мы не знаем дат ни того, ни другого события, но мы не должны бояться.
Ясно одно, день Господень, то есть день, в который Бог вмешиватся в историю, наступит не в результате ядерной войны или столкновения земли с астероидом... Так конец света понимают многие, ведь кажется, что он должен быть связан с невероятными бедами и скорбями. Однако, по словам апостола Павла, пагуба наступит тогда, когда её меньше всего будут ждать. И пока люди боятся климатических проблем, ядерных войн, эпидемий и всего прочего, нам, как христианам, следует думать о другом. Всё перечисленное возможно, но как это должно повлиять на наше поведение? Если это в рамках нашей компетенции, если мы главы корпораций, влияющих на окружающую среду, главы государств или врачи, мы призваны быть ответственными за жизни и здоровье людей, которые нам доверены Богом... Но если мы не таковы, а большинство из нас таковыми не являются, переживая о проблемах, на которые мы не можем повлиять, мы забываем о том, что в наших руках, забываем о том, за что по-настоящему ответственны. Нравственно это очень понятно и выгодно, ведь переживая о судьбах мира, можно оправдывать бардак в собственной голове и личной жизни... Но такой подход совершенно невозможно назвать христианским. Как сыны и дочери дня, мы призваны всё оценивать через призму воли Божией и жить по заповедям Господа, что бы вокруг ни происходило. Чему быть, того не миновать, — говорили на Руси, но при этом каждый верующий на своём месте понимал, что будущее складывается и из его поступков, из того, за что он ответственен. Апостол призывает нас трезво смотреть на вещи, облечься в броню веры и любви и надеяться на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов