Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Распутица... Ты, Андрей, задумывался, какое это слово выразительное? Я вот только сейчас, перед одноимённым полотном Алексея Саврасова в Волгоградском художественном музее. Вроде и есть путь, да расстроенный, размытый. И не понятно, как идти, дойдёшь ли.
— У картины «Распутица» не только название меткое, она сама удивительная! На первом плане грязь, бездорожье. Начало весны, снег начал таять, и укатанный снежный тракт между сёлами развезло. А смотришь — свежестью веет, и на душе светлей.
— Наверное, потому что художник щедро подсинил снежные просторы. Так хозяйки раньше бельё синили, чтоб оно чище смотрелось. Сумерки молочной дымкой укутали берёзовую рощу. То ли утро, то вечер — не поймёшь.
— И кажется, что некуда спешить. Да и невозможно в такую распутицу. Время замереть, задуматься о важном.
— О чём, например?
— О душе, о вечности, о Боге. Алексей Саврасов подсказывает нам это — видишь, храм виднеется на горизонте?
— Какая-то маленькая сельская церквушка?
— Не такая уж она и маленькая, просто здесь показана издалека. Это храм Покрова Богородицы в Филёвском парке. Он построен ещё в семнадцатом веке и сохранился до сих пор. Настоящая архитектурная жемчужина — фасады у церкви нарядные, словно кружевами оплетённые.
— Я знаю этот храм, бывал там уже после реставрации в 2023 году. Вокруг него городская застройка! А у Саврасова на картине — сельские пейзажи.
— В состав Москвы Фили вошли в 1931 году. А в 1894-ом, когда художник писал свою «Распутицу», там была деревня Покровское-Фили.
— Саврасов жил там?
— Несколько лет. Алексея Кондратьевича приютил хозяин поместья, дворянин Павел Шелапутин. Он был глубоко верующим человеком, много лет оставался старостой Покровского храма. И щедро помогал всем нуждающимся.
— Погоди, а Саврасов что, тоже нуждался? Ему требовался приют?
— К сожалению, это так. На момент написания картины «Распутица» Саврасову было шестьдесят четыре года. К этому времени художник совершенно обнищал. Его подкосила череда несчастий.
— Несчастий? Каких?
— Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение. И в целом здоровье его становилось всё хуже. Пройдёт всего три года, и Саврасов умрёт в больнице для бедных. «Распутица» — одна из последних его работ.
— Получается, что эта картина — исповедь художника? Признание, что он потерял путь?
— Исповедь — это ты хорошо сказал. В своей работе «Распутица» Алексей Саврасов, действительно, как будто подводит горький итог своей жизни. Но при этом он не отчаивается! Светлая дымка берёзовой рощи, синие отблески неба на белом снегу, храм на горизонте — приметы смиренной надежды. Веры в то, что милосердный Господь всё управит ко благу.
Картину Алексея Саврасова «Распутица» можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема