Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Распутица... Ты, Андрей, задумывался, какое это слово выразительное? Я вот только сейчас, перед одноимённым полотном Алексея Саврасова в Волгоградском художественном музее. Вроде и есть путь, да расстроенный, размытый. И не понятно, как идти, дойдёшь ли.
— У картины «Распутица» не только название меткое, она сама удивительная! На первом плане грязь, бездорожье. Начало весны, снег начал таять, и укатанный снежный тракт между сёлами развезло. А смотришь — свежестью веет, и на душе светлей.
— Наверное, потому что художник щедро подсинил снежные просторы. Так хозяйки раньше бельё синили, чтоб оно чище смотрелось. Сумерки молочной дымкой укутали берёзовую рощу. То ли утро, то вечер — не поймёшь.
— И кажется, что некуда спешить. Да и невозможно в такую распутицу. Время замереть, задуматься о важном.
— О чём, например?
— О душе, о вечности, о Боге. Алексей Саврасов подсказывает нам это — видишь, храм виднеется на горизонте?
— Какая-то маленькая сельская церквушка?
— Не такая уж она и маленькая, просто здесь показана издалека. Это храм Покрова Богородицы в Филёвском парке. Он построен ещё в семнадцатом веке и сохранился до сих пор. Настоящая архитектурная жемчужина — фасады у церкви нарядные, словно кружевами оплетённые.
— Я знаю этот храм, бывал там уже после реставрации в 2023 году. Вокруг него городская застройка! А у Саврасова на картине — сельские пейзажи.
— В состав Москвы Фили вошли в 1931 году. А в 1894-ом, когда художник писал свою «Распутицу», там была деревня Покровское-Фили.
— Саврасов жил там?
— Несколько лет. Алексея Кондратьевича приютил хозяин поместья, дворянин Павел Шелапутин. Он был глубоко верующим человеком, много лет оставался старостой Покровского храма. И щедро помогал всем нуждающимся.
— Погоди, а Саврасов что, тоже нуждался? Ему требовался приют?
— К сожалению, это так. На момент написания картины «Распутица» Саврасову было шестьдесят четыре года. К этому времени художник совершенно обнищал. Его подкосила череда несчастий.
— Несчастий? Каких?
— Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение. И в целом здоровье его становилось всё хуже. Пройдёт всего три года, и Саврасов умрёт в больнице для бедных. «Распутица» — одна из последних его работ.
— Получается, что эта картина — исповедь художника? Признание, что он потерял путь?
— Исповедь — это ты хорошо сказал. В своей работе «Распутица» Алексей Саврасов, действительно, как будто подводит горький итог своей жизни. Но при этом он не отчаивается! Светлая дымка берёзовой рощи, синие отблески неба на белом снегу, храм на горизонте — приметы смиренной надежды. Веры в то, что милосердный Господь всё управит ко благу.
Картину Алексея Саврасова «Распутица» можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер