Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Колокольный звон — одно из лучших лекарств для души. На картине Марии Якунчиковой-Вебер «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь» изображена часть звонницы Саввино-Сторожевского монастыря: колокола здесь всегда славились особым благостным звучанием.

— Маргарита Константиновна, благодать-то какая! Я так давно не была в Саввино-Сторожевском монастыре... Хорошо здесь, на внутреннем дворе!
— Да, чудесно. И службы такие неспешные... Люблю тут бывать. И знаешь, Наташенька, эта благодатная атмосфера чувствуется даже на картинах, на которых изображён Саввино-Сторожевский монастырь. У нас в Третьяковской галерее есть несколько работ ему посвящённых. Например, полотна художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Что-то никогда не слышала имени этой художницы. Покажете что-то из её работ?
— Да, вот уже нашла для тебя фотографию одной из них в своём телефоне. Посмотри, пожалуйста. Картина называется «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь». Художница создала её в 1891 году.
— На полотне изображены несколько колоколов монастырской звонницы разной величины. Слева — крупный колокол. Он написан так, что мы видим на изображении только его половину, а вторая часть будто находится за пределами картины.
— Так художница подчёркивает его необъятный размер. Звенигородские колокола всегда славились особым благостным звучанием. В конце XIX века ансамбль Саввино-Сторожевской звонницы состоял из 19 колоколов. Главный из них назывался Большой Благовестный колокол, он весил 35 тонн и был украшен изображениями святых — преподобных Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского, святителя Николая...
— На картине мы видим лишь небольшую часть звонницы, но благодаря близкому ракурсу возникает ощущение мощи колокольного ансамбля! Кажется, вот-вот польётся с башни его радостный звон.
— А посмотри, какие дали открываются с колокольни! Это родные и любимые места художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Она родилась где-то в окрестностях Звенигорода?
— Нет, она родилась в Германии. А здесь неподалёку, в родительской усадьбе Введенское прошли детство и юность художницы. Уже взрослой, она с теплотой вспоминала годы, прожитые в этих прекрасных местах. Как девчонкой гуляла по бескрайним лугам, как с подружками бежали сюда, в Саввино-Сторожевский монастырь на службу под радостный звон, разносящийся по окрестностям с колокольни.
— Это беззаботное счастье можно испытать, пожалуй, только в юности. И похоже, Марии Васильевне удалось передать это чувство через свою картину «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь».
— Да, Наташа. С помощью переливающихся, нежных, перламутровых штрихов пастели, мягких и тонких линий художница передаёт трепетное отношение, переживание и глубокую привязанность к тому, что ей дорого: к просторам родной земли, по которой она тосковала... К небу над обителью...
— Небо на картине Мария Васильевна изобразила изумительно. Нежно голубые, бежевые и золотистые переливы красок, пушистые облака, а ближе к горизонту — яркие всполохи заката. Посмотрите, Маргарита Константиновна, и у нас с вами сейчас как раз солнце уходит за горизонт. Вспыхнули облака над землёй...Вот и день подходит к концу...
— А значит, нам с тобой пора возвращаться домой...
— Уедем — и увезём с собой в сердце благодать этого чудесного места — обители преподобного Саввы Сторожевского. Которую так тонко передала художница Мария Якунчикова-Вебер.
— Наташа, хочешь посмотреть оригинал её картины «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»? Приезжай к нам в Третьяковскую галерею через пару дней, я как раз буду работать. И мы ещё раз вместе насладимся дивными образами этой древней обители.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



