
Фото: PxHere
Немного сохранилось сочинений древнеримских поэтов о христианах, и каждое такое произведение — величайшая ценность для потомков.
Сегодня мы говорим о святом Киприане Карфагенском и книге гимнов Аврелия Пруденция.
Место действия — город Карфаген в Северной Африке.
Время действия — III век по Рождестве Христовом.
Аврелий Пруденций Клемент — это звучное имя поэта IV века, который писал на латыни, хорошо известно разве что знатокам поздней античности. А вот современники называли Пруденция «христианским Горацием», зачитывались его стихами и аллегорическими поэмами.
Особой популярностью пользовался цикл гимнов Пруденция, воспевающий христианских мучеников.
Один из них посвящен священномученику Киприану Карфагенскому, пострадавшему за Христа в III веке по Рождестве Христовом.
Киприан был успешным юристом в Карфагене, крупном городе в Северной Африке. Он был богат, занимал высокое положение в обществе, но однажды Киприан без сожаления всё это оставил и посвятил свою жизнь служению Христу.
Аврелий Пруденций не понаслышке знал, что это такое — решительно переменить свою прежнюю жизнь. Поэт и сам долгие годы занимал высшие государственные должности при дворе императора Феодосия, а в возрасте пятидесяти четырех лет ушел в монастырь, полностью посвятив себя молитве и литературному творчеству.
Вот как пишет Пруденций о разительной перемене в жизни Киприана. В переводе с латыни его гимны для нас звучат как энергичная, ритмизированная проза.
Даже и внешний вид его становится иной, чем был прежде: появляется строгость, обрезываются длинные, ниспадающие с головы волосы. Говорит уже юноша скромно, стремится к надежде на спасение, держится руководства веры, живёт правдою Христовой, исследует наше учение. И вот, вследствие этих похвальных качеств, как достойнейший учитель, возводится даже на епископский престол.
По настоятельной просьбе карфагенских христиан Киприан стал епископом.
Во второй половине 3-го века, во время гонений на христиан римского императора Валериана, епископа Киприана отправили в ссылку в отдалённый городок Курубис. Находясь в изгнании, он и оттуда продолжал управлять карфагенской общиной.
Киприан, просвещённый провозвестник учения Христа, убеждает свой народ, чтобы никто не уклонялся от мужественного исповедания, дабы в своей преступной слабости не устрашился пожертвовать собою за веру. Он внушает, что мучения легко переносятся, если иметь в виду вечное будущее, обетованное от Бога мужам доблестным...
Понимая, что во времена испытаний верующим как никогда нужна его духовная поддержка, святитель Киприан по своей воле покинул место ссылки и вернулся в Карфаген. Вскоре состоялся суд, на котором Киприан Карфагенский спокойно и твёрдо отказался принести жертву идолам, после чего был приговорён к усечению мечом.
В сочинении Пруденция приводится диалог между епископом и проконсулом Карфагена, исполнявшим обязанности судьи.
На вопрос об образе жизни Киприан ответил: «Я чту Единого Бога, сообщаю людям святые таинства Христа Спасителя». Проконсул на это говорит: «Довольно уже и этого преступления; он сам признаётся в вине, отвергая действительность молнии Юпитера. Палачи! Приготовьте меч; пусть Киприан будет усечён мечём».
Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!», и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Но это не помогло христианам защитить епископа — судья был неумолим. Мученическая кончина Киприана Карфагенского произошла в 258 году.
Все эти подробности стали известны, благодаря поэту Пруденцию, рассказавшему в своём сочинении о жизни и смерти священномученика Киприана Карфагенского.
Все выпуски программы Прообразы
20 декабря. О подвиге преподобного Нила Столобенского
Сегодня 20 декабря. День памяти преподобного Нила Столобенского, жившего в шестнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
20 декабря. О подвиге мученицы Филофеи Румынской

Сегодня 20 декабря. День памяти мученицы Филофеи Румынской, жившей в одиннадцатом веке.
О её подвиге — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.











