 
					
Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Случай с продавцом груш

Фото: PxHere
Жил в одной деревне богатый крестьянин. У него был огромный сад, и фрукты его славились на всю округу. Но этот человек был таким жадным, что даже его жена и дети не знали, каков вкус яблок, персиков или груш. А уж соседям скряга и сморщенной вишенки не давал.
Однажды привёз крестьянин на базар целую тачку груш, которые продавал по самой высокой цене.
Вдруг к тачке подошёл нищий с протянутой рукой. Жадный торговец отвернулся и сделал вид, что не замечает просителя в лохмотьях, но тот заговорил.
— Добрый господин, я — бродячий актёр, пришёл в ваш город издалека. По дороге меня ограбили разбойники, и я два дня ничего не ел. Вы же не обеднеете, если дадите мне одну грушу.
— Ступай клянчить у других! — закричал сердито торговец. — Я даром никому ничего не даю.
— Но в вашей тачке лежат сотни груш, я же прошу только одну, и не обязательно лучшую. Стоит ли сердиться из-за такого пустяка? — удивился незнакомец.
— Из-за пустяка?!! — закричал скряга. — Да я за каждую грушу получаю деньги!
Он так раскричался, что на шум прибежал народ со всего базара.
—Дайте бедному человеку самую лучшую грушу, я заплачу за неё, — сказала сердобольная женщина из толпы.
Торговец взял деньги, и протянул нищему большую грушу. Тот её взял и сказал, обращаясь к народу:
— В этом городе живут добрые люди. Прошу вас, не расходитесь. Мне тоже хочется вас угостить.
Незнакомец быстро съел грушу, аккуратно собрав в ладонь её семена. Потом он выкопал посохом ямку, бросил в неё семена, засыпал землёй и полил водой из фляжки.
В толпе раздались удивлённые возгласы: в тот же миг из земли показался маленький росток, который на глазах становился выше. Минута — и растение превратилось в большое грушевое дерево, ещё одна — дерево зацвело и тут же покрылось сочными, крупными плодами.
Странник начал срывать груши и раздавать их людям. Сколько же у всех было радости!
Открыв рот от удивления, смотрел торговец на такие чудеса. Вот бы ему сад с такими деревьями! Тогда он стал бы самым богатым человеком в округе. Правда, тогда вместо тачки придётся завести большую телегу...
Но когда торговец оглянулся на свою тачку, он увидел, что в ней нет ни одной груши! Только тогда догадался скряга, что бродячий артист был фокусником, и при помощи своего искусства переместил на чудесное дерево все его груши.
Торговец бросился догонять нищего, но не нашёл его в толпе. Чудесное дерево тоже исчезло, и от него осталась лишь маленькая лунка в земле.
Впервые торговец вернулся домой без барышей, и, хотя он угостил людей грушами не по своей воле, настроение у него было непривычно приподнятое, а на душе светло.
Оказывается, отдавать даром и делать подарки тоже очень приятно.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Никодим Святогорец о доверии Богу». Архимандрит Симеон Томачинский
 
                                    
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, как научиться полагаться на Бога больше, чем на себя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов



 
 



