Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Картина «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника» написана в Бельгии. На ней Ивану Похитонову удалось передать волнение души в предчувствии весны, ощущение трепета перед быстротекущим временем и надежду на светлые перемены.

— Маргарита Константиновна, пока вы кухне хлопотали, я позволил себе взять с полки художественный альбом. Подумал, что Вы не будете возражать.
— Какие могут быть возражения, Андрей Борисович! Чувствуйте себя как дома! И как вам альбом?
— Меня в нём заинтересовали репродукции художника Ивана Похитонова. Помните такого?
— Конечно! Замечательный мастер конца девятнадцатого — начала двадцатого века.
— Особенно порадовала вот эта его работа. Называется «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника».
— Ну-ка, ну-ка, позвольте взглянуть! Да, я помню эту миниатюру. Она выставлена у нас в Третьяковской галерее. Представьте себе, размер подлинника — всего лишь с две моих ладони.
— И в столь малый формат художнику удалось вместить насыщенный пейзаж в нежных пастэльных тонах. В нижней части картины — пространство, покрытое сероватым от влаги снегом, сверху — чистое бледно-голубое небо. А между ними — неспешная жизнь маленького города.
— Золотистые, рыжие стены двухэтажных домов, заснеженные деревья, горы на горизонте. И люди! Точными филигранными мазками Иван Похитонов запечатлел человеческие фигурки.
— Если постараться, то можно разглядеть, как старик, согнувшись, тянет тележку. Рядом с ним бредёт женщина — наверное, жена.
— А на переднем плане — ещё один горожанин. Он, как видно, вышел во двор по хозяйству — штаны закатал до колен, чтобы не намокли в снегу, надел калоши на босу ногу. Да так и замер, любуясь природой. Целый живописный рассказ!
— И самое удивительное, что я ощущаю себя героем этого рассказа. Будто я там нахожусь!
— В Бельгии? Тру-ЛуЭт — название улицы в деревне Жюпиль. Это предместье города ЛьЕжа, столицы провинции Арден. Похитонов жил в тех краях по рекомендации врачей. Он страдал болезнью лёгких. А вы путешествовали по Бельгии?
— Нет, никогда. Но мне показалось, что действие картины происходит в местах, моему сердцу дорогих. То ли это уголок Москвы, то ли Тверская область.
— Наверное, вам близки чувства, с которыми Иван Похитонов писал свою работу. И потому незнакомый пейзаж представляется родным.
— Пожалуй! Художник так тонко передал волнение души в конце зимы — начале весны. Снег вот-вот растает, и природа начнёт оживать. Ты рад этому, и вместе с тем остро ощущаешь хрупкую красоту последних зимних дней.
— Здесь и трепет перед быстротекущим временем, и надежда на светлые перемены. В такие моменты человек выпадает из потока каждодневной суеты и сердцем устремляется к Богу.
— Да, так бывает, особенно с возрастом.
— Иван Похитонов нам почти ровесник. Он написал картину «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника» в 1895 году. На тот момент Ивану Павловичу исполнилось сорок пять лет. Пора зрелости, когда обостряется созерцательность.
— И нужно было суметь передать это в художественной миниатюре!
— Способностью Ивана Похитонова создавать проникновенные пейзажи восхищались Илья Репин и Василий Поленов. Несколько его картин приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Среди них — «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника».
— Шедевр, который непременно стоит увидеть!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема