Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Картина «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника» написана в Бельгии. На ней Ивану Похитонову удалось передать волнение души в предчувствии весны, ощущение трепета перед быстротекущим временем и надежду на светлые перемены.

— Маргарита Константиновна, пока вы кухне хлопотали, я позволил себе взять с полки художественный альбом. Подумал, что Вы не будете возражать.
— Какие могут быть возражения, Андрей Борисович! Чувствуйте себя как дома! И как вам альбом?
— Меня в нём заинтересовали репродукции художника Ивана Похитонова. Помните такого?
— Конечно! Замечательный мастер конца девятнадцатого — начала двадцатого века.
— Особенно порадовала вот эта его работа. Называется «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника».
— Ну-ка, ну-ка, позвольте взглянуть! Да, я помню эту миниатюру. Она выставлена у нас в Третьяковской галерее. Представьте себе, размер подлинника — всего лишь с две моих ладони.
— И в столь малый формат художнику удалось вместить насыщенный пейзаж в нежных пастэльных тонах. В нижней части картины — пространство, покрытое сероватым от влаги снегом, сверху — чистое бледно-голубое небо. А между ними — неспешная жизнь маленького города.
— Золотистые, рыжие стены двухэтажных домов, заснеженные деревья, горы на горизонте. И люди! Точными филигранными мазками Иван Похитонов запечатлел человеческие фигурки.
— Если постараться, то можно разглядеть, как старик, согнувшись, тянет тележку. Рядом с ним бредёт женщина — наверное, жена.
— А на переднем плане — ещё один горожанин. Он, как видно, вышел во двор по хозяйству — штаны закатал до колен, чтобы не намокли в снегу, надел калоши на босу ногу. Да так и замер, любуясь природой. Целый живописный рассказ!
— И самое удивительное, что я ощущаю себя героем этого рассказа. Будто я там нахожусь!
— В Бельгии? Тру-ЛуЭт — название улицы в деревне Жюпиль. Это предместье города ЛьЕжа, столицы провинции Арден. Похитонов жил в тех краях по рекомендации врачей. Он страдал болезнью лёгких. А вы путешествовали по Бельгии?
— Нет, никогда. Но мне показалось, что действие картины происходит в местах, моему сердцу дорогих. То ли это уголок Москвы, то ли Тверская область.
— Наверное, вам близки чувства, с которыми Иван Похитонов писал свою работу. И потому незнакомый пейзаж представляется родным.
— Пожалуй! Художник так тонко передал волнение души в конце зимы — начале весны. Снег вот-вот растает, и природа начнёт оживать. Ты рад этому, и вместе с тем остро ощущаешь хрупкую красоту последних зимних дней.
— Здесь и трепет перед быстротекущим временем, и надежда на светлые перемены. В такие моменты человек выпадает из потока каждодневной суеты и сердцем устремляется к Богу.
— Да, так бывает, особенно с возрастом.
— Иван Похитонов нам почти ровесник. Он написал картину «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника» в 1895 году. На тот момент Ивану Павловичу исполнилось сорок пять лет. Пора зрелости, когда обостряется созерцательность.
— И нужно было суметь передать это в художественной миниатюре!
— Способностью Ивана Похитонова создавать проникновенные пейзажи восхищались Илья Репин и Василий Поленов. Несколько его картин приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Среди них — «Тру-ЛуЭт. Зима. Вид из квартиры художника».
— Шедевр, который непременно стоит увидеть!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
17 июня. О вере в Бога оправдывающего

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».
О вере в Бога оправдывающего — священник Алексий Долгов.
17 июня. О почитании Святителя Митрофана, епископа Византийского

Сегодня 17 июня. День памяти Святителя Митрофана, епископа Византийского, жившего в начале четвёртого века.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов