Когда смотришь на полотно «Весна — большая вода» Исаака Левитана, любимого художника Сергея Рахманинова, можно услышать музыку. А вот какую — вы узнаете из программы «Свидание с шедевром», посвящённой этой работе.
— Добрый день! Какая великолепная музыка у вас играет!
— Здравствуйте! Да, в нашем музыкальном магазине можно не только хороший диск приобрести, но и послушать, например, записи Рахманинова... У нас прекрасная коллекция классики. Может быть, помочь вам с выбором?
— Да, было бы замечательно. Я хотела купить подарок подруге ко дню рождения. Она музыковед. Можно ей подобрать музыкальный диск, что-то из классики...
— Рекомендую вам диск, который как раз сейчас играет. Это собрание сочинений Сергея Рахманинова фирмы «Мелодия». Издание к 150-летию композитора. Здесь его фортепианные произведения и романсы...
— Хорошая идея! Если не ошибаюсь, звучит романс «Весенние воды» на стихи Тютчева?
— Точно! И вы́, наверное, музыковед, как ваша подруга?
— Нет, но моя работа тоже связана с искусством. Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Значит, вы разбираетесь в живописи! А знаете, кто-то из великих сказал, что хорошая живопись — это музыка, это мелодия.
— Так сказал Микеланджело, и я полностью разделяю его мнение. Могу даже проиллюстрировать эту мысль. У нас в Третьяковской галерее хранится работа художника Исаака Левитана, которая звучит, как мне кажется, как музыка Рахманинова. Сейчас найду её в интернете...
— Любопытно, о какой работе вы говорите...
— Вот она! Полотно называется «Весна — большая вода». Левитан написал его в 1897 году.
— О, картина великолепна! На ней художник изобразил весеннее половодье. Паводок захватил лесную опушку и несколько деревенских построек. Деревья вырастают словно из воды и тянутся высоко-высоко в чистое голубое небо. Они похожи на струны. Всё изображение буквально звучит переливами весенних красок.
— Да, но звучит сдержанно, неброско, скромно. Художник использует оттенки голубого, серого, золотистого, которые играют между собой, создавая дивную музыку прекрасной русской просыпающейся весны.
— А вода, посмотрите, изображена просто мастерски́!
— Верно подметили. Вода прозрачная, спокойная, неподвижная... Линия горизонта слегка размыта и кажется, нет границы между небом и землёй... Только лодочка у кромки воды немного так сказать «приземляет» зрителя. С помощью этой тонкой детали Левитан обозначает незримое присутствие на картине человека.
— А деревянные строения, подтопленные па́водком, выглядят будто корабли вдалеке. Казалось бы, сюжет картины незамысловат, но столько чувства в ней!
— Не даром Исаака Левитана называют певцом русской природы. Кстати, он был любимым художником Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому, наверное, их творчество так созвучно.
— И оба мастера искренне любили и воспевали русскую природу...
— Молодой человек, вы здорово разбираетесь в искусстве! А чем вы занимаетесь?
— Я учусь в Московской консерватории, на 3-м курсе фортепианного факультета. А здесь, в музыкальном магазине, подрабатываю в выходные.
— Теперь понятно! Желаю вам успешной учёбы и вдохновения! И спасибо за помощь с выбором подарка. Думаю, моей подруге понравится юбилейное издание музыки Рахманинова.
— Не сомневаюсь в этом! Кстати, приходите вместе с ней на концерты в консерваторию! У нас бывают камерные вечера романсов, фортепианной музыки, в которых мы, студенты, тоже участвуем.
— С радостью приду! А я вас приглашаю к нам в Третьяковскую галерею, в которой вы наверняка не раз бывали, чтобы снова насладиться творчеством великих мастеров и замечательной работой Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM