Когда смотришь на полотно «Весна — большая вода» Исаака Левитана, любимого художника Сергея Рахманинова, можно услышать музыку. А вот какую — вы узнаете из программы «Свидание с шедевром», посвящённой этой работе.
— Добрый день! Какая великолепная музыка у вас играет!
— Здравствуйте! Да, в нашем музыкальном магазине можно не только хороший диск приобрести, но и послушать, например, записи Рахманинова... У нас прекрасная коллекция классики. Может быть, помочь вам с выбором?
— Да, было бы замечательно. Я хотела купить подарок подруге ко дню рождения. Она музыковед. Можно ей подобрать музыкальный диск, что-то из классики...
— Рекомендую вам диск, который как раз сейчас играет. Это собрание сочинений Сергея Рахманинова фирмы «Мелодия». Издание к 150-летию композитора. Здесь его фортепианные произведения и романсы...
— Хорошая идея! Если не ошибаюсь, звучит романс «Весенние воды» на стихи Тютчева?
— Точно! И вы́, наверное, музыковед, как ваша подруга?
— Нет, но моя работа тоже связана с искусством. Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Значит, вы разбираетесь в живописи! А знаете, кто-то из великих сказал, что хорошая живопись — это музыка, это мелодия.
— Так сказал Микеланджело, и я полностью разделяю его мнение. Могу даже проиллюстрировать эту мысль. У нас в Третьяковской галерее хранится работа художника Исаака Левитана, которая звучит, как мне кажется, как музыка Рахманинова. Сейчас найду её в интернете...
— Любопытно, о какой работе вы говорите...
— Вот она! Полотно называется «Весна — большая вода». Левитан написал его в 1897 году.
— О, картина великолепна! На ней художник изобразил весеннее половодье. Паводок захватил лесную опушку и несколько деревенских построек. Деревья вырастают словно из воды и тянутся высоко-высоко в чистое голубое небо. Они похожи на струны. Всё изображение буквально звучит переливами весенних красок.
— Да, но звучит сдержанно, неброско, скромно. Художник использует оттенки голубого, серого, золотистого, которые играют между собой, создавая дивную музыку прекрасной русской просыпающейся весны.
— А вода, посмотрите, изображена просто мастерски́!
— Верно подметили. Вода прозрачная, спокойная, неподвижная... Линия горизонта слегка размыта и кажется, нет границы между небом и землёй... Только лодочка у кромки воды немного так сказать «приземляет» зрителя. С помощью этой тонкой детали Левитан обозначает незримое присутствие на картине человека.
— А деревянные строения, подтопленные па́водком, выглядят будто корабли вдалеке. Казалось бы, сюжет картины незамысловат, но столько чувства в ней!
— Не даром Исаака Левитана называют певцом русской природы. Кстати, он был любимым художником Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому, наверное, их творчество так созвучно.
— И оба мастера искренне любили и воспевали русскую природу...
— Молодой человек, вы здорово разбираетесь в искусстве! А чем вы занимаетесь?
— Я учусь в Московской консерватории, на 3-м курсе фортепианного факультета. А здесь, в музыкальном магазине, подрабатываю в выходные.
— Теперь понятно! Желаю вам успешной учёбы и вдохновения! И спасибо за помощь с выбором подарка. Думаю, моей подруге понравится юбилейное издание музыки Рахманинова.
— Не сомневаюсь в этом! Кстати, приходите вместе с ней на концерты в консерваторию! У нас бывают камерные вечера романсов, фортепианной музыки, в которых мы, студенты, тоже участвуем.
— С радостью приду! А я вас приглашаю к нам в Третьяковскую галерею, в которой вы наверняка не раз бывали, чтобы снова насладиться творчеством великих мастеров и замечательной работой Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова