Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Не может быть! Это же наша речка Луза! Ну надо же, приехала в Петербург, в Русский музей — а тут пейзаж из Кировской области! Вот это да! Ох, простите, я, наверное, слишком громко выражаю свою радость.
— Похоже, Вы увидели знакомые места на картине?
— Да, этот изгиб реки и крутой бережок, на котором стоит наш, сейчас увы полуразрушенный, храм Покрова на Лузе 18-го века — невозможно спутать ни с чем.
— Эту замечательную работу написал в 1893 году художник Илларион Прянишников. Называется она «Крестный ход». На ней изображено многолюдное праздничное шествие из Покровского храма. С молитвами и радостью на лицах, люди совершают Крестный ход.
— Моя прабабушка родом из этого места — села Покровский погост. Она рассказывала о том, что Крестный ход совершали ежегодно в субботу девятой недели после Пасхи в память местночтимой иконы Богородицы. Молящиеся и духовенство выходили из Покровского храма, спускались к берегу реки, затем на лодках небольшими группами пересекали её и несли икону Крестным ходом в Лальский Михайло-Архангельский монастырь.
— А вы случайно не знаете, далеко от Покровского храма до монастыря?
— Около восьми километров. Говорят, шествия были торжественными. Сияли на солнце позолоченные кресты и оклады икон, прихожане надевали лучшие наряды...
— Это хорошо видно на картине Иллариона Прянишникова. Люди изображены разные — крестьяне, и знатные, молодые, и пожилые, супружеские пары, матери с детьми... Одеты опрятно, не буднично — женщины в белых и красных платочках, кружевных воротничках, мужчины в светлых рубашках... И написаны все они таким образом, что возникает ощущение реального движения людей.
— Но как художник смог добиться такого эффекта?
— С помощью перспективы. На переднем плане картины фигуры людей мы видим крупно, чётко. Они будто стоят рядом с нами. Но ближе к центру изображения план резко меняется — фигуры всё мельче, мельче... Такая резкая смена плана и создаёт впечатление движения на картине.
— Да не просто движения, а радостного, праздничного! Жаль, что сейчас уже эти крестные ходы не совершаются, потому что храм находится в запустении. Да и села Покровский погост уже нет. Последние жители покинули его в конце пятидесятых годов прошлого века. А я живу недалеко от этого места — в городе Лальске.
— В каком прекрасном месте вы живёте! Я бывала когда-то в ваших краях. Живописные изгибы реки Лузы, зелёные луга... Всё это так искусно изобразил художник Илларион Прянишников на своей картине «Крестный ход». И кстати, это его последняя работа. Он скончался, не успев её завершить.
— Зато успел запечатлеть важный момент истории моего родного края.
— А ведь среди лиц, написанных художником, возможно, есть и ваши родные!
— Да, точно! И благодаря этой картине я могу мысленно присоединиться к благодатной традиции моих предков из села Покровский погост. И вместе с ними, с молитвой пройти по родным местам! Ну что ж, рада была пообщаться с вами!
— Хорошо, что мы встретились с вами здесь, в Русском музее!
— Да! Вы мне рассказали о картине Иллариона Прянишникова «Крестный ход», а я вам провела, можно сказать, небольшую экскурсию по моему родному краю. Да и для себя открыла сегодня что-то очень-очень важное.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
История шёлка в России

Фото: Juli Kosolapova / Unsplash
«Хороший шёлк виден по кромке, а добрый человек — по лицу», — говорили на Руси. Из шёлка в России шили изделия для богослужений, облачения для священства и одежду правителей. Такая ткань многие века была одной из самых дорогих в мире.
Дороговизна шёлка была обусловлена сложной технологией изготовления. Впервые она появилась в Китае ещё до Рождества Христова, а затем стала использоваться в Персии и Византии. Нити для ткани делали из коконов тутовых шелкопрядов — гусениц, живущих на тутовых деревьях. Тонкое волокно превращали в нити, мыли, вываривали и выкрашивали в определённые цвета, а затем ткали гладкую и тонкую ткань. В период Средних веков технология изготовления шёлка дошла и до Европы.
В Россию до XVII века драгоценную ткань привозили из-за границы — сначала из Византии, потом из Италии и Франции. При царе Фёдоре Иоанновиче, сыне Иоанна Грозного, в Москве появилась первая отечественная шёлковая мастерская. Русский шёлк делали из привозного китайского или персидского сырья. В то же время предпринимались первые попытки создать свои шёлковые плантации. В правление Алексея Михайловича Тишайшего в подмосковном селе Ивановском посадили тутовые деревья для разведения шелкопрядов, но холодный климат центральной России не подошёл для производства волокна. Сады из заморских деревьев разбивали и в более южных регионах — Астрахани, Симбирске и Киеве, но и там шёлковые нити удавалось получить в небольшом количестве, поэтому изделия продолжали делать из зарубежного сырья.
Фабрики по производству ткани стали появляться в Москве, Коломне, Астрахани и других городах России. Разнообразное переплетение шёлковых нитей и смешивание их с другими позволяло создавать разные виды тканей. Например, «парчой» называют шёлковую ткань с золотыми и серебряными нитями. Часто из парчи шили убранство для храмов и украшали Плащаницы — изображения на ткани Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы.
Конечно же из шёлка шили одежду. Изделия, созданные в отечественных мастерских, высоко ценились на Родине и продавались за границей.
В XIX веке удалось перейти на отечественное сырьё. Современники отмечали, что русский шёлк часто путали с французским «леонским» шёлком, считавшимся тканью высшей категории. Русские изделия не уступали иностранным ни по качеству, ни по тканым рисункам. Отечественный шёлк был представлен на многих международных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже в тысяча девятисотом году.
После революции шёлковая отрасль пришла в упадок. Однако в 1939 году было принято постановление о возобновлении и развитии шелководства. Рабочие на фабриках изготавливали ткань для хозяйственных и военных нужд. В период Великой Отечественной войны на шёлковых фабриках делали материал для парашютов.
В настоящее время в России работает научно-исследовательская станция шелководства, её коллекция насчитывает более тридцати пород тутового шелкопряда. А о том, как зарождалось производство русского шёлка можно узнать в музее Коломны, в историческом здании шёлковой фабрики, где когда-то создавали чудесные ткани.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 10. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Испорченное грехопадением сознание человека рисует грех как что-то в высшей степени вожделенное. Именно так в книге Бытия описаны мысли Евы, непосредственно предшествующие совершению первого греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3:6). С той поры любой грех представляется человеку подобным образом — как приятный и вожделенный. Библия бесчисленное множество раз свидетельствует, что такое отношение ко греху — это обман, что грех не может быть ни приятным, ни вожделенным, а тот, кто согрешает, вредит самому себе. Об этом говорит и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 10-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 10.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.
В только что прозвучавшем псалме мы услышали о довольно обыденном для псалмов сопоставлении праведников и нечестивых: нечестивцы ополчаются на праведника, хотят его погубить, но как можно причинить зло тому, кого защищает Сам Бог? Конечно, как и у всякого другого псалма, у 10-го псалма были свои причины появления: Давид подвергался гонениям от Саула, и Давид, как это и подобает праведнику, искал утешения в молитве, в ней же он искал и ответы на свои вопросы. Поэтический и духовный гений Давида привели его к крайне любопытным формулировкам, которые касаются не только той конкретной ситуации, в которой появился прозвучавший только что псалом, но и общего закона духовной жизни.
Впрочем, самая яркая и важная фраза этого псалма совершенно теряется в русском синодальном переводе, а потому стоит её привести в переводе Юнгерова: «Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10:5).
Здесь мы видим сразу две чрезвычайно важные мысли. Во-первых, Бог испытывает каждого человека, вне зависимости от его праведности, а потому праведникам не стоит удивляться тогда, когда с ними происходит нечто неприятное, ведь так происходило и с Давидом, и с Иовом, и с апостолами Христовыми, и с Самим Спасителем мира. Для праведников испытания — это возможность укрепиться в верности Богу, а для нечестивых — возможность переосмыслить свою жизнь и исправиться.
Во-вторых, «любящий неправду», или, иначе, грешник вредит в первую очередь свой собственной душе, и это очевидный факт, который, к сожалению, ускользает от нас тогда, когда приходит соблазн совершить тот или иной грех. Если же человек готов наносить вред собственной душе, то можно ли надеяться, что он сможет проявить к кому-либо ту любовь, которую заповедовал Господь Иисус Христос. Ответ кажется очевидным. Очевидным кажется и конечный вывод: если мы хотим научиться любви, то начать нужно с самих себя, с того, чтобы никаким грехом не причинять вреда своей бессмертной душе.
Псалом 10. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 10. (Церковно-славянский перевод
Псалом 10. На струнах Псалтири
1 На Господа уповаю;
как же вы говорите душе моей:
«улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук,
стрелу свою приложили к тетиве,
чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания,
что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своем,
Господь, — престол Его на небесах,
очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного;
а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу;
и палящий ветер — их доля из чаши;
7 Ибо Господь праведен, любит правду;
лице Его видит праведника.