Илларион Прянишников. «Крестный ход» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Илларион Прянишников. «Крестный ход»

Илларион Прянишников. «Крестный ход»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Коридор картиной галереи с посетителями.

— Не может быть! Это же наша речка Луза! Ну надо же, приехала в Петербург, в Русский музей — а тут пейзаж из Кировской области! Вот это да! Ох, простите, я, наверное, слишком громко выражаю свою радость.

— Похоже, Вы увидели знакомые места на картине?

— Да, этот изгиб реки и крутой бережок, на котором стоит наш, сейчас увы полуразрушенный, храм Покрова на Лузе 18-го века — невозможно спутать ни с чем.

— Эту замечательную работу написал в 1893 году художник Илларион Прянишников. Называется она «Крестный ход». На ней изображено многолюдное праздничное шествие из Покровского храма. С молитвами и радостью на лицах, люди совершают Крестный ход.

— Моя прабабушка родом из этого места — села Покровский погост. Она рассказывала о том, что Крестный ход совершали ежегодно в субботу девятой недели после Пасхи в память местночтимой иконы Богородицы. Молящиеся и духовенство выходили из Покровского храма, спускались к берегу реки, затем на лодках небольшими группами пересекали её и несли икону Крестным ходом в Лальский Михайло-Архангельский монастырь.

— А вы случайно не знаете, далеко от Покровского храма до монастыря?

— Около восьми километров. Говорят, шествия были торжественными. Сияли на солнце позолоченные кресты и оклады икон, прихожане надевали лучшие наряды...

— Это хорошо видно на картине Иллариона Прянишникова. Люди изображены разные — крестьяне, и знатные, молодые, и пожилые, супружеские пары, матери с детьми... Одеты опрятно, не буднично — женщины в белых и красных платочках, кружевных воротничках, мужчины в светлых рубашках... И написаны все они таким образом, что возникает ощущение реального движения людей.

— Но как художник смог добиться такого эффекта?

— С помощью перспективы. На переднем плане картины фигуры людей мы видим крупно, чётко. Они будто стоят рядом с нами. Но ближе к центру изображения план резко меняется — фигуры всё мельче, мельче... Такая резкая смена плана и создаёт впечатление движения на картине.

— Да не просто движения, а радостного, праздничного! Жаль, что сейчас уже эти крестные ходы не совершаются, потому что храм находится в запустении. Да и села Покровский погост уже нет. Последние жители покинули его в конце пятидесятых годов прошлого века. А я живу недалеко от этого места — в городе Лальске.

— В каком прекрасном месте вы живёте! Я бывала когда-то в ваших краях. Живописные изгибы реки Лузы, зелёные луга... Всё это так искусно изобразил художник Илларион Прянишников на своей картине «Крестный ход». И кстати, это его последняя работа. Он скончался, не успев её завершить.

— Зато успел запечатлеть важный момент истории моего родного края.

— А ведь среди лиц, написанных художником, возможно, есть и ваши родные!

— Да, точно! И благодаря этой картине я могу мысленно присоединиться к благодатной традиции моих предков из села Покровский погост. И вместе с ними, с молитвой пройти по родным местам! Ну что ж, рада была пообщаться с вами!

— Хорошо, что мы встретились с вами здесь, в Русском музее!

— Да! Вы мне рассказали о картине Иллариона Прянишникова «Крестный ход», а я вам провела, можно сказать, небольшую экскурсию по моему родному краю. Да и для себя открыла сегодня что-то очень-очень важное.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем