«Жизненный путь Н.В. Гоголя». Вера Викулова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Жизненный путь Н.В. Гоголя». Вера Викулова

Жизненный путь Н.В. Гоголя (31.03.2025)
Поделиться Поделиться
Вера Викулова в студии Радио ВЕРА

У нас в студии была директор Московского дома Гоголя Вера Викулова.

Накануне дня рождения Николая Васильевича Гоголя мы говорили о его жизни, об основных этапах творчества и о том, как вера и христианство нашли отражение в его произведениях.

Ведущая: Алла Митрофанова


Алла Митрофанова

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, здравствуйте. Я Алла Митрофанова. Поздравляю всех нас с тем, что завтра, 1 апреля день рождения Николая Васильевича Гоголя. Считаю, что это всемирный праздник, и могу обосновать тем, например - это один из немногих факторов, аргументов - что «Мертвые души» Гоголя входят в список норвежского книжного клуба, самого на данный момент объективного списка ста главных произведений мировой литературы. Список, собственно, формировался по принципу опроса писателей со всего мира, говорящих на, по-моему, 47 языках. Они делились своей рефлексией, кто на них повлиял в наибольшей степени из авторов мировой литературы - повторюсь, мировой - за все периоды существования человечества. То есть там не только Гоголь, там и Гомер, там, понятно, есть и Достоевский, и Толстой, которых мы тоже нежно любим. Но завтра день рождения у Николая Васильевича Гоголя. Так вот он, оказывается, один из мировых столпов литературы. Это потрясающе. Это значит, что он не только нас с вами, он «всехшний». В нашей студии сегодня Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России. Вера Павловна, здравствуйте.

Вера Викулова

- Здравствуйте, очень приятно побывать у вас, в вашей теплой атмосфере.

Алла Митрофанова

- Для меня большая честь, что вы к нам пришли. Тем более в такой день, накануне дня рождения Николая Васильевича. Предполагаю, что у вас это профессиональный праздник?

Вера Викулова

- Да, конечно.

Алла Митрофанова

- И вы встречаете его в трудах. Вы только что рассказали, что у вас сегодня, 31 марта открылась конференция и продлится она еще два дня, первого и второго. В Абрамцево вы будете выезжать с самыми разными специалистами, экспертами. Вы каждый год встречаетесь и говорите о Николае Васильевиче Гоголе, обмениваетесь своими открытиями.

Вера Викулова

- Да, действительно, эта площадка, так называемый Форум Гоголевский, который открывается в день рождения, это для нас символично именно потому, что Дом Гоголя объединил вокруг себя славистов. Как правило, это руководители кафедр зарубежной славистики за рубежом, ученые из России, из многих городов, которые очно прибывают. Пройдет в двух форматах, это будет и офлайн трансляция. Именно это позволяет нашему учреждению занять определенные позиции в области современного гоголеведения. То есть мы притягиваем как дружелюбная площадка всех исследователей Гоголя. И даже если этот ученый в этом году не сделал какое-то научное открытие в области гоголеведения, но он занимается славянофилами, он занимается темой, близкой к Гоголю, или преподает, допустим, определенные дисциплины, имеет диссертацию по другому предмету, но также интересен ему и Гоголь, выступает с докладом, приезжает к нам. И это замечательно, очень приятно, что мы охватываем таким образом аудиторию со всего мира. Ранее это была и Канада и Америка, далекие зарубежные страны, про Европу я уже не говорю, Европа, конечно, весьма активно участвует. И сейчас там много преподавателей, людей которые преподают русскую литературу, которые изучают славистику. Конечно, здесь без Гоголя никуда.

Алла Митрофанова

- Никуда. Не только в Италии, судя по тому, что вы говорите. Италия - особый совершенно край для Николая Васильевича Гоголя, он ее очень любил и ездил туда. Существенная часть «Мертвых душ» там написана. Вот интересно бы разобраться, почему. Прибережем сейчас этот вопрос. Мы с вами сегодня говорим о жизни Николая Васильевича Гоголя. А верно ли понимаю, что в вашем музее представлены те немногие вещи, которые от Николая Васильевича Гоголя остались, какие-то документы, может быть, с ним связанные. Был он нестяжателем и ничего не скопил за свою жизнь.

Вера Викулова

- Действительно, насколько мы знаем Гоголя, он был альтруистом полнейшим. У него не было в Москве своего жилья, поэтому мемориальных предметов по Гоголю вообще очень мало. Ранее, при образовании нашего социалистического государства, все эти предметы мемориальные были распределены между фондодержателями: Пушкинский дом, Исторический музей, литературный музей, основные архивы, архивы обязательно. Все основные свидетельства и доказательства находятся в этих музейных собраниях. Находок совсем немного, и все же Дому Гоголя удается что-то на сегодняшний день находить. В частности, архив Быковых, который нам был передан довольно недавно, фотографии мы атрибутируем по линии сестры Гоголя, там интересные есть фрагменты. Есть такие вещи, которые принадлежали лично Гоголю. Например, не так давно тоже из этой же коллекции Быковых от сестер поступил образец финифтяный образец Николая Угодника. Сначала мы не сопоставили факты с перепиской, потом Игорь Алексеевич Виноградов подняли его письма и понимаем, что, когда по дороге в Оптину пустынь он с Максимовичем заезжает в Малоярославец, и там их благословляют этим финифтяным, их была два, образком Николая Угодника. Этот образец, этот финифтяный медальон, который носился на теле писателем, попадает к нам в коллекцию. Сейчас он находится в экспозиции, он, конечно, бесценен абсолютно. Когда мы сопоставили эти факты, эта находка, это открытие случилось, это, наверное, самое прекрасное, что могло бы произойти с музейщиком. Потому что хранит ермолку, допустим, литературный музей, хранит гербарий и сюртук Исторический музей, они на всех каталогах это печатают, очень этим гордятся. Но что-то досталось и Дому Гоголя, и это замечательно, это приятно, что коллекция, хотя не так быстро, пополняется, растет. Это предметы эпохи, это и предметы, если не личные, то сопровождающие биографию Гоголя. Но у Гоголя ведь мало, что осталось. По описи Дурылина самое большое это было количество книг – 236 книг и что-то такое: енотовая старая шуба и так далее. Всё это по описи было составлено, и то, когда обозами всё это двинулось в Малороссию, всё это было потеряно. Поэтому, учитывая то, что у Гоголя не было своего жилья, он был как бы в гостях в Петербурге и в Москве, то естественно, имущества особенно у него и не было. Нужно понимать, что Гоголь и при жизни, жил он на гонорары, он об этом писал: «Я большей частью живу на доходы от произведений» - очень много раздавал студентам, то есть у него была такая установка по жизни. Конечно, он помогал сестрам, он пытался вывести их в свет и привезти в столицу Северную и Москву. Но, тем не менее, какого-то богатства литература Николаю Васильевичу не дала, она ему дала другое богатство, которое не оценивается купюрами, так скажем.

Алла Митрофанова

- Согласна с вами абсолютно. Вы сказали, он был гостем, как будто в гостях здесь в Москве, и в Петербурге, и везде. Мне кажется, он и на земле был в гостях. Вот такой он неотмирный, иноприродный большинству из нас, такой удивительный человек. Правильно я помню, что он и от наследства от своего отказался в пользу сестер?

Вера Викулова

- Совершенно верно.

Алла Митрофанова

- Вот тоже такая черта.

Вера Викулова

- Но нужно сказать, когда он приехал в Петербург после Нежинского училища и решил покорить столицу, что ему в конечном итоге удалось, то в Петербурге жизнь была очень дорогая, ему было очень трудно. Он писал маменьке всё время в письмах, чтобы она ему помогала, высылала ему средства, какие-то деньги для жизни практически. Но интересным еще всплывает в письмах, что именно более всего он просил у нее сюжеты, былины, сказки малороссийские, всё то, что легло в основу «Вечеров». Вот это тоже очень важно, то есть творчеством он занялся еще в Нежине. Что интересно, Мария Ивановна уже понимала в студенческие годы, что он одарен, и это чувствовалось, что он должен занять какое-то место. Хотя в студенческие годы студенты говорили, что, публикуясь в альманахах… Такие рукописные были альманахи в университете, там он написал, кажется, поэму «Братья Твердиславичи», он сжег ее, он любил сжигать, ему сказали, не пиши прозу, у тебя это никак не получается. Но неудача его постигла и далее, когда он под псевдонимом В.Алов издал…

Алла Митрофанова

- «Ганца Кюхельгартена» и тоже сжег.

Вера Викулова

- И тоже сжег, причем, не просто, со своим слугой Якимом обойти книжные лавки после критики и 600 экземпляров… Это сейчас библиографическая редкость, в позапрошлом или прошлом году мы сделали из РНБ, Российской национальной библиотеки, копию «Ганц Кюхельгартен», сейчас библиографическая редкость, потому что весь тираж он уничтожил. Подражая идиллии Фосса немецкой, тогда это было очень модно, идиллические картины, плюс баллады Жуковского его, конечно, вдохновляли на это. Но не получилось, оно всё это удалил таким образом.

Алла Митрофанова

- Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя проводит с нами этот «Светлый вечер». Вера Павловна, Нежинский лицей, он же по принципу Царскосельского лицея создавался, если не ошибаюсь, место, которое вы уже упомянули, какой уровень образования там давали? С чем Гоголь выходит в мир?

Вера Викулова

- Это было удивительное учебное заведение, как вы уже говорили, Царскосельский лицей, где учился Пушкин, часто сравнивают с Нежинским лицеем. Нежинский лицей, основанный братьями Безбородко, был сделан по типу Царскосельского лицея. Мы бывали в Нежинском лицее не один раз. Если брать по масштабу, он даже более массивный, чем Царскосельский лицей в Пушкине. Он готовил людей государственных, там учились перспективные дворянские дети, они были на полном пансионе, и им давалось образование для госслужбы. Они изучали там и латынь, и многие науки, это было универсальное образование. Конечно, попасть в такое заведение было очень трудно, протекцию составил знатный вельможа, родственник по линии матери, Трощинский. Гоголь приехал в Нежин мальчиком маленьким, щупленьким, 9-летним, год надо было вносить деньги, по-моему, 1200 рублей, за обучение. И только через год, благодаря хлопотам, он туда становится на пансион, такое дите прекрасное, Никоша, как называли его. И буквально многие годы, он проучился, закончил Нежинский лицей, такое крупное учебное заведение.

Алла Митрофанова

- По уровню выпускники Царскосельского лицея, Нежинского лицея приравнивались к выпускникам университетов, это считай, было высшее образование уже готовое.

Вера Викулова

- Да, это готовое высшее образование, это университетское образование, многие занимали государственные посты, и советниками были, и занимали места в различных чиновнических учреждениях. Но надо сказать, что образование там было и высоко гуманитарное, если взять Кукольник, Данилевский, кто учились, многих можно было бы назвать друзей Гоголя, которые учились с ним, и писали стихи и добивались своих высот не только на чиновничьей службе. Что касается Гоголя, его дарования в Нежине раскрылись своеобразно, уже было понятно, когда мы изучаем биографию, что если бы не было Нежинского периода, Гоголя бы не было. Его увлечение театром. Тогда в Нежине, как раз когда учился Гоголь, были разрешены театральные постановки в лицее. Его увлечение и рисованием, живописью, он очень хорошо рисовал. Он любил ботанику. Но самый успешный предмет, который сдал Гоголь, когда приехал в Нежин, это, конечно, был Закон Божий, это понятно.

Алла Митрофанова

- Изначально, с детства в нем это было ярко.

Вера Викулова

- Да, изначально, с детства, потому что если брать дедушку Афанасия Демьяновича, он закончил Киевскую духовую академию, священник. Если брать отца, то Василий Афанасиевич закончил Полтавскую семинарию. То есть эти люди были духовными людьми. Пусть даже, допустим, батюшка не служил в храме, но, тем не менее, воспитание было определенное, семья была очень верующая, набожная. Естественно всё это вот откуда, мы все из детства. Вот откуда у Гоголя это стремление раскрыть душу, показать через какие-то определенные ступени сначала художественного слова, потом он приходит в свой последний период жизни, когда уже он пытается соединить светское слово, художественную литературу и публицистику религиозного свойства. Что и проявилось и в каких-то противоречиях и в оценке многих критиков.

Алла Митрофанова

- Да, я думаю, что мы еще об этом поговорим, может быть, завтра, когда с Алексеем Александровичем Бархатовым разговор поведем о духовных поисках Гоголя. А правильно я понимаю, Вера Павловна, что Гоголь был вымоленным сыном?

Вера Викулова

- Да, конечно, тоже эти факты известны. У матушки было двое детей мертворожденных, она просто молилась, чтобы Бог послал ей дитя. Если это будет мальчик, она назовет его Николаем. Она ходила в Свято-Николаевскую церковь в селе Диканька. А это удивительная церковь, мы тоже были в ней, удивительной архитектуры здание. То, что мы увидели, там светлое и красивое здание с удивительной ротондой. Там даже продухи в стенах для того, чтобы отапливалось, чтобы жители села могли ходить в этот храм и зимой и не замерзнуть. Интересна сама история создания этого храма. Когда прислужники Кочубея охотились в Диканьском лесу, они увидели на пне икону, ее взяли и перенесли в храм. Наутро увидели, что иконы нет, она опять находится на этом пне, так было несколько раз. И тогда над этим пнем был воздвигнут сначала деревянный храм, потом уже каменный. И до сих пор в алтарном пространстве остатки этого пня существуют. Икона эта действительно целебная, мы занимались разысканием, где она сейчас находится, увозили ее на время войны. Но то, что храм совершенно волшебный по красоте, и такое намоленное необыкновенное место на опушке красивого Диканьского леса – это, конечно, чудо. И вот маменька 30 километров пешком ходила в этот храм.

Алла Митрофанова

- А-а, беременная?

Вера Викулова

- Да, и вымаливала рождение здорового ребенка. И это случилось. Назвала его Николаем. Вот таким образом гениальный писатель родился.

Алла Митрофанова

- Как-то 30 километров у меня, видимо, не уложись в сознании, поэтому оттуда вылетели. Сейчас вы это сказали, я пытаюсь себе представить, пешком 30 километров для беременной женщины. В великой любви родился Николай Васильевич Гоголь.

Вера Викулова

- Да, действительно, когда мы говорим о природе творческой Гоголя, о его душе, то надо понимать, что он рос в атмосфере абсолютной любви. Если еще понимать расположение деревянной этой одноэтажной усадьбы, плодовый сад - «Старосветские помещики» вспоминаем - природа, пруд и взаимоотношения родителей, с необыкновенной любовью, с колоритом малороссийским. Как писал Аксаков, только у такой женщины, какой была Мария Ивановна, урожденная Косяровская, мог быть такой гений. Потому что своей любовью, своими фольклорными знаниями, началом, это всё передалось. Хотя писательский дар, скорей, всего произошел от отца. Он был и драматургом, он был и неплохим актером, он писал пьесы и в усадьбе Трощинских в Кибинцах участвовали в постановках, и Гоголь видел эти постановки, где играла и маменька и папенька. Вот уже ему перекличка, близок был театр. Когда он пришел в Нежин и стали постановки возникать там, то он конечно активное участие: он и актер, он и рисует декорации, и всё это с неподдельным интересом, всё это складывалось и всё по кирпичику это накапливалось. Плюс добавился необыкновенно трудолюбивый, упорный характер Гоголя, когда он шлифует свои произведения. Для него характерно было медленное создание поизведений, он мог отложить на месяц, потом опять вернуться, опять перемарывать, опять переписывать. Этот труд каждодневный писательский, поэтому «Мертвые души» и одно из самых читаемых произведений.

Алла Митрофанова

- Не только самых читаемых, но и самых значимых.

Вера Викулова

- Да, потому что литературный язык отшлифовал до полного совершенства.

Алла Митрофанова

- В Нежине как к нему относились одокашники, как принято называть в таких случаях детей, которые учатся вместе?

Вера Викулова

- Гоголь был мальчиком закрытым. Это было и понятно, первый год ему было трудно, а потом также у него появились друзья, он умел дружить, особенно он умел дружить с женщинами. Гоголь был прекрасный рассказчик, он дружил и нашел друзей в Нежине. Конечно, был он достаточно своеобразен, называли они его таинственный Карло.

Алла Митрофанова

- Было такое, да.

Вера Викулова

- Не всегда всё откровенно рассказывал, выказывал. Тем не менее, достаточное количество лет он в Нежине был на пансионе, уезжая только на каникулы в Москву. В общем-то, он вписался, и, как мы говорим, был в социуме. Поэтому мы понимаем, что если бы он не был в социуме, а остался на домашнем обучении, то, конечно, его бы не было. Ребята талантливые, которые были вокруг него, эта дружба, эти отношения определенные…

Алла Митрофанова

- Среда.

Вера Викулова

- Среда, преподаватели. В Нежине удивительно всё сохранилось внутри, и как будто сейчас Гоголь из его истории выйдет. Лестничные проемы, топочное пространство из коридора, вестибюли, всё-всё. Нежин передает атмосферу, что вот мальчишки сейчас выбегут прямо из аудитории и побегут либо на Закон Божий, либо в храм, либо на обед. Это обучение, которое было предпринято в России, такие учебные заведения – удача тех учащихся, которые туда попадали. Это касается и Пушкинского лицея, сколько там было знаменитостей, после окончания мы знаем имен интереснейших. Нежин, конечно, на отдалении, в глубинке, но уровень был очень высокий. И нужно сказать, что на верхнем этаже Нежинской гимназии, мы были там, находились подлинники, прекраснейшая картинная галерея, просто музей.

Алла Митрофанова

- Доступный для учеников?

Вера Викулова

- И для учеников. Но и, наверное, кто приходит, тоже мог туда попадать. Эти картины, полномасштабные, большие, сейчас не помню уже, какие были произведения, но там есть и музейчик, где и о Гоголе тоже рассказывают, но наверху картинная галерея настоящая.

Алла Митрофанова

- Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России, проводит с нами этот «Светлый вечер». Мы сегодня открываем цикл программ, посвященных Николаю Васильевичу Гоголю, в связи с тем, что завтра 1 апреля у него день рождения, наш всемирный праздник, позвольте, я так вот все-таки буду говорить и на этом настаивать. Буквально на пару минут прервемся и вернемся к разговору.

Алла Митрофанова

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, напоминаю, в нашей студии сегодня Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России. Говорим о Николае Васильевиче Гоголе. С Верой Павловной у нас первая программа в цикле «С понедельника по пятницу», как вы, наверное, уже привыкли, у нас теперь такие циклы выходят. Вся эта неделя, конечно же, Гоголю будет посвящена. Была бы моя воля, я бы весь месяц ему посвятила, и думаю, всем бы от этого было очень хорошо. Но будем смиряться. Вера Павловна, Гоголь переезжает в Петербург, потому что ищет реализации талантам, которые чувствует в себе. Сначала, как понимаю, работает как чиновник, пытается служить, потом все-таки следует этому зову, и свыше призыву, и внутреннему зову, такая синхронизация происходит. Делает первые и абсолютно исключительные, феерические шаги в литературе. Стартует мощно с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Потом начинают появляться повести другого склада, те, которые сейчас в литературоведении называются Петербургскими повестями. Гоголь им этого названия не давал, в сборник их не объединял, но так вышло, что такой был период его творчества, и эти повести теперь для удобства называют Петербургскими. Они иные по настроению. Как будто тот импульс, запал, с которым он приехал из Нежина, со своей родины, он выпустил, реализовал, и на смену ему пришел тот воздух, который он впустил в себя в Петербурге. Что это был за воздух для Гоголя, для его жизни? Чем для него стал Петербург? Где он Петербургом вдохновился? Где он, простите меня за это выражение, Петербургом траванулся? Ведь такое тоже бывает, что какой-то произошел, может быть, токсикоз, надлом. Как на него Петербург повлиял?

Вера Викулова

- Надо сказать, что Гоголь о столице мечтал, безусловно. Он мечтал и стремился к славе, он хотел быть известен. Он понимал, что нужно дать какой-то результат и чем-то удивить, и своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Гоголь действительно, как мы говорим, ворвался в литературу, потому что Малороссию же никто не знал, что это такое? Да, тогда был очень моден Эдгар По, его произведения таинственные, загадочные. Но он полнейший новатор, он открыл землю дворянскому сословию, читающим людям, совершенно как будто на луну слетали люди, они не знали, не понимали, что это такое. Этот фольклор он открыл и преподнес его изысканнейшим образом. Благодаря опять же, тому, что он собирал материал - качества писателя, свойства писателя, записочки записывает, он формирует произведение, он читает обязательно, многие же писатели были и критиками, интересуется всем, что выходит непосредственно до него. Это знание литературы, это знание истории, без этого писателя, конечно бы, не было, взял и написал какой-то фольклор украинский. Нет, всё это кирпичик по кирпичику собрался такой эпос, такой необыкновенный жанр, который был оценен по достоинству и не только из-за сюжета, а из-за необыкновенного сказочного русского языка. Действительно Гоголь является преемником Пушкина в традиции русского языка и образчиком русского языка. И вот появляется такое необыкновенное произведение, которое ему приносит славу. Это он и маменьке пишет, и все это прекрасно понимают, что родился новый писатель. Ну, а дальше урбанистика, он смотрит, как ведет себя Петербург, ему хочется быть модным, ему хочется быть вхожим в салоны, у него появляются в Петербурге друзья. И дальше идет, как вы назвали, цикл Петербургских повестей, где он пытается то, что он видел, то, что он впитал в городе, насытить и наполнить именно этим ощущением. Ведь писатель, если он и берет какой-то сюжет, сюжет, допустим, «Мертвых душ», «Ревизора» Пушкин подарил, но еще и какие-то сюжеты, которые были у Гоголя, начинают формироваться в той среде, где он находится. То есть в том окружении, где он бывает. Поэтому появляются такие повести, как «Шинель», «Нос», под названием Петербургские повести, они уже несколько другого плана. Но это следующее развитие, это тоже художественные интересные произведения, которые сейчас изучают и которые многое нам открывают, что в человеческой натуре. Но жанр уже здесь несколько другой, потому что он наполнен вот этим городом, Гоголь любил Петербург. Нельзя сказать, что он его не любил, он, конечно, любил и хотел столичного лоска и хотел столичного шика, он хотел быть франтом, он хотел быть среди передовой элиты Санкт-Петербурга. Поэтому дальше творчество дало толчок к такого рода произведениям.

Алла Митрофанова

- Почему он уезжал так надолго в Италию? И вообще он много путешествовал по Европе, но Италия как-то особо его пленила, 12 лет он провел в общей сложности, если не ошибаюсь.

Вера Викулова

- С перерывами.

Алла Митрофанова

- Да. За границей. Понятно, с перерывами, с возвращениями и потом уезжал вновь. Существенная часть «Мертвых душ» написана в Риме. Как? Почему?

Вера Викулова

- Я думаю, что здесь каких-то сверхвозможностей и не стоит улавливать. Гоголь очень любил путешествовать, потому что смена обстановки давала толчок, встряхивала мозги. Он любил и по России путешествовать, наблюдать дорогу, что он часто описывал. Но и, конечно, он любил бывать за рубежом. Уезжал он за рубеж, во-первых, от холодного климата российского, то есть Гоголь любил нетопленное тепло, ему хотелось согреться. Он хотел, конечно, впечатлений увидеть за рубежом, в разных городах Германии, в Италии, где еще он бывал, в Иерусалиме, ездил за впечатлениями. В дороге он набирался, дозревал, может быть, что-то писал, может быть, записывал, какие-то пометки делал. Это было некоторое переключение для того, чтобы дальше был определенный толчок к творчеству. В Италию он уезжает, сбегает, можно сказать, из Санкт-Петербурга после, как он считает, неудачной постановки «Ревизора». Актеры Александринки трактовали очень поверхностно его повесть, смешно. Гоголь вкладывал нечто другое, и он недоволен реакцией на эту пьесу и уезжает за границу. Но чтобы поехать за границу, нужны, во-первых, и средства немаленькие, значит, надо иметь средства. Очень часто Гоголь уезжал за границу, либо следуя приглашению каких-то друзей, либо понимал, что там будет какое-то общество. И, конечно, климат, тепло, очень любил Гоголь Италию. Он писал: «Душенька моя, Италия. О России я могу писать из Италии так, как я нигде не смог бы написать». Нравилось ему всё, и фрагменты архитектуры, и прекрасный, самый величественный собор в мире, куда он с удовольствием ходил. Он был прекрасным экскурсоводом, когда к нему приезжали друзья. Опять, мы видим виллу Боргезе, мы видим Волконскую, он навещает ее, он столовается у нее, он знакомится с Ивановым, он знакомится с художниками. Надо сказать, что этот длительный период проживания спонсировал сам император, были даны деньги на его проживание в Италии, поскольку здесь уже созрело, стыковалось то, что он уже задумал «Мертвые души», и там ему действительно хорошо работалось. Всё ему нравилось. Вот это кафе Эль Греко, в котором тоже мы бывали, где он любил кушать пасту и пил прекрасный кофе. Эта улица виа-Систина, на которой висит мемориальная доска. Сейчас там создан музей, и возглавляет его Солодилина Наталья Анатольевна, замечательная совершенно женщина, которая хранит память о Гоголе в этом доме. Там создана экспозиция, мы высылали даже ей некоторые выставки. И встречались там с гоголеведами, посещая, кстати, Италию на гоголевских чтениях, проводили гоголевские чтения, заседания проходили в Римском университете. И также посещали мы квартиру Гоголя и многие объекты архитектурные в Риме. Всё вдохновляло его там, и всё ему нравилось. Всё совпало в Италии для него. Он сам человек южный, из Малороссии, конечно, ему хотелось природы, тепла, общения. И работал он постоянно. Гоголь работал каждый день. В нашем Доме, как пишут, четыре часа он работал обязательно. Причем, так интересно, если даже ему не хочется, он сам писал об этом, вот ему не хочется сегодня, он не может, что нужно сделать писателю? Нужно просто взять перо и сесть за бумагу и начинать работать. И тогда само идет, само поведет, опять возникнут какие-то сюжеты, развитие того или иного фрагмента, либо удалить старый фрагмент, создать новый. Так было и в Италии. Италия помогла, я считаю, «Мертвые души» в такую поэму, это же не прозаическое произведение, это действительно поэма, потому что каждая фраза гармонична, и когда вы читаете, то иногда как будто это стихи, только написанные без рифмы. Очень ему нравилось, и он неоднократно туда и возвращался. Его приглашали, и встречался, и гулял, и встречал друзей. И когда приезжал, в нашем доме его звали макаронником.

Алла Митрофанова

- Он же очень любил макароны.

Вера Викулова

- Макароны аль денте, русские люди этого не понимали. Он собирал своих друзей и макароны эти делал с сыром. Он оттуда это привозил. Вообще нужно сказать, что даже видно по его героям, когда он был в настроении, он был весьма азартен, мог сочинять и мог шутить. Конечно, это окружению во многом нравилось. Но если он уже замыкался, то здесь уже тоже… Поэтому говорю, сложный характер. Он и говорил: я почитаюсь загадкою для всех, разгадать меня невозможно. Какой он гранью ни повернется, такая изумительная личность.

Алла Митрофанова

- Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя, проводит с нами этот «Светлый вечер». Вы рассказывали сейчас про макароны, я вспоминала, был фильм замечательный о Гоголе, где Олег Павлович Табаков своим голосом озвучивал воспоминания одного из друзей, как Гоголь к Погодину прибежал срочно готовить макарон. Макароны притащил в карманах, там же в карманах у него лежало сливочное масло. И он со своим азартом и вдохновением: давайте скорее. Он всех объединил в варку этих макарон, все с нетерпением ждали: вы не понимаете, что такое макароны, сейчас я вам покажу, я вам объясню. По-моему, это спагетти были длинные. Он их сварил аль денте, набухал туда сливочного масла, и когда масло – дальше голос Табакова – стало распушаться в этих макаронах, он срочно потребовал тарелки на всех и всем наложил и сам первый начал их уплетать и так нахваливал. Остальные действительно попробовали чуть-чуть и не поняли, а что это такое, что это за аль денте, причем тут на зубок, зачем? Можно было их нормально сварить? Эпизод был настолько показателен, я просто понимала, когда это всё прокручивала в голове, визуализировала, потому что Табаков так читает, что это невозможно не визуализировать, представляла себе, какое впечатление всё это производило на окружающих. И вот этот его азарт любви к Италии, притом, что он абсолютно, конечно, русский человек. Как он в итоге, последние годы, проведенные в Москве, его любовь и к Москве тоже, не только к Петербургу дорогого стоит. И как он, продолжая свой художественный поиск, уже будучи в статусе патриарха русской литературы, я считаю, когда он с Лермонтовым встречаются, и он Лермонтову дает определенное наставление - мы не знаем, о чем они говорили, но Лермонтов вышел окрыленный после этого разговора - понятно, что он говорил с авторитетом из авторитетов, Гоголь уже в этом статусе. И при всем при том, в Москве он живет опять же в гостях. Собственно в том доме, где сейчас Дом Гоголя, музей ваш.

Вера Викулова

- Да, где находится единственный мемориальный музей в России гоголевский, в этом здании. И конечно, Москва занимала особое место у Гоголя. Не потому что здесь жили, во-первых, его друзья и профессура Московского университета: Шевелев, Аксакова, Погодин. Здесь с ними он встречался, здесь он любил походить по бульварам, заходить в храмы. Гоголь является московским. Вот Достоевский петербургский автор. Гоголь полностью является московским автором, очень он любил Москву. Тогда было принято, людей приглашали дворянские сословия, содержали, иногда какие-то люди странники жили, и жили певчие для хора в некоторых усадьбах. Такое проживание друзей это было принятой практикой. Ничего особенного в этом не было. Очень приятно, что он выбрал это место, это самый центр Москвы, такая усадьба, ее и не очень видно, потому что проходит трасса сейчас, Никитский бульвар. Выходил Гоголь гулять по бульварам. Андреевский памятник, где он укрывается в шинель, уже больной Гоголь, он прятался, потому что студенты докучали ему, он же был безмерно славен при жизни, безмерно, то есть классиком он стал уже при жизни. В первой половине дня он работал, потом он выходил гулять на бульвары, и очень любил радушную, теплую Москву своим вниманием, общением с друзьями. Здесь в Доме Гоголя встречался с друзьями, приглашал и украинских бандуристов, много у него было знаменитостей. Тургенев, один из биографов Гоголя, мы считаем, именно по его воспоминаниям воссоздались комнаты зоны строгой мемориализации, где непосредственно был Гоголь, где всё должно быть точно восстановлено. Ну и другие биографы, и Данилевский, и Шенрок и многие писали. Москва являлась, можно сказать, его родиной второй, потому что в Малороссии он был наездами, навещал родителей, как правило, в какие-то периоды, чтобы укрыться от холодов, от морозов. Но Москва была для него родным городом.

Алла Митрофанова

- Ах! Я жалею, что никак не зайду в ваш удивительный музей, в Дом Гоголя на Никитском бульваре, срочно надо будет исправить эту мою оплошность.

Вера Викулова

- Приглашаю.

Алла Митрофанова

- Спасибо большое. Скажите, правда ли, что Гоголь любил мистификации?

Вера Викулова

- Гоголь начал с мистификаций своими «Вечерами на хуторе». Тогда это было очень модно, сюр такой, он здесь явился полным новатором. Конечно, он любил всякие фокусы, он любил…

Алла Митрофанова

- Розыгрыши.

Вера Викулова

- Розыгрыши, да. Он был великий мистификатор, величайший.

Алла Митрофанова

- Почему?

Вера Викулова

- Человек, который срежиссировал свой уход, свою смерть. Нет ни одного такого, про которого мы могли бы рассказать в реалити-параметрах, что он сжигает за 9 дней до смерти «Мертвые души» и умирает. Он сам во многом провоцировал какие-то свои жизненные биографические моменты, был мистиком, всё это идет от его природы любви к фольклору, к сказкам, к чему-то необычному, к желанию удивить. Ну, и тогда многие темы, связанные с чудесами, «Вий», это в моду попало. Может быть, именно этого, такого чуда и ждали, чего-то необычного. Не просто какие-то баллады, которые рассказывают о жизни, о ее недостатках, о формировании человека более правильного, но именно чудо, именно фольк, который приподнял Гоголь и показал – это была просто лавина, это было действительно необычно, и это было так для них интересно, что человек таким образом придумывал такие фантазии и так их воплощал, благодаря гению своего литературного языка.

Алла Митрофанова

- Причем, иногда такое ощущение, что ему это самому доставляло удовольствие, эта форма игры. Я сейчас не беру последние дни его жизни, это очень серьезный аспект, о котором вы сказали. А что касается Гоголя в расцвете физических сил, как он, если правильно помню, как раз выезжал за границу, и его графиня Шереметьева провожала, и когда начали документы на границе проверять, он сказал: это вот она выезжает, ее и проверяйте. Сам сел, ускакал, она в итоге осталась с пограничниками, как-то объясняться, и весьма недоумевала, что к чему. Или допустим, он ехал несколько дней в экипаже, опять же многодневные путешествия с пересадками в разных городах, и, допустим, сосед по экипажу его узнает, он говорит: нет-нет, я не Гоголь никакой, я такой-то такой-то, и начинает рассказывать о тяжелой судьбе, как ему трудно в жизни приходится. Казалось бы, зачем? А просто он, видимо, настолько творческий человек, что ему важна игра во всем, я не знаю, как иначе объяснить.

Вера Викулова

- Он же очень талантливый актер, и у него были попытки стать актером, он не прошел, пытался поступать.

Алла Митрофанова

- Может быть, и слава Богу.

Вера Викулова

- Слава Богу, безусловно. И как-то сама судьба, сама колея свела его к такому гениальному пласту произведений, которым сейчас обладает человечество. Страшно даже подумать, если бы этого не случилось. И он был хорошим актером, тонким актером. В нашем доме в ноябре 51-го года состоялась чтение пьесы «Ревизор» для артистов Малого театра. У нас есть этот фрагмент, который мы в экспозиции изображаем. Он пригласил актеров Малого театра, женщины не пришли: почему-то какой-то писака будет учить нас, как нам играть в спектаклях. И очень пожалели.

Алла Митрофанова

- Конечно.

Вера Викулова

- Был Щепкин, были его друзья. Данилевский опоздал, он его ругал, присутствовал Тургенев. Хорошо это описано у литераторов, этот момент запечатлен достаточно подробно. И Гоголь читал так, что это просто было волшебно. Он очень хороший актер, и он хотел показать, что здесь надо со многими нюансами сыграть именно так. И собрал друзей в этом доме на Никитском бульваре, и состоялось чтение «Ревизора», где он показывал актерам Малого театра, как нужно играть его пьесу, как он ее трактует.

Алла Митрофанова

- Эх, вот бы иметь хоть какие-то устройства звукозаписывающие в то время, чтобы кто-то это запечатлел, как Гоголь сам читает «Ревизора». Хотя бы хоть что-то, мы же знаем, что он читал друзьям и «Мертвые души» по главам, тоже все очень любили это его чтение. И читал, кстати, и второй том.

Вера Викулова

- Да, читал и отрывки второго тома, и несколько глав в черновиках сохранились. Нужно сказать, что эти утраты, но сослагательного наклонения история не любит… Но, тем не менее, графиня Анна Георгиевна Толстая, хозяйка дома, сожгла переписку, чтобы не усматривать какой-то двойственности после ухода Гоголя. То есть часть документов мы не имеем. Письма Толстого какие-то мы имеем, что-то нет, что-то Гоголь сам сжигал, черновики какие-то. Поэтому, конечно, утраты. Если бы это было, то это было бы замечательно. Когда мы делали реставрацию и формировали музей, создавали экспозицию, писали тематико-экспозиционный план, сценарии, тэпы подробнейшие, были рабочие, они всё время говорили о том, что, может быть, мы найдем второй том «Мертвых душ». Я говорю: ну, давайте. Жалко, конечно, что какие-то документы были утеряны по переписке, и то, что обозы с его вещами, которые ушли ему на родину, тоже были утеряны. То есть какие-то такие события сейчас нас несколько обедняют в плане документов о Гоголе. Но интереснейшие письма, этот эпистолярный жанр. Я когда пришла работать в Дом Гоголя, первым делом начала читать письма. Письма – это небывалая искренность. Когда человек обращается к другому, он пытается изливать и чему-то его научить. Когда художественный вымысел в произведении, да, там всё сходится одно с другим, эти пазлы. Но когда человек именно пишет письмо, вот здесь он раскрывается наиболее ярко. Письма Александра Петровича Толстого, хозяина дома к маменьке, совершенно понятно, что его беспокоило: экипажи, еще что-то дать, то, сё. Очень интересны они по жанру, тогда это было основное средство коммуникации. Гоголь, будучи в Нежине, писал матери каждую неделю. Мы тоже это находим, эти письма остались, которые раскрывают нам природу Гоголя, натуру Гоголя. Если говорить о различных периодах его творчества, то советское время о последнем периоде творчества Гоголя, когда он уже назидатель и проповедник, мы этого вообще не знали.

Алла Митрофанова

- Да.

Вера Викулова

- Мы просто этого не знали, для нас это была стена, это для нас было закрыто. Выбранные места из переписки с друзьями не печатались в полном собрании сочинений.

Алла Митрофанова

- Как и «Размышления о Божественной литургии».

Вера Викулова

- Да. Это открылось позже. И тогда совершенно понятно становится и логично, почему так Церковь любит Николая Васильевича Гоголя. 4 марта каждый год, мы в этом году тоже 4 марта в храме Татианы…

Алла Митрофанова

- Панихида совершается.

Вера Викулова

- Да, панихида. Отец Вигилянский был. Служим службу, вспоминаем, для нас важна не только дата рождения, но и дата упокоения Гоголя, потому что это случилось в этом доме.

Алла Митрофанова

- Конечно. И это рождение в вечность. В случае Гоголя так уж точно, он знал, куда он идет. Он знал об этом переходе из жизни в вечную жизнь, скажем так. Поэтому в его-то случае уж точно. Вера Павловна, буквально у нас пара минут остается, как вы сами стали заниматься Гоголем и с чего ваш путь к нему начался?

Вера Викулова

- У меня-то как раз ничего сверхъестественного в моей биографии и не было. В принципе, мне с детства даже более были близки произведения насыщенной колоритной… как например, Пушкин мне был ближе, чем Гоголь. А когда мне пришлось возглавить учреждение, я начала с Гоголем соприкасаться, безусловно, сейчас он для меня номер один. Он не просто - классика всегда ставим на пьедестал и его изучаем в школе. Для нас для всех, для людей, которые работают в Доме Гоголя, он живой человек.

Алла Митрофанова

- Спасибо вам огромное за этот разговор. Вера Павловна Викулова, директор Московского Дома Гоголя, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России, провела с нами этот «Светлый вечер». Напомним, сегодня у вас открылись гоголевские чтения, 1-2 апреля они продлятся в Абрамцево. Верно, Вера Павловна?

Вера Викулова

- Да, третий день у нас выездной, будут Круглые столы, ну, и посещения усадьбы, в которой бывал Гоголь. Там экспозиции, комнаты его после реставрации открыты. Кроме того, мы там открываем выставку из наших фондов. То есть у нас полная, насыщенная, интересная программа. Я думаю, что гоголеведы будут довольны посещением Абрамцево, и Дома Гоголя.

Алла Митрофанова

- Дом Гоголя, Абрамцево, ближайшие два дня, подробная информация о том, какие события там будут, на сайте domgogolya.ru это сайт Дома-музея Гоголя. Прощаемся с вами. О Гоголе будем говорить еще в течение этой недели неоднократно, и слава Богу, что так. И всех нас с днем рождения его. Спасибо вам.

Вера Викулова

- Спасибо вам.

Алла Митрофанова

- Я, Алла Митрофанова, прощаюсь. До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем