Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Колокольный звон — одно из лучших лекарств для души. На картине Марии Якунчиковой-Вебер «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь» изображена часть звонницы Саввино-Сторожевского монастыря: колокола здесь всегда славились особым благостным звучанием.

— Маргарита Константиновна, благодать-то какая! Я так давно не была в Саввино-Сторожевском монастыре... Хорошо здесь, на внутреннем дворе!
— Да, чудесно. И службы такие неспешные... Люблю тут бывать. И знаешь, Наташенька, эта благодатная атмосфера чувствуется даже на картинах, на которых изображён Саввино-Сторожевский монастырь. У нас в Третьяковской галерее есть несколько работ ему посвящённых. Например, полотна художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Что-то никогда не слышала имени этой художницы. Покажете что-то из её работ?
— Да, вот уже нашла для тебя фотографию одной из них в своём телефоне. Посмотри, пожалуйста. Картина называется «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь». Художница создала её в 1891 году.
— На полотне изображены несколько колоколов монастырской звонницы разной величины. Слева — крупный колокол. Он написан так, что мы видим на изображении только его половину, а вторая часть будто находится за пределами картины.
— Так художница подчёркивает его необъятный размер. Звенигородские колокола всегда славились особым благостным звучанием. В конце XIX века ансамбль Саввино-Сторожевской звонницы состоял из 19 колоколов. Главный из них назывался Большой Благовестный колокол, он весил 35 тонн и был украшен изображениями святых — преподобных Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского, святителя Николая...
— На картине мы видим лишь небольшую часть звонницы, но благодаря близкому ракурсу возникает ощущение мощи колокольного ансамбля! Кажется, вот-вот польётся с башни его радостный звон.
— А посмотри, какие дали открываются с колокольни! Это родные и любимые места художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Она родилась где-то в окрестностях Звенигорода?
— Нет, она родилась в Германии. А здесь неподалёку, в родительской усадьбе Введенское прошли детство и юность художницы. Уже взрослой, она с теплотой вспоминала годы, прожитые в этих прекрасных местах. Как девчонкой гуляла по бескрайним лугам, как с подружками бежали сюда, в Саввино-Сторожевский монастырь на службу под радостный звон, разносящийся по окрестностям с колокольни.
— Это беззаботное счастье можно испытать, пожалуй, только в юности. И похоже, Марии Васильевне удалось передать это чувство через свою картину «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь».
— Да, Наташа. С помощью переливающихся, нежных, перламутровых штрихов пастели, мягких и тонких линий художница передаёт трепетное отношение, переживание и глубокую привязанность к тому, что ей дорого: к просторам родной земли, по которой она тосковала... К небу над обителью...
— Небо на картине Мария Васильевна изобразила изумительно. Нежно голубые, бежевые и золотистые переливы красок, пушистые облака, а ближе к горизонту — яркие всполохи заката. Посмотрите, Маргарита Константиновна, и у нас с вами сейчас как раз солнце уходит за горизонт. Вспыхнули облака над землёй...Вот и день подходит к концу...
— А значит, нам с тобой пора возвращаться домой...
— Уедем — и увезём с собой в сердце благодать этого чудесного места — обители преподобного Саввы Сторожевского. Которую так тонко передала художница Мария Якунчикова-Вебер.
— Наташа, хочешь посмотреть оригинал её картины «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»? Приезжай к нам в Третьяковскую галерею через пару дней, я как раз буду работать. И мы ещё раз вместе насладимся дивными образами этой древней обители.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов