Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Колокольный звон — одно из лучших лекарств для души. На картине Марии Якунчиковой-Вебер «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь» изображена часть звонницы Саввино-Сторожевского монастыря: колокола здесь всегда славились особым благостным звучанием.

— Маргарита Константиновна, благодать-то какая! Я так давно не была в Саввино-Сторожевском монастыре... Хорошо здесь, на внутреннем дворе!
— Да, чудесно. И службы такие неспешные... Люблю тут бывать. И знаешь, Наташенька, эта благодатная атмосфера чувствуется даже на картинах, на которых изображён Саввино-Сторожевский монастырь. У нас в Третьяковской галерее есть несколько работ ему посвящённых. Например, полотна художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Что-то никогда не слышала имени этой художницы. Покажете что-то из её работ?
— Да, вот уже нашла для тебя фотографию одной из них в своём телефоне. Посмотри, пожалуйста. Картина называется «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь». Художница создала её в 1891 году.
— На полотне изображены несколько колоколов монастырской звонницы разной величины. Слева — крупный колокол. Он написан так, что мы видим на изображении только его половину, а вторая часть будто находится за пределами картины.
— Так художница подчёркивает его необъятный размер. Звенигородские колокола всегда славились особым благостным звучанием. В конце XIX века ансамбль Саввино-Сторожевской звонницы состоял из 19 колоколов. Главный из них назывался Большой Благовестный колокол, он весил 35 тонн и был украшен изображениями святых — преподобных Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского, святителя Николая...
— На картине мы видим лишь небольшую часть звонницы, но благодаря близкому ракурсу возникает ощущение мощи колокольного ансамбля! Кажется, вот-вот польётся с башни его радостный звон.
— А посмотри, какие дали открываются с колокольни! Это родные и любимые места художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Она родилась где-то в окрестностях Звенигорода?
— Нет, она родилась в Германии. А здесь неподалёку, в родительской усадьбе Введенское прошли детство и юность художницы. Уже взрослой, она с теплотой вспоминала годы, прожитые в этих прекрасных местах. Как девчонкой гуляла по бескрайним лугам, как с подружками бежали сюда, в Саввино-Сторожевский монастырь на службу под радостный звон, разносящийся по окрестностям с колокольни.
— Это беззаботное счастье можно испытать, пожалуй, только в юности. И похоже, Марии Васильевне удалось передать это чувство через свою картину «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь».
— Да, Наташа. С помощью переливающихся, нежных, перламутровых штрихов пастели, мягких и тонких линий художница передаёт трепетное отношение, переживание и глубокую привязанность к тому, что ей дорого: к просторам родной земли, по которой она тосковала... К небу над обителью...
— Небо на картине Мария Васильевна изобразила изумительно. Нежно голубые, бежевые и золотистые переливы красок, пушистые облака, а ближе к горизонту — яркие всполохи заката. Посмотрите, Маргарита Константиновна, и у нас с вами сейчас как раз солнце уходит за горизонт. Вспыхнули облака над землёй...Вот и день подходит к концу...
— А значит, нам с тобой пора возвращаться домой...
— Уедем — и увезём с собой в сердце благодать этого чудесного места — обители преподобного Саввы Сторожевского. Которую так тонко передала художница Мария Якунчикова-Вебер.
— Наташа, хочешь посмотреть оригинал её картины «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»? Приезжай к нам в Третьяковскую галерею через пару дней, я как раз буду работать. И мы ещё раз вместе насладимся дивными образами этой древней обители.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер