
«Свет в окне», студия Ленфильм, режиссёр Аян Шахмалиева
— Рита, ты не забыла, нам завтра в роддом.
— Я не пойду. Не хочу, я не пойду! Не хочу! Я её ненавижу, ненавижу! Ведь это из-за неё мама, из-за неё!
Горькие слова выкрикнула своему отцу Рита Егорова, девочка-подросток. Рита совсем недавно осиротела. Её мама умерла в роддоме. Осталась маленькая Леночка — новорождённая сестрёнка Риты. Нужно забрать её домой. Но Рита сопротивляется — сгоряча она пытается переложить на малышку вину за потерю матери. Такая непростая завязка у психологической мелодрамы «Свет в окне». Фрагмент из неё только что прозвучал. Киноленту сняла режиссёр Аян Шахмалиева в 1980-м году на киностудии «Ленфильм» по мотивам одноимённого художественно-документального очерка корреспондента газеты «Известия» Татьяны Тэсс. В экранизации Шахмалиева изменила имена героев и некоторые обстоятельства их жизни. Однако оставила главное: проникновенную интонацию повествования, дух милосердия и любви. В житейской, по сути, истории режиссёру удалось отыскать и разрешить глубокие нравственные конфликты. И убедить зрителей: самая сильная боль отступает перед состраданием и человеческой чуткостью. Даже удивительно, что такой замечательный, в том числе и в художественном отношении, фильм в своё время в прокате прошёл незаметно и на телеэкранах с тех пор появлялся не часто. Между тем, современные зрители, которым посчастливилось увидеть картину, пишут о ней в интернете взволнованные отзывы. Лента «Свет в окне» не оставляет равнодушным никого.
Итак, семья Егоровых после большой трагедии пытается жить дальше. Слова Риты о том, что она ненавидит свою маленькую сестрёнку, конечно же, были сказаны ей под влиянием эмоций. И вот уже она ходит по утрам на молочную кухню, гуляет с новорождённой сестрой, пеленает её и играет с ней, пока отец после рабочего дня бегает по магазинам за продуктами, готовит для младшей дочки молочные смеси, стирает пелёнки и ползунки. Но не так-то просто одинокому мужчине и девочке-подростку справиться с заботами о малютке. Тем более, когда горе утраты ещё так свежо... Ошеломляюще точно передана в фильме атмосфера домашнего очага, оставшегося без своей хранительницы. И чувства героев, которые изо всех сил стараются вновь вернуть тепло и покой в дом и в собственные сердца. Но неужто рядом нет никого, кто захотел бы им в этом помочь? Увы, не всегда просто понять, насколько нелегко приходится тому, кто рядом. Даже лучший друг Риты, Витька, который всегда поддерживал девушку, проявляет вдруг неожиданную чёрствость. В этом смысле показателен их диалог, который происходит во время прогулки с маленькой Леночкой в парке:
— Ты не забыл, что у нас сегодня ужинаешь?
— Я не смогу. Тренировку на вечер назначили. Может, лучше пойдёшь со мной в бассейн? Поболеешь за меня, я вдохновлюсь.
— Нет, мы сегодня Леночке голову моем. Отец один не справится.
— Ты хочешь, чтобы я на тренировку не пошёл, а сама каким-то мытьём головы не можешь пожертвовать.
— Но это же не своим. Как я могу жертвовать чужим?
— По-моему, ты всё это преувеличиваешь. В самоотверженность играешь.
— В жизни есть ещё кое-что помимо твоего плавания.
Да, действительно, помогая отцу заботиться о сестрёнке, Рита узнала, что такое терпение, сочувствие. Кажется, она сумела обрести мудрость и проявить настоящую самоотверженность и любовь. Но неожиданно в жизни Егоровых появляется Ира — участковая медсестра. Одинокая женщина, которой больно стало смотреть на измученного бессонными ночами у детской кроватки и постоянными хлопотами отца Риты и Леночки. Ирина поняла, насколько тяжело им одним, и ощутила их боль как свою. Она стала помогать с ребёнком, приходить к Егоровым не только по работе. В доме словно снова зажёгся свет. Но однажды Рита почувствовала, что между Ирой и отцом возникла взаимная симпатия. И совсем этому не обрадовалась... Смогут ли герои фильма понять друг друга и примириться с новыми обстоятельствами?
Замечательные актёры Юрий Соломин и Маргарита Сергеечева в роли отца и дочери расскажут нам о том, что сильнее — эгоизм и ревность или жертвенность и любовь? Фильм Аян Шахмалиевой «Свет в окне» — о трудном пути к доверию и доброте. О любви сострадающей и милосердной. О возвращении к жизни. И о свете, который никогда не погаснет.
Включатель молитвы. Клим Палеха

Для чего нужна молитва, если Бог знает все наши потребности? Со мной произошёл случай, который помог ответить на этот вопрос. Как-то вечером напарник подвозил меня на машине до дома и неожиданно спросил, зачем нужна молитва? Он считал себя атеистом, и я задумался, как ответить, чтобы избежать недопонимания.
— Если Бог всё-таки есть, то Он всё знает, все наши мысли, — рассуждал коллега, — а значит и все наши потребности Ему известны. Зачем же Его просить о чём-то?
Я понимал, что лучше будет, если ответит священник. Потому что раньше в беседах на духовные темы у нас с напарником не получалось прийти к согласию. Видимо, я не мог подобрать правильные аргументы.
Ехать оставалось минут 20, и я попросил дать мне время подумать. А сам начал молиться — просить Бога послать ответ. Но каких-то светлых мыслей в голову не пришло. И я всё-таки решил попробовать объяснить, как могу:
— Смотри, во-первых, наша молитва нужна не Богу, а нам. При этом, у тебя есть свобода выбора, — на этих словах в машине раздался громкий щелчок.
Не знаю, что произошло, но фары неожиданно погасли. Мы остановились. Вся электроника просто отключилась. Коллега нажимал на кнопки и дёргал рычаги, но толку не было. Он открыл капот, проверил проводку и аккумулятор, но поломку не нашел. Я начал тихо молиться, и напарник это заметил.
— Погоди-ка, — вдруг сказал он, — ты сейчас молишься?
— Да, — признался я и добавил с улыбкой, — По-моему, ты уже все варианты перепробовал. Присоединяйся!
Он усмехнулся и начал рассуждать:
— Предположим, моя душа, если она есть, — это фары. А Бог, если Он есть, — это аккумулятор, источник энергии. Тогда молитва — это кнопка включения... Прости, если обижаю тебя такими сравнениями.
Но меня его слова не задели, наоборот понравился ход мыслей.
— Ну, то есть, чтобы электричество дошло от аккумулятора к фарам, нужно нажать вот эту кнопку, — сказал он и уже в сотый раз надавил на включатель, который до этого не реагировал. Но тут он сработал!
Мы одновременно засмеялись — на наших глазах произошло маленькое чудо! Бог ответил на молитву и послал моему неверующему коллеге наглядный пример. Верить или нет — это уже его дело, его свобода, на которую Господь не посягает.
Мы благополучно доехали до наших домов. Прощаясь, он сказал: «Что-то в этом есть...», — имея в виду разговор о молитве в машине. По-моему, эти слова многого стоят. Как и аналогия, которая родилась в голове атеиста: если мы не нажмём кнопку — не будем молиться, то так и останемся в темноте. Позже, я встретил очень похожую мысль у преподобного Порфирия Кавсокаливита. Старец говорил: «Где-то есть электростанция, а в комнате — лампа, но если мы не повернём выключатель, то останемся в темноте. Этим я хочу сказать, что вот есть Христос, есть и душа наша, но если мы не повернем выключатель молитвы, то не увидит наша душа света Христова и мы останемся во мраке диавола».
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 1 зач., I, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В китайской философии даосизма один из ключевых мировоззренческих подходов называется «у-вэй» — или буквально, «недеяние». Как это ни покажется странным, но именно «у-вэй» имеет прямое отношение к сегодняшнему праздничному чтению из книги Деяний святых апостолов — а это самые первые стихи первой главы. Давайте послушаем — и затем постараемся ответить на вопрос, какая здесь связь между праздником Вознесения Господня и «недеянием».
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Уверен, вы догадались: Христос перед тем, как вознестись в облаке, останавливает недоумевающих учеников перед повисшим в воздухе вопросом: а нам-то что делать? Ответ кажется странным: ждать! Просто ждать, когда исполнится обещанное пророчество о крещении Святым Духом. А когда и как — не ваше дело! Ваше дело — просто ждать.
Но это ожидание вовсе не тождественно апатии, угасанию жизни, или фатализму. И здесь хочется вернуться к принципу «у-вэй»: это, с позволения сказать, «активное недеяние», точнее, «ненавязывание» своей воли бытию — а высвобождение пространства для жизни — или, как скажем мы, христиане, для исполнения воли Господа Бога. Мне понравилась мысль одного современного синолога (исследователя китайской культуры), который интерпретирует «у-вэй» не как «пассивное бездействие», а как «ortho-action» — «действие, свободное от эго-трения». «Право-действие» вполне перекликается с «право-славием». У святых отцов Православной Церкви тоже было такое разделение: теория и праксис, «ортодоксия» и «ортопраксия», которые друг без друга не существуют.
Обратим внимание, что Спаситель даёт очень конкретную заповедь: до сошествия Духа никуда не отлучаться из Иерусалима. На мой взгляд, это очень хорошая иллюстрация, как вроде бы пассивное ожидание может быть на самом деле более чем активным: ведь требуется определённое напряжение, усилие, чтобы не поддаваться помыслам, благовидным предлогам — сбросить с себя это ограничение в передвижении и снова почувствовать абсолютную, ничем не ущемлённую, свободу!
Во многом жизнь христианина гораздо чаще напоминает «недеяние», чем «сверхнапряжение»: ведь в «недеянии» человек как бы «подсобирает» самого себя, уменьшая свою «размазанность» в бытии — в то время как в активном действии ему крайне сложно не «распузыриваться» присутствием своего «эго». Сложно — но — возможно, только при одном условии: если наша активность согласна воле Божией, а не является плодом нашего автономного, анти-Божественного произволения.
Этого благословенного «недеяния» и хочется мне пожелать всем в сегодняшний замечательный праздник Вознесения Господня: Христос не оставляет нас сиротами — но преподаёт замечательный урок внутренней тишины ожидания, только при условии которой и может явиться к нам Животворящий Святой Дух!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Надежда на жизнь без больниц для подопечных фонда «Настенька»

Прошлым летом у 10-летней Арины — яркой, жизнерадостной, заряжающей всех вокруг своей энергией, обнаружили опухоль головного мозга. А дальше последовали операция, лучевая терапия и бесконечные больничные коридоры. Арина очень переживала, что лишилась любимых занятий плаванием и своих озорных косичек. Но она, как настоящая спортсменка и круглая отличница, — не привыкла так просто сдаваться. В больнице девочка всегда старалась чем-то себя занять: уроками, лепкой, рисованием или изучением английского языка.
После длительного лечения в Москве Арина вернулась в родной Красноярск, где началось её восстановление. Болезнь оставила свой отпечаток: мышцы лица и тела потеряли прежнюю подвижность. «По характеру Арина боец, всегда идёт до конца», — рассказывает папа. — «Раньше она обгоняла всех в бассейне, а теперь также бойко учится ходить».
Фонд «Настенька» помог девочке попасть на важный курс реабилитации, оплатить который родители были не в силах. Ежедневные занятия со специалистами помогли Арине вновь обрести уверенность в движениях. Теперь она самостоятельно ходит по ровной поверхности и более чётко произносит слова. Каждый день Арина делает дома зарядку и разучивает танцы с помощью видеоуроков. И, конечно, продолжает учиться в школе, но пока дистанционно. Недавно в олимпиаде по английскому языку она заняла 1 место!
Фонд «Настенька» больше 20 лет помогает тяжелобольным детям — дарит их семьям надежду на доброе будущее — без лекарств и больниц. Больше узнать о работе фонда и поддержать его подопечных можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов