
Фото: Christine Renard / Pexels
Игорь Иванович Сикорский — пионер тяжёлой авиации, конструктор знаменитых самолётов «Илья Муромец» и «Русский витязь» — признавался, что своё призвание обрёл ещё в детстве, в семье. Говорил, что родные верили в его талант и поддерживали несмотря на то, что его проекты казались фантастическими. О времени, проведённом в родительском доме, Игорь Сикорский всегда вспоминал с большой теплотой.
Будущий авиаконструктор появился на свет в Киеве, 6 июня 1889-го года. Он стал младшим ребёнком в многодетной семье известного киевского врача-психиатра, профессора Ивана Сикорского и его супруги Марии Стефановны, урождённой Темрюк-Черкасовой, представительницы старинного дворянского рода. В крещении мальчика нарекли Игорем — в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского. Вспоминая о родителях, Игорь Иванович подчёркивал, что оба — и мать, и отец — имели медицинское образование. Однако Мария Стефановна решила посвятить себя не карьере, а семье: заботам о муже и детях, домашним хлопотам. Детей было пятеро: дочери Лидия, Ольга, Елена и сыновья — Сергей и Игорь. Вместе они любили собираться вокруг матери, когда она играла на фортепиано или читала вслух. Мария Стефановна интересовалась изобретениями Леонардо Да Винчи и часто рассказывала о них детям. Больше всех эти рассказы увлекали восьмилетнего Игоря. Однажды от матери он услышал о летательной машине, которая по задумке великого Леонардо, должна была подниматься в воздух с помощью винтов прямо с места, безо всякого разбега. Игорь загорелся идеей сконструировать такой аппарат.
Пока братья и сёстры играли, мальчик часами тихо сидел в уголке и что-то мастерил. Отец семейства, Иван Алексеевич, внимательно наблюдал за сыном. Опытный психиатр, автор крупного, известного не только в России, но и в Европе научного труда по детской психологии «Душа ребёнка», Сикорский-старший был убеждён: детским созидательным творческим порывам нельзя мешать, даже если родителям они подчас кажутся бесполезными. Целыми днями Игорь старательно прилаживал друг к другу какие-то дощечки, наматывал на них резинку. А Иван Алексеевич терпеливо ждал. И вот, наконец, мальчик торжественно собрал семью в саду. Сикорские глазам своим не могли поверить — Игорь дёрнул за резинку, и непонятная штука, которую он столько дней мастерил... взлетела! Правда, невысоко, и продержалась в воздухе совсем недолго. Но всё же это было настоящее маленькое чудо. Игорь Сикорский навсегда останется благодарен Ивану Алексеевичу за терпение и понимание. Авиаконструктор говорил, что именно у отца научился и трудолюбию — с детства наблюдая за тем, как в своём домашнем кабинете он с головой уходил в научную работу. А ещё изобретатель через всю жизнь пронёс глубокую веру в Бога, которую ему с самых юных лет привил отец. Впоследствии, уже в эмиграции, Сикорский создал несколько богословских трудов, в частности — размышления о молитве «Отче наш», которые во многом родились из семейных духовных бесед с отцом.
В 1907-м году в семье Сикорских случилось горе — скончалась Мария Стефановна. Отец и дети помогали друг другу перенести тяжёлую утрату. Примерно в это же время 18-летний Игорь окончательно решил связать жизнь с конструированием летательных аппаратов. Для начала он хотел собрать полномасштабную, рабочую модель той самой своей детской «вертушки» — вертолёта. За деталями и практическим опытом решил отправиться в Париж. На семейном совете Иван Алексеевич благословил сына, сказав, что верит в его идеи. Родные собрали для Игоря деньги на поездку и необходимые покупки.
По сути, именно с этого момента началось становление Игоря Сикорского как талантливого авиаконструктора. В 1912-м, вернувшись из Парижа, он прямо на заднем дворе родительского дома собрал действующий двухвинтовой вертолёт. А спустя всего несколько лет создал первые в мире тяжеловесные самолёты — «Илья Муромец» и «Русский Витязь». Они защищали Отечество в Первую Мировую войну. Сам император Николай Второй лично благодарил Сикорского за его работу. Увы, после 1917-го года Игорь Иванович был вынужден покинуть Россию — большевики, осведомлённые о религиозных и политических убеждениях изобретателя, собирались расправиться с ним. Сикорский узнал об этих планах случайно, и буквально в течение суток сумел выехать за рубеж. Все последующие годы он жил и работал в Соединённых Штатах Америки. Но никогда не забывал Родину и семью — благодаря которым, по собственным словам Игоря Сикорского, он смог добиться всего, о чём мечтал.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Как свинья себя наказала

Давным-давно это было. Много разных зверей и птиц обитало в африканских джунглях, и самым главным над ними считался Слон. Он был не только огромным в размерах, но самым рассудительным и справедливым, а ещё был немного волшебником.
Пришла как-то раз Свинья к Слону и спрашивает:
— Скажи, как мне стать таким же большим, как ты? Что для этого надо есть? А то меня в лесу все звери обижают...
А в то время Свинья и впрямь была маленькая как мышка, только с носом-пятачком.
— О, это секрет, — ответил Слон добродушно.
Но потом пожалел малышку и сказал:
— Впрочем, ладно, я достану тебе волшебное средство...
Слон скрылся в чаще и вскоре принёс откуда-то листья волшебного дерева. Конечно, он не поведал маленькой свинке, где их нарвал, зато пообещал:
— Каждый день я буду давать тебе немного этих листьев, и в конце концов вырастешь такой же большой, как я.
С тех пор Свинья ежедневно приходила к слону, получала у него несколько волшебных листьев и с большим удовольствием их ела. Через некоторое время она действительно стала расти и делаться похожей на слона. Она заметно растолстела, рыло у нее вытянулось, во рту появились небольшие клыки, глаза стали напоминать слоновьи.
«Все в порядке! — думала Свинья. — Скоро я сделаюсь такой же огромной, как слон и покажу всем в джунглях, кто здесь главный!»
Она перестала узнавать старых знакомых, и с каждым днём всё больше гордилась своим сходством со слоном.
Однажды под вечер свинья пошла в лес накопать себе на ужин кореньев. Она вела себя так, будто и в самом деле уже была самым большим зверем в джунглях: громко топала, распихивая всех, кто встречался ей на пути.
Как раз в это время мимо проходил Слон. Услышал он странный шум, остановился и спросил удивленно:
— Эй, кто там в чаще?
— Здесь тот, кто больше самого Слона, — прохрюкала в ответ свинья. — Убирайся подобру-поздорову!
— Ого! — воскликнул Слон. — Не видал я в джунглях зверя больше меня. Надо хоть взглянуть на него.
Он шагнул через кусты и увидел маленькую свинку, которая ковырялась под деревом, громко фыркала и чавкала.
— Так-так, — промолвил Слон. — Вот ты, оказывается, какая гордячка! Стоило прибавить тебе немного в весе, как ты, я слышал, начала кичиться своей силой и притеснять всех, кто слабее тебя. Что же будет, если ты станешь большой, как я? За это я больше не дам тебе волшебных листьев, и ты останешься такой, как теперь.
Так он и сделал.
С тех пор рыло у свиньи вытянуто, а когда она ест, то топчется на месте, как слон. Зато характер у неё стал не такой хвастливый и надменный, как раньше, уже и на том спасибо.
(по мотивам африканской сказки народа бауле)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!