
Фото: Christine Renard / Pexels
Игорь Иванович Сикорский — пионер тяжёлой авиации, конструктор знаменитых самолётов «Илья Муромец» и «Русский витязь» — признавался, что своё призвание обрёл ещё в детстве, в семье. Говорил, что родные верили в его талант и поддерживали несмотря на то, что его проекты казались фантастическими. О времени, проведённом в родительском доме, Игорь Сикорский всегда вспоминал с большой теплотой.
Будущий авиаконструктор появился на свет в Киеве, 6 июня 1889-го года. Он стал младшим ребёнком в многодетной семье известного киевского врача-психиатра, профессора Ивана Сикорского и его супруги Марии Стефановны, урождённой Темрюк-Черкасовой, представительницы старинного дворянского рода. В крещении мальчика нарекли Игорем — в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского. Вспоминая о родителях, Игорь Иванович подчёркивал, что оба — и мать, и отец — имели медицинское образование. Однако Мария Стефановна решила посвятить себя не карьере, а семье: заботам о муже и детях, домашним хлопотам. Детей было пятеро: дочери Лидия, Ольга, Елена и сыновья — Сергей и Игорь. Вместе они любили собираться вокруг матери, когда она играла на фортепиано или читала вслух. Мария Стефановна интересовалась изобретениями Леонардо Да Винчи и часто рассказывала о них детям. Больше всех эти рассказы увлекали восьмилетнего Игоря. Однажды от матери он услышал о летательной машине, которая по задумке великого Леонардо, должна была подниматься в воздух с помощью винтов прямо с места, безо всякого разбега. Игорь загорелся идеей сконструировать такой аппарат.
Пока братья и сёстры играли, мальчик часами тихо сидел в уголке и что-то мастерил. Отец семейства, Иван Алексеевич, внимательно наблюдал за сыном. Опытный психиатр, автор крупного, известного не только в России, но и в Европе научного труда по детской психологии «Душа ребёнка», Сикорский-старший был убеждён: детским созидательным творческим порывам нельзя мешать, даже если родителям они подчас кажутся бесполезными. Целыми днями Игорь старательно прилаживал друг к другу какие-то дощечки, наматывал на них резинку. А Иван Алексеевич терпеливо ждал. И вот, наконец, мальчик торжественно собрал семью в саду. Сикорские глазам своим не могли поверить — Игорь дёрнул за резинку, и непонятная штука, которую он столько дней мастерил... взлетела! Правда, невысоко, и продержалась в воздухе совсем недолго. Но всё же это было настоящее маленькое чудо. Игорь Сикорский навсегда останется благодарен Ивану Алексеевичу за терпение и понимание. Авиаконструктор говорил, что именно у отца научился и трудолюбию — с детства наблюдая за тем, как в своём домашнем кабинете он с головой уходил в научную работу. А ещё изобретатель через всю жизнь пронёс глубокую веру в Бога, которую ему с самых юных лет привил отец. Впоследствии, уже в эмиграции, Сикорский создал несколько богословских трудов, в частности — размышления о молитве «Отче наш», которые во многом родились из семейных духовных бесед с отцом.
В 1907-м году в семье Сикорских случилось горе — скончалась Мария Стефановна. Отец и дети помогали друг другу перенести тяжёлую утрату. Примерно в это же время 18-летний Игорь окончательно решил связать жизнь с конструированием летательных аппаратов. Для начала он хотел собрать полномасштабную, рабочую модель той самой своей детской «вертушки» — вертолёта. За деталями и практическим опытом решил отправиться в Париж. На семейном совете Иван Алексеевич благословил сына, сказав, что верит в его идеи. Родные собрали для Игоря деньги на поездку и необходимые покупки.
По сути, именно с этого момента началось становление Игоря Сикорского как талантливого авиаконструктора. В 1912-м, вернувшись из Парижа, он прямо на заднем дворе родительского дома собрал действующий двухвинтовой вертолёт. А спустя всего несколько лет создал первые в мире тяжеловесные самолёты — «Илья Муромец» и «Русский Витязь». Они защищали Отечество в Первую Мировую войну. Сам император Николай Второй лично благодарил Сикорского за его работу. Увы, после 1917-го года Игорь Иванович был вынужден покинуть Россию — большевики, осведомлённые о религиозных и политических убеждениях изобретателя, собирались расправиться с ним. Сикорский узнал об этих планах случайно, и буквально в течение суток сумел выехать за рубеж. Все последующие годы он жил и работал в Соединённых Штатах Америки. Но никогда не забывал Родину и семью — благодаря которым, по собственным словам Игоря Сикорского, он смог добиться всего, о чём мечтал.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело