
Фото: Christine Renard / Pexels
Игорь Иванович Сикорский — пионер тяжёлой авиации, конструктор знаменитых самолётов «Илья Муромец» и «Русский витязь» — признавался, что своё призвание обрёл ещё в детстве, в семье. Говорил, что родные верили в его талант и поддерживали несмотря на то, что его проекты казались фантастическими. О времени, проведённом в родительском доме, Игорь Сикорский всегда вспоминал с большой теплотой.
Будущий авиаконструктор появился на свет в Киеве, 6 июня 1889-го года. Он стал младшим ребёнком в многодетной семье известного киевского врача-психиатра, профессора Ивана Сикорского и его супруги Марии Стефановны, урождённой Темрюк-Черкасовой, представительницы старинного дворянского рода. В крещении мальчика нарекли Игорем — в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского. Вспоминая о родителях, Игорь Иванович подчёркивал, что оба — и мать, и отец — имели медицинское образование. Однако Мария Стефановна решила посвятить себя не карьере, а семье: заботам о муже и детях, домашним хлопотам. Детей было пятеро: дочери Лидия, Ольга, Елена и сыновья — Сергей и Игорь. Вместе они любили собираться вокруг матери, когда она играла на фортепиано или читала вслух. Мария Стефановна интересовалась изобретениями Леонардо Да Винчи и часто рассказывала о них детям. Больше всех эти рассказы увлекали восьмилетнего Игоря. Однажды от матери он услышал о летательной машине, которая по задумке великого Леонардо, должна была подниматься в воздух с помощью винтов прямо с места, безо всякого разбега. Игорь загорелся идеей сконструировать такой аппарат.
Пока братья и сёстры играли, мальчик часами тихо сидел в уголке и что-то мастерил. Отец семейства, Иван Алексеевич, внимательно наблюдал за сыном. Опытный психиатр, автор крупного, известного не только в России, но и в Европе научного труда по детской психологии «Душа ребёнка», Сикорский-старший был убеждён: детским созидательным творческим порывам нельзя мешать, даже если родителям они подчас кажутся бесполезными. Целыми днями Игорь старательно прилаживал друг к другу какие-то дощечки, наматывал на них резинку. А Иван Алексеевич терпеливо ждал. И вот, наконец, мальчик торжественно собрал семью в саду. Сикорские глазам своим не могли поверить — Игорь дёрнул за резинку, и непонятная штука, которую он столько дней мастерил... взлетела! Правда, невысоко, и продержалась в воздухе совсем недолго. Но всё же это было настоящее маленькое чудо. Игорь Сикорский навсегда останется благодарен Ивану Алексеевичу за терпение и понимание. Авиаконструктор говорил, что именно у отца научился и трудолюбию — с детства наблюдая за тем, как в своём домашнем кабинете он с головой уходил в научную работу. А ещё изобретатель через всю жизнь пронёс глубокую веру в Бога, которую ему с самых юных лет привил отец. Впоследствии, уже в эмиграции, Сикорский создал несколько богословских трудов, в частности — размышления о молитве «Отче наш», которые во многом родились из семейных духовных бесед с отцом.
В 1907-м году в семье Сикорских случилось горе — скончалась Мария Стефановна. Отец и дети помогали друг другу перенести тяжёлую утрату. Примерно в это же время 18-летний Игорь окончательно решил связать жизнь с конструированием летательных аппаратов. Для начала он хотел собрать полномасштабную, рабочую модель той самой своей детской «вертушки» — вертолёта. За деталями и практическим опытом решил отправиться в Париж. На семейном совете Иван Алексеевич благословил сына, сказав, что верит в его идеи. Родные собрали для Игоря деньги на поездку и необходимые покупки.
По сути, именно с этого момента началось становление Игоря Сикорского как талантливого авиаконструктора. В 1912-м, вернувшись из Парижа, он прямо на заднем дворе родительского дома собрал действующий двухвинтовой вертолёт. А спустя всего несколько лет создал первые в мире тяжеловесные самолёты — «Илья Муромец» и «Русский Витязь». Они защищали Отечество в Первую Мировую войну. Сам император Николай Второй лично благодарил Сикорского за его работу. Увы, после 1917-го года Игорь Иванович был вынужден покинуть Россию — большевики, осведомлённые о религиозных и политических убеждениях изобретателя, собирались расправиться с ним. Сикорский узнал об этих планах случайно, и буквально в течение суток сумел выехать за рубеж. Все последующие годы он жил и работал в Соединённых Штатах Америки. Но никогда не забывал Родину и семью — благодаря которым, по собственным словам Игоря Сикорского, он смог добиться всего, о чём мечтал.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер