
Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.08.2025)
Второе соборное послание святого апостола Петра

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Пет., 65 зач., I, 10-19

Комментирует священник Антоний Борисов.
Эпоха Просвещения убедила нас скептично относиться к чьему-то личному опыту. Мы требуем объективных доказательств, а частные переживания отвергаем как нечто несущественное, неважное. В древности всё обстояло иначе. Человек был важнее отстраненной логики. Конечно, не всякому учителю стоит верить, но лишь тому, кто подобного отношения заслуживает. И это хорошо видно на примере отрывка из 1-й главы 2-го послания апостола Петра, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
Апостол Пётр по праву считается одним из наиболее известных учеников Иисуса Христа. Упоминания о нём неоднократно встречаются и на страницах Евангелий, и в книге Деяний святых апостолов. Вошли в состав Нового Завета также два послания, написанные апостолом Петром. Во всех упомянутых источниках Пётр предстает перед нами как человек глубоко искренний, обладающий горячим темпераментом и крепкой верой в Бога. Эти качества сделали его неформальным главой апостольской общины и, как следствие, одним из наиболее известных учеников Христа.
Апостол Пётр был непосредственным свидетелем самых великих деяний Спасителя. Перед его глазами Иисус воскресил из мёртвых дочь Иаира, начальника иудейской синагоги. По разрешению Христа Пётр ходил по водам Галилейского моря. Но более всего апостола вдохновило чудо Преображения, совершённое Спасителем на вершине горы Фавор.
О Преображении Христа, которое Пётр видел собственными глазами, он поведал своему ученику апостолу Марку. Тот, в свою очередь, рассказал о чуде в написанном им Евангелии. Повествует о Преображении и сам апостол Пётр во втором своем послании, отрывок из которого мы только что слышали.
Апостол Пётр до своего призвания был простым рыбаком. Он не имел хорошего образования, каким обладал, например, апостол Павел. Тем не менее послания Петра наполнены мудростью, которая может быть только у человека, просвещённого благодатью Божией. Впрочем, жизненная простота рыбака также в текстах апостола видна. К примеру, вот как описывает событие Преображения со слов Петра апостол Марк: «Одежды Его (то есть Христа) сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Перед глазами Петра Спаситель показывает Свою Божественную сущность, а Пётр для передачи своих эмоций упоминает белильщика белья.
Несмотря на такую простоту восприятия, событие Преображения потрясло ученика. Увидев сокрытую до времени Божественную сущность Христа, Пётр обрёл веру, которая помогла ему преодолеть горечь предательства, а перед смертью не испугаться страшных мучений. По преданию, апостол был распят вниз головой язычниками в Риме. В приведённом отрывке из второго послания, написанного накануне казни, Пётр повествует о приближающейся кончине. Но при этом не испытывает скорби, а укрепляется воспоминанием о Преображении Христа. Свет, который исходил от Спасителя в тот момент, по слову Петра, отгонял от него тоску смерти. Поэтому он призывает и читающих его послание христиан опираться на веру, обращаться к ней «как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
И этот личный опыт переживания благодати Божией, который был дан апостолу Петру, древние христиане с благодарностью принимали и им укреплялись. Они не требовали от Петра каких-то дополнительных, объективных доказательств, потому что апостол искренне и полностью жил в соответствии с учением Христовым, которое он проповедовал. Был верным Спасителю вплоть до мученической кончины, служа не себе, а Сыну Божьему. Последуем же примеру этой его стойкости и верности, что самим стать сопричастниками Божьей силы и славы!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский». Артём Малышев

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Малышев.
Разговор шел жизни, служении и богословских трудах святителя Филарета Московского.
Этой программой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер