
Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой минимум требуется для того, чтобы быть последователем Христа? На какие обряды и ритуалы следует обратить внимание в первую очередь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
С самого начала существования христианской Церкви человек мог стать её участником, приняв Таинство Крещения. Оно состояло из двух этапов. Первый — троекратное погружение в воду. Это был обряд очищения, а вместе с тем и символ того, что человек умирает и воскресает вместе со Христом. Вторым этапом являлась молитва Богу, чтобы Он даровал крещаемому Святого Духа. Эта молитва сопровождалась возложением рук на голову человека.
Принять участие в этом Таинстве мог не всякий. Но только тот, кто уже принадлежал к иудейской религии. Это мог быть или чистокровный еврей, то есть человек, который родился в иудаизме. Или же это мог быть прозелит. То есть язычник, который уверовал в Бога Израиля и принял обрезание. Иными словами, вход в Церковь был закрыт для иноверцев. Нельзя было стать учеником Христа, минуя обряды закона Моисеева. И это понятно. Ведь и Сам Господь, и все Его ближайшие ученики были иудеями. И первое время христианство воспринималось многими христианами как органичное продолжение ветхозаветной религии.
А потому, когда верующие из Иерусалимской общины узнали о том, что Пётр ходил к язычнику, римскому воину Корнилию, ел с ним вместе, да ещё и крестил Его, это их возмутило. Пётр нарушил закон Моисеев, разделил трапезу с иноверцами, более того, он принял его в общину, то есть уравнял с теми, кто стал христианином через иудейство. Неслыханное новшество. Петру приходится защищаться. Он рассказывает, что всё это произошло по вдохновению свыше. Что сначала ему было видение, и Сам Господь послал его к Корнилию. Но самое главное, когда апостол пришёл в дом к язычнику и произносил проповедь, Дух Святой сошёл и на самого Корнилия и на всех его домочадцев. Сошёл до того, как Петр начал крестить водою и молиться с возложением рук на голову.
Для многих слушателей Петра это было важным свидетельством. Это напомнило им слова Христа, Который говорил, что «Дух дышит, где хочет». Человек не в силах ограничивать действия Бога. Господь Сам решает, как Ему направлять жизнь Своей Церкви и её участников. А потому многие приняли то, что совершил Пётр. Язычники потихоньку стали принимать христианство, минуя иудейские ритуалы. Благодаря этому Церковь разрослась и стала матерью для многих людей.
Так книга Деяний учит нас фундаментальному закону духовной жизни — Христос стал человеком не для того, чтобы сделать для всех нас путь к Богу трудным и недоступным. Напротив, Он пришёл для того, чтобы устранить с этого пути все преграды. А потому и мы не должны усложнять движение к Богу ни самим себе, ни окружающим нас людям. Для подлинной христианской жизни требуется минимум. Всего лишь наша готовность и решимость во всяком своем деле искать волю Творца и на ежедневной основе исполнять заповеди Его Евангелия. В конечном счёте от нас зависит лишь это. Ведь и Сам Господь прямо говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов