Адрес храма Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
ближайшие станции метро: "Таганская" (кольцевая) или "Марксистская".
Схема проезда:
Контакты:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
тел. +7 (495) 911-75-40.
Адрес сайта:
В биографии этого храма есть весьма примечательный эпизод, который напрямую говорит о его красоте и величии. Эпизод уникальный.
Но мы вернемся к нему позже… подержим, так сказать интригу…
Церковь эта связана с венчанием на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, кое событие произошло в день памяти святителя Мартина в далеком 1502 году. В честь события и была заложена церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского в Алексеевской слободе.
Алексеевскую черную слободу населяли "черные люди" - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века, когда в слободе поселились торговцы хлебом, церковь святителя Мартина именовалась еще "в Хлебниках".
В 1791 году московский купец-чаеторговец (а позже и вовсе городской голова), Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника. И заказал не у кого-нибудь, а у самого Родиона Казакова, выдающегося московского зодчего, чье имя заслуженно стоит в ряду с именами его учителей - Василия Баженова и Матвея Казакова (к слову: Матвей и Родион не родственники, а лишь однофамильцы).
Спустя 7 лет, в 1798 году храм построили. А в 1800-1801 годах церковь расписал в итальянском стиле живописец Антонио Клаудо. Настенная живопись церкви в итальянском стиле нетрадиционна для русского православия, но до чрезвычайности интересна. И к счастью, сохранилась до нашего времени.
В 1806 году новый храм освятили.
И настал трагический 1812 год. Французы вошли в Москву. И уже во время их входа в столицу, 3 сентября, начался страшный пожар, в котором, к сожалению, пострадал и храм Мартина Исповедника.
Вот сейчас и пришло время вернуться к уникальному эпизоду, о котором мы сказали в начале программы.
Известно, что спустя немногим более месяца, 10 октября, в Москву вошла русская кавалерия.
Так вот, живший недалеко от храма французский маршал Мюрат, пораженный красотою этого удивительного здания (повторимся, что при всем том оно сильно пострадало от пожара)… Мюрат выделил взвод солдат с офицером для охраны церкви от мародеров, коя охрана и стояла месяц и впоследствии сдалась вошедшим в город русским войскам.
Нужно ли говорить что-то еще о красоте этой удивительной церкви?
Улица Солженицына, дом 15.
Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема