Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во время испытаний наше поведение обычно меняется: мы беспокоимся, хуже спим, хуже едим, отказываясь от еды вовсе или переедая и, очевидно, это сложно назвать нашим сознательным выбором. Но что же мы должны делать сознательно? Ответ на этот вопрос звучит в 3-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 3.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.
Одно из самых распространённых испытаний, во время которого человек лишается покоя, — это болезнь. Думаю, практически не существует взрослых людей, которые не имели опыта переживаний о своём собственном здоровье или здоровье близких. Один мой знакомый как-то очень серьёзно заболел, при этом точный диагноз правильно поставлен не был, и он ждал дополнительных обследований. Он старался не подавать виду, что что-то происходит, но сам потерял интерес к еде и практически не спал по ночам. Да и как уснуть, если ты вместо того, чтобы строить планы на жизнь, мысленно выбираешь место на кладбище? Впрочем, переживаниями дело не ограничилось, потому что в какой-то момент он взял себя в руки и понял, что, если смерть близка, надо оставшуюся жизнь прожить несколько иначе. Он не был каким-то смертным грешником, ходил в храм, участвовал в таинствах, но всё же решил провести дополнительную ревизию и стал иначе вести себя с ближними, старался не манипулировать, не злословить, не задевать других. Чужая душа потёмки, и сложно сказать, что моим знакомым руководило в то время, но одно можно сказать точно, это изменение углубило его веру и сделало общение с ним совершенно другим.
Псалом, который мы сейчас услышали, написан пророком и царём Давидом в очень тяжёлое для него время, когда он бежал от собственного сына Авессалома, восставшего против него. Восстание сына переживается им очень тяжело, тем более что на сторону бунтовщика переходили новые и новые люди. Псалмопевец с удивлением замечает, что врагов становится всё больше... как обычно это бывает, люди, которые боялись высказаться во время силы Давида, переходят на сторону его врага во время его изгнания. Они не только враждуют против законного царя, но и пытаются подточить его веру, смеются над ним и публично сомневаются в том, что Господь поможет ему. Однако, Давид не боится! Он молится и уверен, что Бог его слышит. Он старается быть верным Богу и чувствует, что Господь с ним. Он гоним и жизнь его в опасности, но он ложится спать, спокойно спит и встаёт, потому что доверяет Богу и Тот поддерживает его. Конечно, Давид не бессмертен, он состарился и умер в своё время, но в минуту испытаний он не боялся и не метался от ужаса.
Обстоятельства жизни большинства читателей или слушателей этого псалма далеки от того, что переживал царь Давид. Мы не руководим государствами и против нас не восстают дети, желающие занять наше место. Но мы нередко ощущаем болезнь как врага, который нам угрожает... Врага, с которым мы боремся за нашу жизнь. И точно так же, как Давид был удивлён и удручён тем, что на него восстаёт его родной сын, нам может казаться, что наше собственное тело предаёт нас, восстаёт против нас и лишает опоры... Но, если это так, это значит, что вслед за Давидом, мы можем искать опору в верности Богу, в стремлении к праведной жизни. Заболев, мы можем не только лечиться, что вполне естественно, ведь и Давид совершал вполне очевидные военные действия, собирая вокруг себя сторонников... Вместе с внешними действиями, мы призваны изменить свою духовную жизнь, постараться не закрыться в своём страдании и страхе, но, через деятельную любовь окружающим людям, стать ближе к Господу.
Псалом 3. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 3. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











