
Пейзаж Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович Романов. Он брал картину с собой в морские путешествия. К сожалению, из-за этого краски на полотне заметно потускнели. Но всё же картина производит сильное впечатление!
— Какая богатая коллекция произведений Архипа Куинджи в Русском музее Санкт-Петербурга! Всегда открываю здесь для себя что-то новое, Маргарита Константиновна.
— И какая картина на этот раз стала для вас открытием, Андрей Борисович?
— Пожалуй, та самая, возле которой мы с вами сейчас находимся. «Лунная ночь. Раздумье». Я как будто увидел себя в её единственном герое, сидящем лунной ночью в парке на скамье. Этот человек погружён в глубокие размышления, словно пытается переосмыслить свою жизнь! Интересно, что за кризис он переживает?
— Полагаю, последствия крестьянской реформы 1861 года.
— То есть, отмены крепостного права? Почему вы так думаете?
— Куинджи подсказывает нам об этом в деталях картины. Видите — всё пространство погружено в ночную тьму, в ярком лунном свете видны только мужчина на скамье и старинный особняк у него за спиной. И окна этого дома заколочены досками. В конце девятнадцатого века так часто выглядели усадьбы разорившихся дворян. Многие помещики тогда не смогли приспособиться к новым условиям и стремительно обеднели.
— Картина «Лунная ночь. Раздумье» написана именно в те годы? Здесь на табличке мелко напечатано, я не разберу без очков.
— Я и без таблички помню, что полотно датировано промежутком между 1876-ым и 1890-м годами.
— Какой значительный временной период!
— Он охватывает определённый этап жизни художника. Вы, наверное, помните, что после персональной выставки 1882 года Архип Куинджи стал вести затворнический образ жизни. Он не продавал картины, никому их не показывал. И на многих работах тех лет отсутствуют даты. Остаётся только догадываться о точном времени их создания.
— Я помню об этой загадочной странице биографии Куинджи. Он тогда купил землю в Крыму и жил там безвыездно — сначала в шалаше с женой, потом построил дом. Но это было в восьмидесятых и позднее, а возможная датировка картины «Лунная ночь. Раздумье» начинается от 1876 года. Как вы это объясните?
— Могу лишь предположить, почему искусствоведы в датировке допустили 1876 год. Куинджи тогда ещё был активным участником товарищества передвижных художественных выставок. По правилам этого сообщества он писал картины на остросоциальные темы. К ним относится и трагедия разорившихся после крестьянской реформы дворянских гнёзд, которой посвящено полотно «Лунная ночь. Раздумье».
— Эта тема оставалась актуальной несколько десятилетий. Чехов посвятил ей пьесу «Вишневый сад» в 1903 году.
— Да, но Куинджи в период затворничества отошёл от социальной тематики. Художник бежал от людской похвалы и критики, от суеты. Он писал пейзажи, в которых показывал природу как творение Божие, с помощью которого Создатель стремится донести до человека весть о Своём присутствии.
— А ведь и на полотне «Лунная ночь» пространное звёздное небо придаёт изображению вселенский масштаб. Именно таинственный тмный мерцающий небосклон навевает мысль, что герой не просто страдает от навалившихся на него проблем, а размышляет о смысле жизни.
— Можно сказать, что так Куинджи представил своего героя пред Богом. Для художника здесь важны не общественные причины кризиса человека, а его напряжённая внутренняя работа, поиск краеугольного камня, на который можно опереться. В этом поиске все люди близки друг другу. Недаром вы не заметили социальной повестки произведения, зато узнали в персонаже себя.
— Меня переполняет чувство благодарности, Маргарита Константиновна! Я признателен вам за мудрые слова, Русскому музею за возможность прикоснуться к прекрасному, а Архипу Куинджи за проникновенную картину «Лунная ночь. Раздумье». Художник напомнил мне: что бы ни случилось в жизни, важно не забывать о Боге. С Ним любые трудности преодолимы!
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема