
Апостол Павел
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с призыва апостола Павла повиноваться наставникам. О каких наставниках идет речь? В греческом оригинале стоит слово «игуменос», что переводится как руководитель, тот, кто предводительствует, ведет людей за собой, управляющий. То есть, речь идет не обязательно о духовных лидерах христианской общины. Наставник — это всякий начальник. Но тогда неизбежно возникает вопрос: ведь начальники бывают разные. Хорошо, если тобой управляет человечный, внимательный и все понимающий руководитель. Но если у него есть какой-то нравственный дефект? Он зол, вспыльчив, он социопат и мизантроп. Что делать в таком случае? Ему тоже надо покоряться?
Блаженный Феофилакт Болгарский, обобщает святоотеческие толкования на этот стих и предлагает некую максиму. Необходимо, по его словам, различать, какое именно зло нас не устраивает в начальнике. Если речь идет о том, что начальник яростный противник веры, смеется над ней или же проповедует то или иное еретическое заблуждение, то необходимо, по словам Феофилакта, «бежать от него, хотя бы он был ангелом с небес», то есть обладал бы кротким и смиренным нравом. И, напротив, если он злой по своему характеру, вздорный по темпераменту, но старается вести христианскую жизнь, то ему необходимо повиноваться.
Это очень характерная для христианской традиции мысль: можно претерпеть многое, касающееся тебя лично. Именно этому учил Господь. Но нельзя терпеть поношение Истины. Блж. Феофилакт так поясняет это: «дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу». Человек, который в отношении других ведет себя непристойно, вполне может делать это по немощи своей природы, не желая совершать эти поступки. Тот, кто выступает против Истины, делает это очень часто специально, сознательно. Поэтому и христианские подвижники, когда их обвиняли в тех или иных грехах, по своему смирению соглашались, хотя реально эти поступки не совершали. Они признавали, что потенциально могли бы их совершить, поставь их жизнь в определенные условия. Да и многое человек совершает на уровни помыслов. Единственный грех, который они категорически отрицали, — это грех ереси, вероучительного заблуждения. Потому, как они говорили, все грехи от немощи, а ересь от упорства воли.
Повторимся, сказанное выше — всего лишь максима. Очевидно, что каждый случай уникален и в конечном счете человек должен сам принимать решение, как ему выстраивать отношения с тем, кто находится выше его по должности. Единственное общее правило, которое дает апостол Павел сегодня — призыв молится за своих начальников. Какими бы сварливыми они нам не казались. Именно это вменяется каждому из нас в обязанность, а мера ее исполнение и свидетельствует о том, насколько живо и действенно наше христианство.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема