Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин
— Друзья, здравствуйте! Это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать, и с удовольствием представляю нашего гостя. В ближайший час эту часть Светлого вечера вместе с вами, вместе с нами здесь, в этой студии Иван Глазунов — народный художник России, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Здравствуйте!
Иван Глазунов
— Здравствуйте, Алексей! Здравствуйте, дорогие слушатели!
Алексей Пичугин
— 95 лет исполнилось Вашему папе буквально на днях. Действительно, это такое важное событие в мире современного российского искусства. Понятно, что это юбилей человека, уже ушедшего человека, но тем не менее огромное количество всего, что он делал, и его работы (ну это само собой, что его работы), его Академия, его ученики — это фактически его продолжение. Поэтому 95 лет — это такая важная дата. Как ее отметили?
Иван Глазунов
— Ну это, конечно, дата важная. Очень многие, кто еще недавно закончил Академию, помнят его уроки, помнят встречи с ним, его напутствия. Его очень неформальные занятия у многих в памяти как встречи с чем-то очень важным — как какие-то жизнеопределяющие моменты, потому что он многое людям говорил, многие его запомнили очень активным человеком. Многие студенты даже с неким страхом и трепетом относились к встрече с Ильей Глазуновым. И Академия живет, конечно, так, как он завещал, как он хотел. Он хотел, чтобы Русская школа продолжалась и, чтобы память о великих художниках прошлого и недавнего прошлого была образцом для нынешних поколений. Поэтому он всегда к молодым художникам относился тоже очень бережно и, в то же время, иногда даже порой очень агрессивно, потому что он хотел, чтобы люди научились концентрироваться, чтобы люди научились выдать какой-то результат, быстро и собравшись. Потом он очень любил талантливых людей вообще, и молодых, и преподавал им такие очень интересные уроки. Многие вспоминают его как учителя, как человека, изменившего мировоззрение, давшего многое. А в Академии он хотел, конечно, чтобы, продолжалась Русская школа, чтобы такие академические профессиональные начала образования были на первом месте, пока человек учится, и говорил, что человек, не вошедший во врата классики, он дальше не будет уже профессиональным художником, он просто не сможет им быть.
Алексей Пичугин
— Вы сказали, что он мог быть резким по отношению к ученикам. Вы на себе это испытывали? У Вас был выбор?
Иван Глазунов
— Я не знаю. Наверное, у меня выбор какой-то был. Потому что если человек не хочет этим заниматься, то заставить практически невозможно. Вообще, я вижу по студентам, по тем, кто поступает, что, если человек сам не испытывает сильного какого-то влечения к этой профессии, внутри профессии, и не хочет ничего, то как ты ни бей, ни кричи, ни топай ногами, — ничего не будет. Тут надо как-то по обоюдному согласию. Я вспоминаю, как я самозабвенно рисовал... Может быть, это и сказалось на том, что меня отдали в художественную школу. И вообще мне очень нравилось это все, что связано с профессией.
Алексей Пичугин
— А к Вам эта резкость как проявлялась?
Иван Глазунов
— Ну проявлялась, да. Меня «размазывал» он просто иногда, когда я учился уже в Суриковском институте в мастерской, он мог просто уничтожить за какую-то проявленную бездарность.
Алексей Пичугин
— А Вы соглашались с тем, что это бездарность? То есть Вы могли возразить доказывать, что «я так вижу»?
Иван Глазунов
— Да, тут, конечно, надо было самому собраться и доказать, что твоя идея может состояться. Но, в то же время, иногда открывались глаза, и я понимал, что, действительно, это ничего не стоит. Он был резок, но он был и очень рад, когда результат какой-то получался, как ему казалось, неожиданно хороший. Так тоже бывало. Все боялись что-то не показать, что-то не сделать, когда он приезжал иногда в Суриковское училище в 11 часов вечера и проверял, как мы работаем. Так что наш курс работал, действительно, круглосуточно почти что.
Алексей Пичугин
— А что такое Русская школа? Вы говорите, Русская школа — это основа традиций, это основа того, на чем строилась Академия с самого начала. Но ведь Русская художественная школа очень разная. Если мы возьмем любой период русской истории, Древнерусская школа — это иконы, но то иконы особенные. 18 век — это совершенно другая история. 19 век — тоже. Какой период мы не возьмем, Русская школа — это, с одной стороны, синтез, это Русская школа, которая выросла на традициях Византии и которая эти традиции в себе настолько переработала, что выработала то, что мы знаем под названием «древнерусская икона». Но есть ли какой-то канон русской традиции в целом? Потому что вот авангард — это русская традиция или нет?
Иван Глазунов
— Да, это интересная такая тема. Она бесконечная, но я свое видение какое-то попытаюсь кратко выразить. Конечно, у нас не было (кроме, может быть, каких-то крымских и южных традиций проживания наших предков) эллинистического и античного искусства. Потому что в европейских странах — Италии, Испании, Греции, — традиция была непрерывна тысячелетиями. Мы получили с Крещением Руси византийскую традицию, очень быстро, как народ очень талантливый и восприимчивый к вере Христовой и к традициям искусства, и вообще к такому углубленному пониманию задач искусства, мы переняли очень быстро и Школу иконы, и Школу миниатюры, и словесности. Это все пришло стремительно, даже странно, как быстро все это на Руси образовалось. И духовная жизнь вот эта была связана, конечно, всегда с искусством. Потому что искусство было и в храмах, и в домах. С искусством связана и Литургия, и вся духовная жизнь. Но, конечно, мы потом в 18 веке получили Школу светской живописи (хотя, я не очень согласен с этим термином), Школу реалистического искусства, скажем так, Школу академического искусства. Это был 18 век, европейские мастера быстро научили русских учеников. У нас появилась традиция писать портреты, картины, писать пейзажи. Это быстро тоже стало своим достоянием. Был, конечно, страшный перелом петровской эпохи. Но икона всегда была параллельным миром, усвоенным за тысячу лет. Такая живопись для дворцов, живопись для домов, она тоже стала очень быстро востребованной, любимой, и русские ученики очень быстро от итальянских и немецких мастеров освоили эту Школу. В Европе в это время был процесс становления Академии, — и у нас тоже.
Алексей Пичугин
— Люди, которые ездили на вот эти пенсии в Европу, которые совершенствовались, учились или просто перенимали какой-то другой опыт. Мы же потом видим среди наших классических художников огромное количество европейских работ.
Иван Глазунов
— Там Школа, в общем-то, школа рисования, школа видения такого, школа передачи светотени, планов, правильное анатомическое рисование фигуры. Это все быстро пришло, и быстро очень сложилось в национальную Школу. И к началу 20 века, к концу 19, эта европейская традиция стала национальной. Появилась плеяда замечательных художников: таких как Нестеров, Васнецов, как те основатели русской традиции изображения русской истории. Потому что сначала, действительно, было некоторое подражание: писали Италию. Но итальянские поездки воспитывали вкус, приобщение к классике, к живописи западной, и учились на лучших образцах. И, в общем, это не испортило русского художника, наоборот, дало какую-то широту. Но многие на пороге 19-20 веков стали вспоминать икону. Был такой русский Ренессанс, когда икона открылась из-под записей и из-под черных копотей, олифы старой, и в общем, было чудо такое, когда коллекционеры, в основном, купечество, явили миру вот это чудо русской иконы, то и художники тоже какой-то внутренний Византиизм, внутреннее следование канонам как...
Алексей Пичугин
— На этом выросла наша научная реставрация, которая сначала была дореволюционной, а потом — раннесоветской.
Иван Глазунов
— Да, но дореволюционная вышла из старообрядцев-иконописцев, которые знали, как обращаться с иконой и умели писать очень хорошо. И вот в таком синтезе появилось вот это явление русского Ренессанса. Потом пришла революция, слом всего, и для меня всегда вот то, что называется «русский авангард» — он совершенно нерусский. Он наоборот отрицал всякую национальную принадлежность. Это был полный слом всех традиций, и такой, в общем, очень агрессивный слом, который с Маузером у бедра. Поэтому, когда сравнивают, как-то традицию иконы с традициями авангарда, во-первых, у авангарда никакой традиционности нету. Авангард отрицал и Бога, и иконы, и в общем-то, для меня это, так сказать, эстетика разлома, эстетика страшная, в которую играть и как-то ставить ее в один ряд с великим наследием художников-иконописецев — просто невозможно, потому что это отрицание всего, что было «до». Потом многие работали в ЧК и с Маузером у бедра, как я говорю, ходили, и это было тоже неслучайно, потому что Филонов, например, составлял расстрелянные списки, поэтому у него, наверное, помешательство это выразилось в его вот этом видении каких-то кусочков живописных. Просто они строили новый мир, и все статьи, размышления того же Малевича — это полное отрицание прошлого. Как он пишет: «Давид Микелянджело — это, несомненно, уродство». Но мы стоим совсем на других позициях, мы учимся у великих.
Алексей Пичугин
— Я напомню, что в гостях у Светлого радио Иван Глазунов — народный художник России, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Вы знаете, для меня Ваш папа открылся совершенно с другой стороны, когда я прочитал одну книгу. У меня, естественно, с детства было достаточно много книг, но я вот одну помню — «Собрание сочинений Лескова. Наверное, может быть, я был маленьким, когда оно вышло в Советском Союзе еще проиллюстрированное Вашим папой. Оно очень известное, это собрание сочинений, и эти картины известны. Но это вот я маленький для себя открыл его творчество. И как-то вот я всегда представлял себе картины Ильи Глазунова: и на выставках, и в виде иллюстраций, которые меня сопровождали маленького, юного. Потом я прочитал книгу, которая тоже очень хрестоматийная, которую, я думаю, многие наши слушатели знают: кто-то читал, кто-то не читал, ну, по крайней мере, слышал это название — «Черные доски». И я потом, узнав, что в образе этого художника, который в начале книги рассказывает про иконы Солоухину, как раз выступает Ваш папа. Мне было интересно, вот путь человека, он достаточно классический для того времени: да, блокада, да, тяжелое, очень тяжелое детство, но при этом — обучение в Советской высшей художественной школе, и работа. Вот как он через все это пришел именно к русскому глубинному искусству? Как он заинтересовался через вот эту советскую жизнь иконами, тем, что было в то время, в годы хрущевской кампании, достаточно закрыто для рядового советского зрителя?
Иван Глазунов
— Он учился в институте имени Репина, который всегда называли Императорской Академией художеств, у Югонсона. Югонсон от него отрекся после первой выставки в Москве и после уничтожения его дипломной работы «Дороги войны». Он уже тогда как бы был немного против течения. Но он интересовался иконой, потому что рядом — Русский музей, рядом Эрмитаж... А вообще традиционно и до сих пор все студенты института имени Репина и Академии в Эрмитаже просто пропадали и бесконечно изучали живопись. Но его что-то влекло именно к языку другому, к какому-то непонятному для многих студентов, увлекающихся живописью, — языку иконы. В его ранних работах есть попытка соединить во всяком случае стилистику. Вот знаменитый русский Икар, знаменитая серия с царевичем Дмитрием, Борисом Годуновым — там есть много взятого именно от эстетической стороны иконы. Потом на него, конечно, очень повлиял переезд в Москву. Он сам говорил всегда, что после созерцания восторженного Василия Блаженного и каких-то церквей, и Кремлей Ростова Великого, и того, чего нет в Петербурге, он стал русским человеком. Ему захотелось... Он вообще всегда петербуржцем себя позиционировал, говорил: «Я — петербуржец». Да, в Петербурге он бывал по 10 раз в году, всегда туда возвращался, часто посещал места своего детства, объезжал все антикварные магазины, и вообще у него всегда был самый красивый город мира, он говорил. Но его в Москве и в Ярославле, в Переславле-Залесском пронзила вот эта красота русской старины. И всю жизнь он это очень любил. И спасение им икон, создание собрания именно из спасенных икон... потому что он таким коллекционером въедливым не был, как-то он не классифицировал свою коллекцию. Просто тогда много жгли, много уничтожалось, была антирелигиозная пропаганда, иконы жгли просто в кострах иногда, и отправляли на растопку школ, детских садов и бань, и ему просто больно было на это смотреть. Он что-то брал из разрушенных церквей, привозил, реставрировал. Я помню, моя мама сидела с этими ватами и растворителями в мастерской, и открывалось чудо какой-то совсем другой живописи.
Алексей Пичугин
— Куда уж Солоухин... Собственно дальше, в развитии этой книги много рассказов о том, как он находил эти черные доски в створе окон полуразрушенных храмов.
Иван Глазунов
— Да, иконой и окно могло быть заколочено просто в сарае, или где угодно, в гараже каком-нибудь. Илья Сергеевич с Солоухиным ездил просто вместе.
Алексей Пичугин
— Я по тем же Солоухинским местам... Дороги одни, и я сам постоянно бываю в тех краях Суздальского ополья, где он ездил. Более того, так как я очень хорошо знаю эти места, я все время пытался найти те храмы, а он сознательно, видимо, так как писал в то время, не давал адресов. У него очень расплывчатое описание того, что этот храм вот он примерно так, на таком расстоянии, посвящен Флору и Лавру... Ни одного храма Флора и Лавра я там не знал. Я перебрал все и вдруг выяснилось, что это тот храм, в котором я бесконечно... он описывает чудесный иконостас старой греческой работы. Я вдруг понимаю, что это храм просто с приделом Флора и Лавра, в котором я бывал и бываю очень-очень часто, который восстановлен, и вот это вот знание меня тогда поразило. Я долго ходил по этому храму, в котором ничего, конечно, от того периода не осталось. Я помню еще его разрушенным. И я стал ходить по тем разрушенным храмам, приглядываясь к доскам, которыми заколочены окна. Если какие-то из них и были когда-то иконами, то сейчас никаких следов этого они уже не несут. Но это просто лирическое отступление. Мне вот, знаете, было интересно, когда я читал об этом — как Ваш папа, как Солоухин воспринимали икону? Чем она была для них? Это просто какой-то мостик в то время, старина или то действительно первый шаг к христианству?
Иван Глазунов
— Ну и так, и так, я думаю. Тут нашей метафорой может быть знаменитая история с послами князя Владимира в Константинополь, которые, вернувшись, сказали: «Не знаем, были мы на небе или на земле». Вообще вот это чудо древнерусского искусства может подействовать очень сильно как действительно красота красок, красота и возвышенность образа. Как в советское время икона называлась древнерусской темперной живописью — не говорили слово «икона» по возможности. Но те, кто занимался, те, кто профессионально знал икону, обычно к вере приходили — через вот эту церковную красоту, действительно. Потому что просто любить икону, не понимая, что там изображено, конечно, какое-то небольшое время можно, но потом ты войдешь в этот удивительный мир и поймешь, что за этим стоит огромная бездна знаний, любви, а потом уже веры и надежды, я так думаю. И на многих подействовало вот это чудо древнерусское, подействовало как начало духовной жизни.
Алексей Пичугин
— А у Вашего папы как этот путь проходил?
Иван Глазунов
— Я думаю, что как-то также примерно. Он, конечно, о Боге всегда задумывался, его крестили в Петербурге, но такого какого-то, наверное, воцерковленного воспитания, конечно, не было. Потому что он остался один, он просто каким-то чутьем поймал нужные волны для себя, и вот это открытие было, конечно, путем к Богу. А вообще он, конечно, очень чувствителен был ко всему и тонко чувствовал, о чем это все. А вообще, касательно Бога, к нему в Репинском тоже с непониманием относились. Он там пытался копировать где-то акварелью иконы, просто озадачив педагогов и сокурсников, но он всегда это любил.
Алексей Пичугин
— А проблемы были? Говорили, что Вашего папу поддерживает Суслов, что он как-то ему покровительствует, поэтому у него не было больших проблем с режимом, советской властью из-за увлечений, из-за взглядов. Правда ли это, или все-таки проблемы какие-то возникали, и приходилось их каким-то образом купировать?
Иван Глазунов
— Ну Суслов как? Суслов, конечно... все эти имена партийного руководства были в его жизни. Но Суслов, например, после написания (ну так говорят, он сам точно не знал) «Мистерии ХХ века» сказал, что и скандалы вокруг нее, приказал соответствующим органам не плодить новых диссидентов. То есть к нему относились так осторожно, к нему, конечно, за ним внимательно следили и за всем, что он делает. Но советское руководство не хотело тоже делать из каждого человека широко и инакомыслящего — нового диссидента. А Илья Сергеевич всегда говорил, кстати, что ему лучше на нарах на Родине, чем во дворце за границей. Он никогда не мыслил никакого отъезда, не хотел никуда бежать, ни откуда не грозить советской власти из-за рубежа. Он хотел жизни на Родине. И его обращение к людям было очень успешное. Эти кольца очереди на выставках говорили о том, что он очень востребован народом, что его любят, что его хотят видеть. От графики книжной до его больших картин, там первая мистерия была, это была народная любовь, и был действительно великий интерес. А против этого тоже трудно действовать цензуре, и всему. То есть у него такого прикрытия не было от них. Но, естественно, было какое-то взаимодействие, потому что это все... У него есть работа такая интересная — «Канатоходец». Там изображен цирк, замершие зрители и наверху маленькая фигурка идет по канату. Вот он также шел по канату, держа равновесие, всегда мыслил себя художником, живущим, работающим и служащим людям здесь.
Алексей Пичугин
— Мы выходим в эфир в дни, когда отмечается 95 лет со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова — русского художника и с его сыном Иваном Глазуновым мы вспоминаем Илью Глазунова, говорим о разных периодах его творчества, о взглядах, о картинах. И вот Вы говорите, что Вы тоже ездили с Солоухиным, с папой, наверняка, ездили. Он тоже, как и Солоухин, ездил по каким-то деревням в поисках икон, в поисках вот этой старины, которую он потом писал? Он же, наверное, не только в залах музеев этим напитывался и среди коллекционеров? Он же, знаете, такой у Битова было произведение «Человек в пейзаже». Мне очень нравится этот образ переносить на архитектуру, на живопись. Вот архитектура в пейзаже, да? Посмотреть деревянный храм в том месте, в котором он когда-то задумывался и не был перенесен в музей деревянного зодчества.
Иван Глазунов
— Ну да, у него, конечно, была великая тяга поехать туда, на Север. Он очень любил окрестности Ярославля, но ездил туда и на Двинский Север, естественно, он был на Белом море. Но он ездил туда с альбомом. Есть фотография, где он рисует сидит, где-то в окрестностях Изборска — есть несколько очень таких хороших художественных фотографий. Потом Великий Новгород он любил очень, конечно, и вот то, что рядом с Петербургом. Эвакуация у него была в Новгородской области. То есть он вот это впитал: чудо шумящих берез, церквей... А потом вот эту деревянную Русь увидел. Он привез с Ярославского шоссе из одного дома... с фотографом он ездил, с Кулешовым, своим другом, который в то время много его фотографировал тоже. Они заехали в какую-то деревню и вот значит он ему, Кулешову говорит: «Вот сходи в этот дом, там спроси, может, у них что старое есть?» Ему там отдали такую икону в бисерном вшитом окладе 19 века. Такая вот старообрядческая традиция, скорее всего, древнерусская, с древнерусским таким вот флёром, икона. И он ее привез, она одна из любимых у него была в собрании. И она послужила таким творческим импульсом для создания серии картин с аппликацией: тканями, жемчугами. Он как-то этот ход взял себе для такого проникновения что ли в эстетику этой манеры украшать иконы. Перенес это на свое творчество. И у него замечательный «Царевич Дмитрий», пронзительный такой. У меня есть две работы: эскиз и первый вариант ее: царевич Дмитрий такой страшный мальчик маленький с перерезанным горлом и с приклеенной рубашечкой из старой парчи. И картины были очень любимы людьми, потому что в них всегда был какой-то двойной подтекст. В них была, мне кажется, и жалость вот от этой уходящей натуры и старины. В них был пушкинский царевич Дмитрий, — он вдруг таким становился, мне кажется, в глазах многих (а там эта мысль есть с царевичем Алексеем убиенным). То есть вот это все вместе он тонко чувствовал. И ему в этом действительно помогли поездки и фотографии, где вот они с мамой стоят на фоне Ростова такого... Сейчас Ростов, он, в общем, другой: все сделано, все красиво сияет. Сказочный город, да. А тогда это была полуразбитая натура такая, как бы уходящая. Потом, он боролся же за памятники еще. Он отстаивал Ростов. Он в те годы партийному начальству как-то внушил идею сделать в Ростовском Кремле гостиницу для слета комсомольцев. И тем самым Ростовский Кремль был сохранен в полном объеме.
Алексей Пичугин
— А я так понимаю, что он тоже стоял не столько у истоков ВИАПИКа, у истоков вот этого движения за сохранение наследия, которое массово начинало в России, в РСФСР, в первую очередь, в центральной России, развиваться на рубеже 60-70-хх.
Иван Глазунов
— Да, в ВИАПИКе его фотография висит. Там чтут и помнят. Действительно, он стоял у истоков охраны памятников. И разными способами иносказательными они тогда пытались действовать. То есть, во-первых, был какой-то упоминаемый часто им с такой иногда с улыбкой, а иногда серьезно, наверное, в присутствии тоже этих партийцев, декрет Ленина «о сохранении для пролетариата наследия прошлого». И против этого «не попрёшь», потому что было прописано, и можно было этим как-то играть. Но разные были силы подключены, конечно: и убеждение, и сила какая-то вот разных придуманных... Он спас, например, церковь Симеона Богоприимца на Новом Арбате. Она спасена. Там был в Советское время музей домашних рыбок в аквариумах. Но, тем не менее, сейчас это действующий храм, и, в общем, ее хотели сносить.
Алексей Пичугин
— Ну, когда весь Новый Арбат, как вставная челюсть вставлялась, тогда и...
Иван Глазунов
— Оставили вот, оставили как-то. Он умел убеждать. И главное, что вот эти партийцы, которые посещали мастерскую, они видели иконы, они боялись рядом с иконами находиться, но, общаясь с художником, они как-то приходили к чему-то, он в них пробуждал что-то. Потому что люди же все такие, сложные достаточно, и что там в душе у человека в ответ аукнется на вот эту красоту на всю, это тоже, в общем, еще вопрос. И многие реагировали на это как-то, понимая, что это не просто какие-то предметы культа, как тогда говорили. А за этим стоит что-то то, что надо сохранять. И так растаивали некоторые.
Алексей Пичугин
— Вы могли спорить с отцом? Он спрашивал Ваше мнение, и могли бы Вы его высказать, если Вам что-то не понравилось?
Иван Глазунов
— Ну иногда это было небезопасно, конечно, но я пытался его так активно не выражать. Но думаю так, что мне помогло в жизни во многом то, что он меня после даже уже художественной школы, может быть, даже в последних годах уже моего обучения в школе начал приобщать к своим большим разным картинам. Он мне мог дать фотографию и сказать что-то по ней сделать за ночь, допустим, потому что ему срочно нужно эту работу сделать. Я был такой... не то, чтоб в подмастерьях, но помощник. Я очень многое на многих работах написал и надо было отложить свои дела...
Алексей Пичугин
— Вот сейчас наши слушатели удивятся! Как это вот: это работа Ильи Глазунова!
Иван Глазунов
— Да.
Алексей Пичугин
— Вот это масштабное полотно! Но в ней есть части, которые написаны Иваном Глазуновым.
Иван Глазунов
— Ну, как сам Илья Сергеевич говорил, «Вот у Веронеза, значит, было 40 помощников!» У него сорока, конечно, не было. Но не написанных (картин), а под руководством: я мог получить задание что-то сделать, просто помочь эти огромные картины... Их одному человеку невозможно сделать быстро. Или это надо превращать уже... как Александр Иванов, 25 лет писать. А он спешил всегда, у него были планы, выставки. Но, допустим, на «Разгроме храма в Пасхальную ночь» — есть такое огромное полотно, — он мне поручил вот эти росписи интерьера церкви. Конечно, он проходился потом кистью — как уже такой творческий процесс. Но я как бы мог ему помочь, начать вот это сделать что-то уже, архитектуру какую-то, вычертить там что-то, это естественно. И таких очень много есть картин, где я был подключен в помощь. И я этим и горжусь, и мне это, в общем...
Алексей Пичугин
— Почет!
Иван Глазунов
— Мне это много дало. Я научился концентрироваться, не спать, если надо, а работать, понимая, что он от меня хочет. Тоже делать не просто, как мне кажется, а так вот, по заданию, что называется. И это замечательно, мне кажется, когда сын с отцом вот так вот взаимодействуют.
Алексей Пичугин
— Конечно! А как появилась Академия?
Иван Глазунов
— Ой, Академия!.. Он преподавал в Суриковском, у него было там такое противостояние некоторое с программой тех лет.
Алексей Пичугин
— Перестройка.
Иван Глазунов
— Нет, еще 80-е годы тогда были. Вот у него были ученики, которые, если знали в Суриковском, что студент поступает в мастерскую Глазунова, как-то пытались так его отговорить от этого. Но потом он подружился со всеми. Кстати, вот тогда был Таир Салахов. Они из таких совершенно разных миров, но подружились в конце концов. Его уважали. Его, конечно, пытались журить за то, что он студентов в Псково-Печерский монастырь летом повез, но пришлось тоже смиряться с этим руководству. У него была своя мастерская. Но в Суриковском тогда, в последние годы советские, очень много было студентов, занимающих бюджетные места, из дружественных стран соцлагеря, республик. Они по конкурсу проходили без экзаменов и занимали бюджетные места. А люди из глубинки, одаренные наши соотечественники, поступали по 5 раз иногда. И он захотел создать свой институт, где все будет: и интерьер соответствовать, и его школа любимая, императорская академия будет уже преобразована в современную программу. И студенты будут браться по таланту, что мы и делаем до сих пор. Никаких у нас этих «позвоночников» нет, как были раньше — берем по номерам. И это он завел такую вот традицию. То есть мы специально, умышленно на приемных экзаменах, когда происходит выставка работ на экзаменах, мы не смотрим на фамилии, просто раскладываем такие цветные листочки: кто лучше, кто послабей, кто там «в хвосте». И берем наиболее одаренных людей. Вот эта традиция работает, и это он устроил. А потом, ему хотелось академию свою, чтобы тоже не было каких-то людей, противодействующих чему-то, чтобы было все по его запущенному пониманию того, как надо обучать.
Алексей Пичугин
— Можно сказать, что предоставление зданий и вообще разрешение на создание академии... это 87 год!
Иван Глазунов
— Да, Горбачев еще подписал, потом поддержал Ельцин, потом выделили вот это здание, которое было училище живописи, ваяния и зодчества. До революции, да. Оно стояло разбитое. Это была коробка, пустая внутри.
Алексей Пичугин
— Ничего не было, несмотря на то, что это Мясницкая, самый центр Москвы?
Иван Глазунов
— Там были почтовые ящики в Советское время. Потом они разъехались. Архивы какие-то хранились. И там были места, где стоишь в подвале и видишь через крышу небо в некоторых местах. То есть разбиты были этажи, разобраны полы, там здание до дранки разобрано, стены местами. Там сохранились старые фрагменты 18 века, но здание полностью было реставрировано и ремонтировано именно опять вот его силой убедить, его пробивной энергией. Он здание выхватил, и туда вернулись художники. А стены помнят ведь и Васнецова, и Поленова, и Саврасова, и многих-многих других.
Алексей Пичугин
— Вы тоже, я так понимаю, вместе с отцом стояли, совсем молодой человек, когда она появилась, у истоков?
Иван Глазунов
— Ну, меня после института Суриковского сразу пригласил... пригласил — какое-то слово такое неуместное. Ну сразу я стал преподавать в Академии. Сначала там просто на курсе работать на первом, потом постепенно разросся в зав.кафа композицией. Но он хотел, чтобы я продолжал, конечно, его дело, и он все время об этом говорил. И перед смертью еще раз мне это подтвердил в общем, что надо бороться за Академию. У меня с Академией вся жизнь вообще такая уже после институтская связана. Конечно, это уже тоже крест — работать все время со студентами, как бы выбирая время уже с трудом для своего творчества. Это сложная такая вещь, но это проблема у всех художников, кто работает педагогами.
Алексей Пичугин
— Проблема у ученых, кто начинает заниматься преподавательской деятельностью, проблема у музыкантов... ну, это общая проблема людей, которые занимаются наукой, творчеством, конечно, тут...
Иван Глазунов
— Ну как-то надо выходить из ситуации, молиться.
Алексей Пичугин
— А как выходить?
Иван Глазунов
— Ну надо распределить во-первых, время, когда ты чем занят. Иногда надо отключиться от всего и в своем все-таки внутреннем мире побыть. А потом, я же работаю в церквях на росписях, и вообще иногда бывают такие счастливые редкие дни, когда студенты дают какой-то заряд, который от них идет — бодрости и творческих сил каких-то. Но вообще, надо распределять время. Работать надо и так, и так, и переключаться просто.
Алексей Пичугин
— Ваша Академия, она работает в определенном, учит... простите, тут я не очень даже понимаю, как профессионально, правильно назвать — в определенном ключе? То есть, к вам приходят учиться молодые люди, которые знают, что они хотят работать в традициях вот той самой Русской школы, о которой мы начинали эту программу?
Иван Глазунов
— Да, они, конечно, абитуриенты, понимают, куда они идут, потому что институтов не так много художественных, и, в общем, везде понятно, какая-то своя история, свой курс на что-то. У нас — в основном, выпускники художественных училищ. Иногда, очень редко бывает, дети дома занимались с кем-то, с художником, может быть, с каким-то, и поступают. Иногда поступают из художественного лицея, но контингент такой уже, понимающий, что будет впереди. Просто надо выбрать молодому человеку, куда пойти учиться. У нас с первого курса будут гипсы, будет изучение анатомии, рисование натуры такой вот по образцам той самой школы — знаменитой, академической, по русским, европейским образцам мы работаем. У нас, кстати, итальянец недавно приехал, сказал, что ему плевать на все санкции, хочет в России жить и работать.
Алексей Пичугин
— У нас достаточно много европейцев.
Иван Глазунов
— Едут-едут. Вот и направление у нас такое вот, что три мастерских на живописи, на скульптора у нас есть, на реставратора замечательные направления. У нас с иконами работают с прекрасными реставраторы, восстанавливают иконы из Ростова, из Костромы, из Переславля-Залесского. У нас очень серьезный факультет. Искусствоведы у нас есть. Но мы учим...
Алексей Пичугин
— А сохранение наследия?
Иван Глазунов
— Да, факультет есть уникальны. На архитектуре есть кафедра охраны культурного наследия. Это обычно сотрудники ДКН. Но у нас они такие: художник-архитектор-чиновник. Вот такой человек, с такими взглядами широкими.
Алексей Пичугин
— Ну это, на самом деле, наверное, очень важная составляющая, когда и чиновник тоже, потому что мы сейчас пришли, наверное, к такому современному представлению чиновника как менеджера, который далек вообще зачастую от объекта, с которым он работает: сегодня с наследием, завтра — с теплофизиками, а послезавтра — еще с кем-то. А если будет воспитан какой-то класс, какой-то новый вид чиновника, занимающегося сохранением наследия, и только этим, с пониманием того, чем он занимается, это, конечно, важная история. У нас уже времени не так много остается. Я бы хотел Вас спросить еще про конкурс. Он называется «Вечная Россия» и приурочен как раз к 95-летию Вашего папы. Что это за конкурс? Вы его объявили, и как он будет проходить?
Иван Глазунов
— Да, мы в день рождения, в 95-летие, собственно, объявили конкурс, который называется по картине его знаменитой «Вечная Россия». Расшифровывается как вера, история, мир, и ориентирован на художников и скульпторов. Для создания значительного художественного произведения на тему русской истории. И мы надеемся на то, что, может быть, появится кто-то из славянских народов, связанных с православной, естественно, традицией, кто тоже может участвовать в этом конкурсе. Но и не только.
Алексей Пичугин
— Вы именно на православную традицию ориентируетесь?
Иван Глазунов
— Да, у нас, значит, тема... такие вот языческие корни, мы вот не трогаем вообще.
Алексей Пичугин
— А традиционные религии, которые есть в России, ну, к примеру, я не знаю, из Татарстана, мусульмане.
Иван Глазунов
— Нет, у нас православные. У них есть, кстати, в Татарстане есть замечательные конкурсы татарские с... ну я не знаю, как мусульманская традиция может быть с изображением живописным каких-либо сюжетов. Наверное, как-то уживается. Но у нас конкурс сейчас именно по русской истории, потому что Илья Сергеевич хотел и главной задачей художника определял — как вот не забыть, новое дыхание дать названию большой картины, симфонии в музыке, как роману в литературе. Скульпторов тоже это касается — создание какой-то группы эпической. Мы хотим эпические полотна на тему древней истории, новой истории, и даже новейшей, что довольно сложно, но, тем не менее, творческие силы мы хотим этим конкурсом пробудить. Будем награждать, будет денежная премия, и ровно год дается. Это ежегодный будет конкурс. Год дается на исполнение. У нас будет не только жюри, а будут консультанты, которые могут проконсультировать людей по каким-то деталям картины, по костюмам даже, по прикладным таким вещам.
Алексей Пичугин
— 10 июня следующего года вы проведете...
Иван Глазунов
— Да, мы проведем награждение.
Алексей Пичугин
— Мне в связи с этим всегда очень жалко, что я не художник, ну и совершенно вот к живописи никак не способен. Всегда с детства жалел, потому что у меня на эту тему есть, как мне кажется, замечательная идея картины, потому что вот этот сюжет никто никогда не брал древнерусский, связанный с Липецкой битвой. Липецкая битва как такое ярчайшее проявление братоубийственной войны в нашей древнерусской истории, когда два брата сошлись, положили по летописным данным 10 тысяч человек. Понятно, что это точно никто подтвердить точно не может количество. Но через год они торжественно примирились, а вот эти люди остались до сих пор, кстати, частично лежать где-то там, в пределах Ополья и города Юрпольский.
Иван Глазунов
— Я скажу, что в русской истории и в истории вообще такой вокруг России, русского мира — что сейчас так называется, вот все вспоминают «Барыню Морозову», «Утро стрелецкой казни», и Васнецова после «Побоища Игоря Святославича с половцами». Но, честно говоря, есть, конечно, еще сюжеты, но не так уж охвачено. Там ведь есть...
Алексей Пичугин
— Но Липецкая битва никем не охвачена.
Иван Глазунов
— Никем не охвачена.
Алексей Пичугин
— Хотя это крупнейшее феодальное сражение в Древней Руси.
Иван Глазунов
— Это замечательная тема, и таких тем, где есть сложная психологическая какая-то драматичная ситуация, их очень много. Есть тема какая-то лирическая, любовная, — их тоже никто не писал еще. Есть тема былин — такая вот эпика древнерусская. Ну да, Виктор Михайлович Васнецов, ну и все. То есть, огромный пласт вообще для художников получать вдохновение. И во всех странах, кстати, европейских в начале века был подъем такой национальный каких-то поисков традиций: в Англии — прерафаэлиты, во Франции были замечательные художники, писавшие Средневековье. И у нас огромный выбор и тем, и сюжетов, чем занятья и о чем подумать.
Алексей Пичугин
— А почему монументальное именно?
Иван Глазунов
— Ну, потому что все-таки должна родиться серьезная какая-то большая вещь. Хотя мы будем все рассматривать.
Алексей Пичугин
— Размер имеет здесь значение? Это что-то огромное, монументальное полотно, или это какая-нибудь...
Иван Глазунов
— Нет, конечно. И имеет, и не имеет. Можно и небольшую вещь сделать. У нас и графика тоже будет рассматриваться.
Алексей Пичугин
— То есть, это не то, что по размеру. Это картина должна быть действительно большой.
Иван Глазунов
— Картина должна быть значительная, не «проходная» — как называется на жаргоне.
Алексей Пичугин
— Ну это идейная, идейная составляющая больше?
Иван Глазунов
— Да.
Алексей Пичугин
— Значительное событие, или как-то по-другому трансформированное?
Иван Глазунов
— Или тонкое исключительное событие, конечно, или какая-то тонкая идея, или тонкое настроение, или какая-то вот картина-раздумье философское. Тут же в душу не заглянешь — все разные. Но вещь должна быть, как я говорю, не «проходной».
Алексей Пичугин
— Я уверен, что нас слушают сейчас художники, которые работают в похожей технике, которые могли бы представить свои работы. Куда представлять, и еще раз можно о сроках?
Иван Глазунов
— У нас будет в ближайшие дни на сайте нашей Академии ссылка на страницу конкурса. Там будут прописаны все положения конкурса, там будут способы связи с нами, регистрация, и сейчас просто наша творческая группа в Академии в настоящий момент прорабатывает, так сказать, детали. Но нам было важно объявить конкурс именно в день рождения, в юбилей, поэтому, может быть, не все детали еще отточены, но они сейчас появятся уже в сети для всех: заходите, регистрируйтесь, пишите, думайте. Но как бы год дается на исполнение. Ну, кто хочет, может и два. Это должен быть ежегодный конкурс.
Алексей Пичугин
— Да, кстати, вот мы еще забыли сказать, что конкурс должен стать ежегодным, и нет никаких «препонов» к тому, чтоб он не стал ежегодным. Возраст участников тоже не...
Иван Глазунов
— Там будет номинация для учащихся профессиональных творческих ВУЗов и будет вторая номинация для художников уже состоявшихся, но профессиональных тоже. Потому что, по моему опыту, конечно, самородки бывают, но мы все-таки на профессионалов сейчас ориентируемся, на профессиональных художников и скульпторов.
Алексей Пичугин
— Давайте еще раз напомним, что конкурс «Вечная Россия», который приурочен к 95-летию Ильи Сергеевича Глазунова, он будет ежегодным, и, соответственно, он посвящен будет памяти, имени Ильи Глазунова.
Иван Глазунов
— Да, он имени Ильи Глазунова, конечно: вера, история, мир.
Алексей Пичугин
— Да, и можно представлять свои работы, монументальные работы на тему русской истории, Православия. И сегодня, я напомню, что в нашей студии был Иван Глазунов. Мы говорили про Илью Глазунова, взгляды, мировоззрение, работы, жизнь — с его сыном Иваном Глазуновым, народным художником России, ректором Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Спасибо Вам большое, что пришли к нам!
Иван Глазунов
— Благодарю, Алексей! С Вами очень приятно.
Алексей Пичугин
— Спасибо большое! Прощаемся с вами до новых встреч! Всего хорошего!
Иван Глазунов
— До свидания!
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Храм Рождества Иоанна Предтечи — Нижний Новгород

Фото: Piqsels
Нижний посад — один из старейших районов Нижнего Новгорода. Ещё в тринадцатом веке здесь, в устье реки Почайны, у подножия Дятловых гор, шумел торг. К шестнадцатому столетию прибрежная территория представляла собой оживлённую слободу из полутора тысяч дворов, с бесчисленными лавками и амбарами. Центром Нижнего посада стала церковь Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1612 году Козьма Минин огласил своё воззвание. Мужественный горожанин призвал тогда нижегородцев создать ополчение и защитить Москву от польских интервентов.
Иоанно-Предтеченская церковь в ту пору была деревянной. В камне её перестроили в 1683 году. Инициатором и организатором строительства стал успешный нижегородский промышленник Гавриил Дранишников. Он лично закупал материалы, нанимал каменщиков и отделочников и контролировал все этапы возведения церкви. К сожалению, меценат не дожил до освящения храма. Перед смертью он завещал всё свое состояние брату Лаврентию — с условием, что тот завершит богоугодное дело. И наследник с честью исполнил поручение.
Храм встал на склоне высокого холма, словно корабль на гребне волны. У его основания, под горой, строители обустроили так называемое «подцерковье» — просторные каменные помещения. Прихожане сдавали их внаём приезжим купцам и тем пополняли казну храма. В тридцатых годах девятнадцатого века эти строения снесли по велению императора Николая Первого. Он посетил Нижний и дал немало указаний по обустройству города. Вместо «подцерковья» соорудили каменную террасу, которая стала для храма своеобразным пьедесталом.
В 1882 году рядом с церковью Иоанна Предтечи построили часовню во имя Александра Невского. Так горожане почтили память императора Александра Второго, погибшего от рук террориста. Архитектурный ансамбль стал украшением Нижнего Посада. Он чудом уцелел после революции 1917 года. Безбожники закрыли Иоанно-Предтеченский храм вместе с Александровской часовней и приговорили к сносу. Однако, не снесли. Церковные строения приспособили под спортивную школу мотоциклистов и библиотеку.
В девяностых годах двадцатого века храм Иоанна Предтечи вновь стал принадлежать верующим. Горожане немало потрудились, чтобы вернуть зданию исторический облик. Научная реставрация завершилась в 2005-ом. В том же году 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй освятил возрожденную церковь Иоанна Предтечи. С тех пор богослужения в ней не прекращались.
Отреставрировали нижегородцы и Александровскую часовню. Небольшое изящное здание с фигурной островерхой крышей примыкает к Иоанно-Предтеченской церкви с северо-западной стороны. В народе часовню называют Царской. И этот эпитет не только напоминает о мученической кончине императора Александра Второго, но и свидетельствует об архитектурном великолепии здания.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 26 октября 2025г.
Утро 26.10.25
Неде́ля 20-я по Пятидеся́тнице.
Святы́х отцо́в VII Вселе́нского Собо́ра.
И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери.
Глас 3.
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1: [1]
Де́рзость ненави́дящих о́браз Го́сподень/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ Сла́ва тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,/ сла́ва правоше́ствию Твое́му,// Еди́на Нетле́нная.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 8:
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь святы́х отцо́в, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к святы́х отцо́в, глас 6, подо́бен: «Рукопи́саннаго...»:
И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
[1] Или другой тропарь:
Друго́й тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1:
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.







