
«Жизнь Пи», студии: Dune Entertainment, Fox 2000 Pictures, Haishang Films, Ingenious Media, режиссёр Энг Ли
— Этот случай — рассказ о храбрости и стойкости, подобных которым не было в истории кораблекрушений. Продержаться так долго в открытом море удавалось немногим, а в компании бенгальского тигра — вообще никому.
В двух фразах, которые вы только что слышали — краткое описание невероятной истории, случившейся с главным героем снятого в 2012 году фильма Э́нга Ли «Жизнь Пи», пятнадцатилетним юношей из Индии. Пи растёт в любящей и благополучной семье, в окружении живописной природы. Однажды у его отца, владельца зоопарка, начинаются денежные трудности. Мальчику и его родным приходится оставить дом и вместе с животными из зоопарка на корабле отправиться в Канаду, чтобы начать там новую жизнь. По дороге судно попадает в шторм и терпит кораблекрушение. Пи удаётся спастись на шлюпке с зеброй, гиеной, орангутангом и бенгальским тигром. Звери быстро уничтожают друг друга, в живых остаётся только самый сильный из них — тигр по кличке Ричард Паркер. Пи и хищник долгие дни и недели вместе дрейфуют в открытом океане. И вот, когда надежды на спасение уже почти нет, происходит чудо — шлюпку прибивает к берегу...
Пи с честью проходит все выпавшие на его долю испытания. Парень борется за выживание, осваивает множество практических навыков. Но при этом даже в экстремальной ситуации он в первую очередь думает о других, а не о себе. Мальчик переживает за смерть родителей и брата, и за гибель истребивших друг друга животных. Он всей душой привязывается к тигру и относится к нему почти, как к человеку, как брату, терпящему бедствия вместе с ним. Когда у него появляется возможность избавиться от зверя, бросить его в море, он этого не делает.
Но главное, Пи постоянно общается с Богом. Мальчик с раннего детства тянулся к духовной жизни. Он искал Бога повсюду — в индуистских традициях, в мечети, в христианском храме. И теперь, оказавшись в смертельной опасности, он особенно ясно ощущает присутствие Господа. Пи видит Творца Вселенной во всём, что его окружает, поэтому даже жуткий шторм поначалу вызывает у него восторг.
— Хвала тебе, Боже, повелитель всех миров, сострадательный и милосердный! Выходи, Ричард Паркер, выходи, это надо видеть! Это великолепно! Не прячься, Он пришёл к нам!
Бог действует в судьбе Пи на протяжении всего плавания. И постепенно вместе с героем мы начинаем понимать, что Господь всегда посылает только нужные вещи и ситуации, и всё складывается наилучшим образом. Шторм помогает юноше сблизиться с тигром и испытать состояние готовности к смерти, после которого уже ничего не страшно. Потом Бог даёт Пи возможность немного отдохнуть на острове и вовремя указывает на грозящую ему там опасность...И, наконец, посылает ему долгожданное спасение и возвращение на землю.
Пи рассказывает свою историю представителям фирмы, которой принадлежало затонувшее судно. Но они воспринимают его слова как сказку. И тогда он придумывает для них другую версию — страшную и жестокую, где выживание возможно только ценой убийства. Именно так всё и могло бы случиться, если бы в его жизни не было Бога, а только случайная удача. Ведь главное чудо — в том, что Пи не только выжил, но в таких диких условиях сохранил чистое сердце и любовь ко всему живому, а его вера только окрепла.
Фильм «Жизнь Пи» — мудрая притча об испытаниях и поисках Бога. О том, что умеющий искренне общаться с Господом обязательно найдёт общий язык с его творениями и сможет счастливо жить на этой земле, не причиняя зла другим.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер