
Весной 1551 года Иван Грозный завоевал и присоединил к русским землям Казань. Там была учреждена новая епархия — Казанская. Еще не избранному Казанскому архиепископу предстоял огромный труд по христианскому просвещению новых земель. Поэтому его решили избрать весьма необычным способом — через жребий.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Труд, равный апостольскому, предстоит Казанскому архипастырю. Нужно избрать самого достойного!
АРХИЕРЕИ:
— Вспомним святых апостолов! Как они после Вознесения Господа по жребию избирали себе место служения, так поступим и мы!
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Напишите имена самых достойных, положим их в алтаре на престол и помолимся!
После молитвы Московский Митрополит взял с престола листок с именем. Там было написано: «Гурий, игумен Селижаровский».
Небогатый дворянин Григорий Руготин, уроженец знаменитого села Радонеж, не знал и не ведал, какой высокий жребий ожидает его. Он служил управляющим у богатого князя Пенькова. Будучи добрым христианином, Григорий исправно нес службу, работал на совесть. Его честность служила укором другим слугам, и они оклеветали молодого управляющего, обвинив его в любовной связи с княгиней. Разгневанный князь даже не стал производить расследования, и запер ни в чем не повинного Григория в подвале. Однажды к маленькому окошку в стене темницы сумел пробраться друг Григория, и стал его утешать. На это страдалец ответил:
ГРИГОРИЙ:
— Знаешь, друже, сначала я сильно роптал, безвинно сидя здесь взаперти на холодном полу. Но потом подумал: а ведь мученики терпели гораздо большее, будучи святыми. Для моей же грешной души здесь самое место.
ДРУГ:
— Но ведь холод и сырость погубят твое тело!
ГРИГОРИЙ:
— Напротив, для тела в моем положении я тоже вижу пользу. На воле мне приходилось обуздывать его, и прилагать к этому немало усилий. Темница же избавила меня от всех соблазнов плоти и помогает молитвой и покаянием готовиться к вечности. А для чего же еще жить на земле, как не для этого?
ДРУГ:
— Позволь мне хотя бы приносить тебе более сытную пищу!
ГРИГОРИЙ:
— Благодарю, но еды мне здесь хватает. О другом тебя попрошу: приноси мне чернила и бумагу. Я всегда мечтал учить детей грамоте, и вот, похоже, Бог дал мне возможность этим заняться.
Теперь кроме молитвы у Григория в его темнице появилось еще одно дело: он стал писать маленькие азбуки для обучения детей чтению. Друг продавал их на рынке. Вырученные деньги он по распоряжению Григория раздавал нищим.
Григорий дал обет: если получится живым выбраться из заточения, стать монахом. Освободившись, он остался верен своему намерению: взял с собой только икону Божией Матери, и отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь Московской губернии где и стал послушником. Вскоре его постригли в монашество с именем Гурий. Прошло время, за благочестивую жизнь его поставили игуменом монастыря. Девять лет Гурий был старшим над братией, но из-за болезни ушел на покой и жил здесь же в монастыре простым монахом. Однако, от настоятельских трудов ему удалось отдохнуть недолго: спустя два года Гурий принял на себя управление Селижаровым монастырем в Тверской епархии. Отсюда он и отправился в Москву, внезапно вызванный митрополитом Макарием по важному делу.
И вот снова в жизни Гурия случился внезапный поворот: из настоятеля небольшого монастыря он стал Казанским архиепископом. Но и тут он больше всего заботился о своем любимом деле — просвещении.
Даже в путешествии на свою епископскую кафедру Гурий проявил себя как миссионер. Из Москвы он отправился в путь на корабле, и в каждом городе, где останавливался, молился в храмах и проповедовал. Продолжил он свою проповедь и в Казани. Каждый воскресный и праздничный день архиерей неизменно обращался к своей пастве с наставлением в христианской жизни. Служени святителя было очень трудным и опасным. Иноверцы, жившие на вновь присоединённых землях, относились к Церкви враждебно. Все свои силы Гурий направил на то, чтобы в его епархии царили мир и любовь, и не было столкновений между людьми, исповедовавшими разную веру. Чтобы миссионерское дело развивалось успешнее, святитель основал школу, где детей учили читать, писать и понимать Священное Писание.
За те восемь лет, что святитель возглавлял Казанскую епархию, было построено четыре монастыря, при каждом из которых работала школа. Когда архиепископ тяжело заболел и уже не мог сам ходить, его до самой смерти по праздникам приносили в храм, где он продолжал проповедовать народу:
ГУРИЙ:
— Братья! Да будет вам известно, что силы души растут по мере того, как ущемляется тело. Не бойтесь страданий, потому что время нашей жизни — это время подвига. Все вознаграждение мы получим в будущем. Но небесные радости будут дарованы только тому, кто трудился ради них на земле. А какими они будут, мы можем узнать уже и сейчас. Ведь и сейчас бывают у нас на сердце минуты радости и умиления, и это только слабый отблеск благ, ожидающих тех, кто на земле возжелал Неба.
16 февраля. О свободе от страстей и греха

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
О свободе от страстей и греха — протоиерей Владимир Кашлюк.
С точки зрения христианского осмысления, свобода — это высшее благо, к которому стремится человек. Однако мир с неограниченной свободой, в которой мы живем, делает нас рабами своих страстных желаний, держит нас в плену несвободы и всякого рода греховных и пагубных зависимостей. В этой связи сам Богочеловек Иисус призывает нас «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». А в другом месте Писания Господь свидетельствует «Я есть путь и истина и жизнь». Это означает, что только в сакральном соединении со Христом мы и обретаем ту духовную свободу, которой обладает сам Бог Творец. Апостол Павел знал эту свободу, и она приносила ему ту радость, какую не могли дать ему никакие земные ценности. Будем же и мы стремиться к подлинной свободе в Боге, для того, чтобы вместе с апостолом Павлом в восторге радости воскликнуть «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
16 февраля. О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне

Сегодня 16 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне — священник Николай Яковлев.
Это, пожалуй, самая наглядная притча, которая открывает нам образ отца как любящего и всепрощающего Бога. Ведь отец не должен был отдавать наследство сыну, потому что по ветхозаветным канонам наследство раздавалось только после смерти родителей. То есть тем самым сын обидел, оскорбил своего отца, сказав ему, отдай мне мои деньги, как будто ты умер для меня, а я для тебя. И вот не нарушая свободной воли своего сына, отец говорит, возьми, сыночек, то, что ты просишь, и отдает сыну наследство. И, конечно же, ярчайший момент падения сына, полнейшая деградация, духовный блуд. Юноша устраивается рабом пасти свиней. Ведь мы знаем, что по древнеиудейским канонам не только прикоснуться к свинье, но даже ступить на землю, где паслась свинья, это самый страшный грех осквернения. А во время лютого голода свиньи и в цене были дороже рабов. И потому этот человек не мог насытиться от пищи для свиней. То есть в глазах своих соплеменников он был хуже самой последней свиньи. И, конечно же, потрясающий финал. Сын приходит в себя и возвращается к отцу, чтобы устроиться у него наемником. Отец принимает его, поднимает с колен и говорит такие слова, которые нам не совсем понятны. Принесите ему лучшую одежду. Казалось бы, человек пас свиней, пропитан зловонием. Принесите перстень на руку его. Его бы сначала в бане омыть по-человечески. Принесите ему лучшую обувь на его ноги. Вот это и есть образ всегда и, безусловно, любящего нас Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 февраля. О жизни и почитании Святителя Игнатия Мариупольского

Сегодня 16 февраля. День памяти Святителя Игнатия, митрополита Мариупольского.
О его жизни и почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Игнатий, в миру Иаков, был грек. Он родился в начале XVIII века на острове Китнос. Это остров в Эгейском море. Так получилось, что в детстве он был отвезен к родственнику на Афон, где провел все свое детство, юность. Там же он принял монашество, получил образование и был рукоположен в дьяконы, в иереи и хиротонисан в епископа. В 1771 году Константинопольский патриарх Феодосий II назначил святителя Игнатия митрополитом Готфской и Кафской епархии в Крыму. Христиане были приняты в подданство Российской империи. И в это же время строился город, посвященный Пресвятой Богородице — Мариуполь, где в основном поселились вышедшие из Крыма православные греки. Святитель Игнатий скончался после двухнедельной болезни. Готфская Кафская епархия с его смертью прекратила существование. Все приходы перешли в феодосийско-мариупольское викариатство Херсонской епархии. Погребен святитель в храме святого Харлампия в Мариуполе. По предсмертному завещанию афонской традиции он был погребен в кресле в сидячем положении. Несмотря на все конфликты, большинство людей любили святителя и почитание его проявилось уже при жизни. В его честь даже было названо село Игнатьевка, сейчас это Старая Игнатьевка Тельмановского района Донецкой области. После революции все это было предано забвению. В 1936 году Свято-Харлампиевский храм был разрушен, а гроб с телом святого вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны.
Все выпуски программы Актуальная тема