
Весной 1551 года Иван Грозный завоевал и присоединил к русским землям Казань. Там была учреждена новая епархия — Казанская. Еще не избранному Казанскому архиепископу предстоял огромный труд по христианскому просвещению новых земель. Поэтому его решили избрать весьма необычным способом — через жребий.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Труд, равный апостольскому, предстоит Казанскому архипастырю. Нужно избрать самого достойного!
АРХИЕРЕИ:
— Вспомним святых апостолов! Как они после Вознесения Господа по жребию избирали себе место служения, так поступим и мы!
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Напишите имена самых достойных, положим их в алтаре на престол и помолимся!
После молитвы Московский Митрополит взял с престола листок с именем. Там было написано: «Гурий, игумен Селижаровский».
Небогатый дворянин Григорий Руготин, уроженец знаменитого села Радонеж, не знал и не ведал, какой высокий жребий ожидает его. Он служил управляющим у богатого князя Пенькова. Будучи добрым христианином, Григорий исправно нес службу, работал на совесть. Его честность служила укором другим слугам, и они оклеветали молодого управляющего, обвинив его в любовной связи с княгиней. Разгневанный князь даже не стал производить расследования, и запер ни в чем не повинного Григория в подвале. Однажды к маленькому окошку в стене темницы сумел пробраться друг Григория, и стал его утешать. На это страдалец ответил:
ГРИГОРИЙ:
— Знаешь, друже, сначала я сильно роптал, безвинно сидя здесь взаперти на холодном полу. Но потом подумал: а ведь мученики терпели гораздо большее, будучи святыми. Для моей же грешной души здесь самое место.
ДРУГ:
— Но ведь холод и сырость погубят твое тело!
ГРИГОРИЙ:
— Напротив, для тела в моем положении я тоже вижу пользу. На воле мне приходилось обуздывать его, и прилагать к этому немало усилий. Темница же избавила меня от всех соблазнов плоти и помогает молитвой и покаянием готовиться к вечности. А для чего же еще жить на земле, как не для этого?
ДРУГ:
— Позволь мне хотя бы приносить тебе более сытную пищу!
ГРИГОРИЙ:
— Благодарю, но еды мне здесь хватает. О другом тебя попрошу: приноси мне чернила и бумагу. Я всегда мечтал учить детей грамоте, и вот, похоже, Бог дал мне возможность этим заняться.
Теперь кроме молитвы у Григория в его темнице появилось еще одно дело: он стал писать маленькие азбуки для обучения детей чтению. Друг продавал их на рынке. Вырученные деньги он по распоряжению Григория раздавал нищим.
Григорий дал обет: если получится живым выбраться из заточения, стать монахом. Освободившись, он остался верен своему намерению: взял с собой только икону Божией Матери, и отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь Московской губернии где и стал послушником. Вскоре его постригли в монашество с именем Гурий. Прошло время, за благочестивую жизнь его поставили игуменом монастыря. Девять лет Гурий был старшим над братией, но из-за болезни ушел на покой и жил здесь же в монастыре простым монахом. Однако, от настоятельских трудов ему удалось отдохнуть недолго: спустя два года Гурий принял на себя управление Селижаровым монастырем в Тверской епархии. Отсюда он и отправился в Москву, внезапно вызванный митрополитом Макарием по важному делу.
И вот снова в жизни Гурия случился внезапный поворот: из настоятеля небольшого монастыря он стал Казанским архиепископом. Но и тут он больше всего заботился о своем любимом деле — просвещении.
Даже в путешествии на свою епископскую кафедру Гурий проявил себя как миссионер. Из Москвы он отправился в путь на корабле, и в каждом городе, где останавливался, молился в храмах и проповедовал. Продолжил он свою проповедь и в Казани. Каждый воскресный и праздничный день архиерей неизменно обращался к своей пастве с наставлением в христианской жизни. Служени святителя было очень трудным и опасным. Иноверцы, жившие на вновь присоединённых землях, относились к Церкви враждебно. Все свои силы Гурий направил на то, чтобы в его епархии царили мир и любовь, и не было столкновений между людьми, исповедовавшими разную веру. Чтобы миссионерское дело развивалось успешнее, святитель основал школу, где детей учили читать, писать и понимать Священное Писание.
За те восемь лет, что святитель возглавлял Казанскую епархию, было построено четыре монастыря, при каждом из которых работала школа. Когда архиепископ тяжело заболел и уже не мог сам ходить, его до самой смерти по праздникам приносили в храм, где он продолжал проповедовать народу:
ГУРИЙ:
— Братья! Да будет вам известно, что силы души растут по мере того, как ущемляется тело. Не бойтесь страданий, потому что время нашей жизни — это время подвига. Все вознаграждение мы получим в будущем. Но небесные радости будут дарованы только тому, кто трудился ради них на земле. А какими они будут, мы можем узнать уже и сейчас. Ведь и сейчас бывают у нас на сердце минуты радости и умиления, и это только слабый отблеск благ, ожидающих тех, кто на земле возжелал Неба.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











