«Зависимость и созависимость в семье». Священник Алексей Дудин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Зависимость и созависимость в семье». Священник Алексей Дудин

* Поделиться

Священник Алексей Дудин

У нас в гостях был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Разговор шел о проблемах зависимости и созависимости в семье, а также о том, почему чаще всего в помощи нуждаются не только зависимые, но и их близкие.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева:

— Добрый светлый вечер! Сегодня с вами Анна Леонтьева. Мы, как всегда, говорим о проблемах семьи, а у нас в гостях отец Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области. Добрый вечер, отец Алексей.

Свящ. А. Дудин:

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели.

А. Леонтьева:

— Мы недавно с вами имели беседу о вашей большой семье. Отец Алексей — отец восьмерых детей, ну так, на минуточку, а также руководитель многих проектов, в частности, проекта «Святоград». Мы решили с отцом Алексием, что сегодня будем говорить о проблемах, которыми занимается, в частности, «Святоград» — это проблема зависимости от алкоголя и наркотиков и проблема созависимости в семье. Эта тема довольно, даже не довольно, а очень острая. Я думаю, что такой разговор будет полезен для семьи и найдёт своих слушателей и, главное, принесёт какую-то пользу, а может быть, кому-то вернёт надежду, потому что тема эта жёсткая. Я помню, что вы разговаривали об этом немного в другом ключе с Сашей Ананьевым, который всю программу продвигал бутылку хорошего грузинского вина, но вы остались непреклонны, вы не продвинулись ни на одну каплю вина.

Свящ. А. Дудин:

— У нас с Сашей Ананьевым был тогда замечательный, в общем-то эфир, который и меня во многом обогатил. Я благодарен ему за то, что он может принимать точку зрения того человека, который, в данный момент, действительно нуждается в помощи, но принять эту помощь еще не готов, потому что такой человек, человек зависимый всегда, с одной стороны, являет собой какую-то чётко построенную логическую структуру, но эта логическая структура ведёт не к созидательному какому-то моменту,а она защищает свой грех, защищает свою страсть, защищает своё право находиться в этом состоянии употребления психоактивных веществ, потому что человек дальше уже свою жизнь не мыслит без алкоголя или без наркотиков, это становится частью его самого, это производит определённые структурные изменения в его организме, потому что, действительно, и это научно доказано, что мозг человека, употребляющего психоактивные вещества, начинает претерпевать изменения: это вызывает изменения на уровне психики, это вызывает изменения на уровне общественных отношений, поэтому тут нужен такой серьёзный, комплексный подход и зачастую такой комплексный подход начинается не с общения человека с человеком зависимым, а с общения с его родственниками, потому что эта проблема является проблемой общесемейной. Вот, выпивает один человек, а страдает вся его семья: страдает его жена, его мать, страдают его дети, страдают другие люди, которые совершенно к этому не причастны, потому что вокруг такого человека вынуждена выстраиваться целая система общественной защиты, такой человек, как правило, может совершить определённые преступления, и тогда тут же будут вынуждены подключиться органы юстиции, бывает необходимо подключиться каким-то другим общественным движениям. Здравоохранение очень сильно страдает: вот, спросите врачей «скорой помощи», которые выезжают на эти экстренные вызовы, и, с одной стороны, вроде бы и человека надо спасать, а с другой стороны, уже и не хочется, потому сто сейчас ты его спасёшь, а он снова пойдёт этим же самым кругом, и поэтому, для выхода из этого порочного круга нужно человеку помочь, причём, как я уже говорил, помочь сначала человеку не зависимому, который находится рядом с ним. Вот, сегодня мы, наверное, будем об этом говорить и будем давать конкретные, чёткие советы, которые обязательны к исполнению, если вы действительно хотите, чтобы ваш зависимый человек перестал разрушать свою жизнь, перестал разрушать вашу семью и вашу жизнь тоже, потому что созависимый человек тоже всегда страдает, и его душа, его психика разрушается, несмотря на то, что он вроде бы ничего плохого не делает, но, находясь рядом с человеком, который идёт этим порочным путём, ты невольно включаешься в его орбиту, и он заставляет тебя играть определённую общественную роль. В этом отношении, прежде всего, нужно понимать, что, будь то алкоголизм или наркомания, это — смертельное, страшное заболевание, заболевание прогрессирующее, которое требует особого, грамотного лечения и особого подхода. Поэтому, не пытайтесь, даже не думайте, что лично вы обладаете определённым интеллектом и навыком, вы можете взять самостоятельно этот вопрос, изучить, прочитать что-то в Интернете и вылезти из этой ямы — не получится, потому что эта яма очень глубока, и помощь здесь вам нужна комплексная, полная, помощь нужна и душевная, и духовная, и физическая тоже, потому что первое, что мы начинаем делать при работе с зависимыми людьми, при выстраивании отношений с ними, это — заключение с ними, если хотите, как у нас на Радио ВЕРА это звучит, Нового завета. Потому что, если мы, как раз, проведём такую аналогию: Господь для того, чтобы ограничить грех, который появился здесь, на Земле, по воле человеческой, Он заключил с человеком завет, Он дал ему определённый свод правил к исполнению, и чёткость исполнения этих правил определяла чистоту и качество жизни самого человека. Если человек исполнял эти правила, то он шёл к жизни, если человек нарушал эти правила, то он шёл к смерти. В общем, то же самое, по сути, происходит и с зависимым человеком. Для того, чтобы прекратить тот деструктивный поток, который от него течет, для того, чтобы его ограничить, нужно выстроить чёткие, грамотные отношения. Самому их выстроить эти отношения не получится, потому что мы любим наших близких, потому что мы склонны к тому, чтобы их пожалеть, чтобы их простить, чтобы покрыть их грех. Потому что самые частые ошибки, которые бывают: например, если человек выпивает и пропускает, допустим, свою работу, то его жена или мама набирают номер начальника и говорят: заболел, не может прийти, давайте его пожалеем, давайте его на этот раз простим, давайте проведём с ним какую-то беседу. А все эти беседы, по сути, вещь бесполезная, потому что человеку здесь нужна так называемая жёсткая любовь — любовь, которая чётко выстроит те границы, через которые переступать нельзя. И, если этот ваш зависимый человек — допустим, это ваш ребёнок, не приведи Господь — наверное, это самое тяжёлое, что может быть, самая такая страшная ситуация и для матери, и для отца, которые оказываются в положении созависимых, то тут надо понимать, что с ребёнком тоже надо выстроить эти границы. И сказать ему: дорогой, ты живешь в нашем доме, и я тебя принимаю, но я тебя выгоню, или даже ты сам себя выгонишь, если будешь нарушать те или иные границы. И в этом отношении, нужно сразу с ним проговорить и обсудить, в каком случае он остается жить в доме, а в каком случае вы вынуждены с ним проститься, потому что иначе вы будете только углублять его рану, иначе вы будете только обслуживать его страсть, и он будет гибнуть на ваших глазах, и, кстати, благодаря вашей помощи, потому что, обеспечивая ему комфортные условия с этой стороны, вы будете соучастником его гибели. Конечно, это очень трудно, ещё раз, это очень больно и очень страшно по отношению к своему ребёнку тем более, что, как правило, зависимые очень активно этим пользуются. Они говорят: мама, ты меня в детстве обижала, ты мне чего-то недодавала, он играет на чувстве вины, он пытается манипулировать родительской любовью, зачастую, преуспевая в этом, но здесь нужно поставить чёткую границу и сказать: дорогой мой, я тебя, действительно, очень люблю, но я люблю тебя, а не твою страсть, я готов помогать тебе избавиться от этой страсти, но я не буду эту твою страсть обслуживать. И чётко провести все эти условия договора, как мы говорили, завет, договор, условия, которые будут неукоснительно выполняться по отношению к этому зависимому человеку. Есть ещё такие обязательные советы, например, ни в коем случае нельзя оставлять зависимому человеку какие-то наличные средства: кошелёк, деньги, ценности в доме зависимого человека должны быть спрятаны. Если он что-то украл, для него это автоматически — вы должны заранее это проговорить — станет условием выхода из вашей семьи, из вашего дома, из-под крыши его. Все ценности, если не дай Бог, ваш муж впал в зависимость, должны быть переписаны на вас или на детей, чтобы не искушать человека, потому что зависимый человек сам себе не принадлежит. Первое, что теряет зависимый человек — это совесть. Он не может уже руководствоваться совестью и не может жить, согласно её голосу, потому что он это утерял, он утерял это сразу, это сразу отошло. Последнее, что утрачивается — это физические навыки, наверное, все слышали такую поговорку, что мастерство не пропьёшь. Можно пропить, надо долго стараться, дождаться, пока будет тремор рук, пока уже голова не будет работать, можно, собственно говоря, и не дождаться этого, потому что мне, как пастырю, приходилось провожать на тот свет здоровых абсолютно мужиков, сорокалетних, которые пропили несколько дней, и потом организм не выдержал — инсульт ли случился, или какие-то другие заболевания в человеке дали о себе знать, и, вроде бы, ничто не предвещало этой беды, но приходится уже признать эту потерю. Поэтому, зависимость — это такая вещь, с которой мириться нельзя. Деньги надо спрятать, все условия пребывания надо проговорить, и, конечно, как я сказал, самое главное — не оставаться человеку одному. Сейчас есть огромное количество групп созависимых людей, к которым можно обратиться по месту своего жительства, единственное, что нужно понимать, что в этом вопросе — мы сейчас проговорим — в вопросе реабилитации есть огромное количество, как бы их ласково назвать, наверное, жуликов, и, как правило, эти люди устраивают какие-то закрытые реабилитационные центры, и, конечно, родителям проще: он отдал своего ребёнка в этот закрытый центр, и, вроде как, он там находится полгода, год, кто-то ещё дольше держит — проблема не решена, но, вроде как, отодвинута. На самом деле, ни один человек нормально в таком закрытом центре не восстанавливается, потому что Бог сотворил человека свободным, и даже зависимый человек никогда не принимает насилия над своей личностью, он его отвергает, поэтому здесь нужны профессионалы, причём не просто профессионалы какие-то сухие, а лучше всего, те люди, как в нашем реабилитационном центре и многих других, которые этот путь уже прошли. И наши консультанты — это все выздоравливающие наркоманы, которые уже много лет, а кто-то — и десятилетий пребывает в состоянии трезвости и может помочь другим. Поэтому, не идите лёгким путём, очень важно знать, куда и к кому обратиться. Даже если вы не хотите обращаться непосредственно в наш центр, я не знаю, насколько сейчас уместно называть те центры, которые мне по сердцу. Мне, например, очень нравится «Зебра», который здесь, в Москве, с Екатериной Савиной, мы с ними давно уже сотрудничаем, я могу за них полностью поручиться. Если вы не знаете, к кому обратиться, вы можете хотя бы просто набрать телефон наш, мы можем вам подсказать, куда стоит идти, а куда — не стоит.

А. Леонтьева:

— Напомним, что с нами отец Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области. Отец Алексий, я слушаю вас, и у меня такой вопрос возникает: у вас, наверное, второе образование — психологическое?

Свящ. А. Дудин:

— Нет, к сожалению, у меня нет второго психологического образования. Но так получилось, что, решая те проблемы, которые есть вокруг нас, нам приходится взаимодействовать с психологами, причём с психологами очень высокого уровня. У нас на приходе трудится человек, стаж которого составляет более сорока лет, именно как клинического психолога, работающего в государственном учреждении, который сейчас к нам перешёл для того, чтобы помочь нам наиболее эффективно реабилитировать наших ребят. Это очень ценно, я ей крайне благодарен, и дай Бог ей здоровья, чтобы она ещё потрудилась и была с нами. Жизнь действительно учит. Конечно, первое моё образование считается гуманитарным, но по первому образованию я экономист. Информационные системы в экономике и управлении помогают мне отстроить эту структуру, сделать так, чтобы она работала чётко, и, конечно, образование очень нужно, но здесь тот, ато умеет учиться, тоже важен. Конечно, мы так немножечко переключились, но семейная тема очень важна, особенно для тех людей, которые хотят сохранить своих детей. Очень важно, чтобы ваши дети постарались ввсшее образование получить. Потому что тот, кто высшее образование получает, научается критически и структурно мыслить и действовать. Поэтому, если ему надо будет что-то выучить впоследствии, то он уже будет знать, как это делается. Это не панацея от зависимости, конечно, но это очень хорошее подспорье, которое человеку помогает держаться трезвым.

А. Леонтьева:

— Как говорила моя подруга: в высших учебных заведениях не просто учатся, а научаются учиться.

Свящ. А. Дудин:

— Да, это верно. Самое главное — научиться учиться и понимать, что есть те знания, которые нужны, не полениться их приобрести и посоветоваться с тем человеком, который вам по сердцу, потому что очень важно, чтобы знание не было просто сухим. Сейчас огромное количество таких существует. Очень важно, чтобы это знание было приправлено христианской солью. Ну, мы с вами немножечко отошли от этой темы.

А. Леонтьева:

— Да, немного отошли. Но вот вы начали, отец Алексий, говорить про такую тяжёлую ситуацию, когда отец с матерью видят, что их сын зависим, и вы как-то так сказали про жёсткую любовь, но я даже не могу себе представить такой ситуации: если сын нарушает все условия договора — невозможно же просто отправить человека на улицу умирать?

Свящ. А. Дудин:

— Но где сейчас и кто, извините, у нас на улицах умирает? У нас, слава Тебе, Господи, никто сейчас на улицах не умирает в том плане, что, если человек хочет пойти и решать свою проблему, если он хочет найти себе ночлег — он его найдёт: что в Москве, что в Петербурге, что в других городах — слава Богу, хватает у нас добрых людей, которые помогают заблудшим душам. У нас, например, под Петербургом есть замечательная Никандрова пустынь, куда могут люди прийти — они, действительно, пока там находятся, довольно долго держатся и пребывают в свободе от своего недуга, правда, когда они выходят за ворота обители, частенько, к сожалению, возвращаются к своей проблеме, но найти место, где ты побудешь в тишине, где ты можешь обрести покой и точку опоры — такое место, слава Тебе Господи, у нас можно найти почти всегда. Если вдруг вы не можете этого сделать, обратитесь в федеральную службу «Милосердие». Я думаю, что этот номер вы тоже легко найдёте в Интернете,и, действительно, эта служба нашего Синодального отдела замечательно работает. И не было, по крайней мере, в нашей епархии случаев, чтобы человек обратился — и его оставили бы на улице замерзать. Такого, слава Тебе Господи, не было. Но здесь надо понимать, чоо ваш зависимый сын — если уж мы заговорили о сыне — может в любой момент сказать: ну, конечно, ты меня на улицу выгоняешь, я теперь замёрзну и умру, а ты будешь потом меня хоронить — этим они обязательно будут манипулировать, они будут это озвучивать. Нужно сказать: прости, сынок, но я не могу тебя спасти, ты сам уже взрослый, ты самостоятельный, ты сам принимаешь решения, это — твоё решение и, ещё раз говорю, я принимаю и люблю тебя, но я не люблю, ненавижу и не принимаю твою болезнь, и тебя с этой болезнью не принимаю, потому что человеком, который употребляет психоактивные вещества, управляют они. Не он сам управляет своей жизнью, а они — эти ребята с рожками. Можно сразу сказать напрямую, что, по сути дела, диавол берёт над человеком верх благодаря тому, что человек находится в состоянии употребления. И отсюда следует следующее правило: ни в коем случае нельзя разговаривать с человеком и пытаться его в чем-то убедить, или контактировать с ним вообще на серьёзные темы, если он находится под психоактивными препаратами. Это всегда деструктивно. Нельзя, категорически, если человек выпил, никаких разговоров с ним вести нельзя, пока он не протрезвеет. Обращаю ваше внимание, еще раз: у вас не хватит сил выбраться из этой ямы самостоятельно, обратитесь к специалисту, обратитесь в группу поддержки. Вы не одни, такой беды на свете, к сожалению, очень много, но за счёт этого, много и тех людей, которые готовы вам помочь и знают, как это сделать, поэтому, самое важное здесь — понять и принять, что ваша ситуация не уникальна, потому что каждый зависимый и созависимый человек всегда уверен — и говорит об этом с уверенностью — что у него особая ситуация. Хотя эта ситуация всегда идёт по одному и тому же сценарию, по одним и тем же законам. Поэтому, не надо себя обманывать — всё это происходит из раза в раз, повторяется из года в год, и недаром в Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют. Это горько и больно, но Господь сказал так. Поэтому, нам нужно как угодно выходить из этой ситуации, избавляться от этого порока и помогать нашим родным вылезать из этой ямы.

А. Леонтьева:

— Я должна сказать о том, что мы в прошлой программе говорили немного, подняли эту тему в конце программы, когда вы были с матушкой Ольгой. И я уже говорила о том, что столкнулась с темой зависимости и зависимости людей не лично, но знаю людей, которые чудесным образом исцелились. И я говорила о том, что это — современный Патерик: слушать эти истории про людей, которые исцеляются, потому что недуг, действительно, страшный и смертельный, он всегда ведёт к смерти — это исходит от лукавого, потому что приятное оборачивается таким небытием. Я помню историю, которую рассказала такая вот созависимая женщина. Вообще, это стоит послушать, из серии: что, Бог чудес не делает?- нет, делает каждый день. Потому что три главных правила двенадцати шагов — это, как раз, признать бессилие перед своим недугом, обратиться к Богу, как вы Его себе представляете, к высшей силе. И, вообще, очень христианские эти Двенадцать шагов — они про всю жизнь, мне кажется, и про исправление ущерба, который был нанесён. Так вот, у этой женщины сильно пил муж, она очень страдала, она перестала ходить на работу, чтобы за ним присматривать. И, когда она получила совет о том, что необходимо убавить контроль за мужем, она фактически начала выздоравливать? То есть, она полностью убрала руки с пульса и решила, что будет молиться за мужа и не будет смотреть, что и как он там выпил или не выпил. И это очень ей помогло. Как вы прокомментируете это, как человек практикующий?

Свящ. А. Дудин:

— Это действительно так. И чтобы созависимому начать выздоравливать самому — а мы уже пришли к выводу, что такой человек тоже болен, вслед за зависимым — он должен довериться Богу и довериться тем людям, которые могут ему помочь. Поэтому, он должен помолиться Богу, найти опытного человека, который его поведёт, и дальше выполнять его рекомендации, доверившись ему, и тогда он, действительно, сможет из этой беды выйти. По крайней мере, он сможет сделать так, что его душа не будет разрушаться и гибнуть. А дальше, поскольку человек перестаёт обеспечивать эту удобную орбиту для употребления своего родственника, чаще всего, происходят позитивные изменения и самих родственников. Поэтому, ходя по этому бесконечному кругу созависимого человека, вы его губите. А уходя от него, — вроде бы, вы его оставили, перестали о нём заботиться, вроде бы, вы перестали его спасать, но, тем не менее, вы только начали это делать, только начали о нём по-настоящему заботиться и, действительно, помогли ему встать на путь спасения, потому что без того, чтобы самому выключиться из этого деструктивного процесса, вы не сможете помочь своему родному зависимому.

А. Леонтьева:

— Напомню, что с вами Анна Леонтьева, а в гостях у нас сегодня отец Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области. Мы вернёмся к этому острому разговору через минуту.

А. Леонтьева:

— Сегодня у нас в гостях отец Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области, отец восьмерых детей, руководитель проекта «Святоград». С вами Анна Леонтьева. Мы говорим о проблемах зависимости и созависимости в семье, проблемах, которые сейчас, к сожалению, известны очень многим. Я хотела, знаете, спросить: история про созависимость — это больше история про такой жёсткий контроль? Я помню, что в нашей прошлой беседе вы рассказали про жену, которая развелась с мужем после того, как он перестал употреблять. Ей некого было больше обвинять в том, что ей плохо — так вы сказали. Что это за история?

Свящ. А. Дудин:

— Ну, это реальная история. Такое, к сожалению, частенько происходит, потому что человек, включённый в этот порочный круг зависимых и созависимых, он свою жизнь выстраивает таким образом, что ему просто становится нужен зависимый человек. Ему всё становится понятно: есть зависимый человек, который выпивает или употребляет что-то, поэтому все беды в жизни через него. Если тебе плохо, виноват он, если что-то случилось — всё равно, он виноват. И сам человек, который находится в состоянии употребления — особенно, кстати, это свойственно алкоголикам, такое глубокое чувство вины. Наркоманам оно не так свойственно, а вот алкоголикам свойственно глубокое чувство вины, и на этом чувстве могут паразитировать. Как мы уже сказали, болезнь эта общая, семейная, и, в большинстве случаев, начинает выздоравливать сначала созависимый, а потом зависимый человек. Но бывает и наоборот. Когда зависимый человек бросает свой грех, начинает менять свою жизнь, а созависимый к этому не готов: он не готов принять новую личность, личность свободную, личность, которая больше не виновата в несчастьях и бедах, происходящих в твоей жизни. И вроде бы кажется, что этот человек придумал какой-то хитрый и коварный план: вроде бы, он больше не пьёт, а мне почему-то всё равно плохо. Что-то он делает вообще такое ужасное, но смех — смехом, а такие истории, к сожалению, происходят очень часто. А те люди, которые выздоравливают — хорошо, если они возвращаются в свою семью, и семья, проработав тоже... недаром, любой уважающий себя реабилитационный центр работает не оолько м зависимыми, но обязательно работает и с созависимыми родственниками. Потому что семью нужно обязательно успеть подготовить к тому, что к ним придёт другой человек с другими запросами, с другими проблемами, с другими жизненными установками, и эта семья как бы заново обретает новый, безгрешный фундамент взаимодействия, фундамент без употребления. Но кто-то может такой уже фундамент и не принять. Понятно, что зависимый человек — это человек уставший, истерзанный, ему плохо, у него нет каких-то душевных сил, он думает, что он боролся и устал, у него уже ничего не осталось, он весь выгорел, и тут надо что-то в жизни менять, но зачастую на это просто уже не хватает сил. И поэтому тут, наверное, применимы Евангельские слова — пусть созависимые их запомнят — что претерпевший до конца спасётся. Вот это очень важно. С одной стороны, не подключаться к нашему зависимому человеку, не ходить этим кругом, а м другой стороны, не списывать его в утиль, не считать, что он уже законченный грешник, но всё время надеяться, потому что с Божией помощью любой человек может исправиться. И когда он изменит свою жизнь, ты должен найти в себе силы принять его новым, принять его изменившимся и снова дать ему то, на что он, как зависимый, с нашей точки зрения, не имел права. Вот, это очень важно.

А. Леонтьева:

— Ещё один очень важный момент, отец Алексий, я хотела спросить о так называемом «спасении». Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, но, на самом деле, когда человек рядом с тобой — близкий, друг или родственник попадает в ситуацию зависимости, то очень хочется его спасти. Это же такое нормальное человеческое чувство, христианская любовь и тому подобное. Ты начинаешь его спасать — а он как-то не спасается. Вот эта история про спасение — это про что, на самом деле? Почему она не работает?

Свящ. А. Дудин:

— Ну, наверное, все прекрасно знают, что, например, даже для спасения утопающего есть свой алгоритм действий. Нельзя, например, позволить утопающему утащить вас за собой. Если учат спасению из воды, обычно заставляют человека подплыть к утопающему сзади и взять его за волосы, хотя очень больно, но человеку нельзя позволить схватиться за тебя руками и утащить тебя за собой в эту пучину. И здесь работает тот же самый принцип: спасать нужно, но нужно использовать определённые техники личной безопасности, чтобы не утонуть вместе с этим человеком. И тут очень важно эту технику безопасности изучить и, ещё раз, обратиться к тем, кто может помочь, проинструктировать, кому вы сможете довериться, потому что сложнее всего нам... вспоминаю такой случай. Есть у нас одна зависимая, проходящая лечение на текущий момент. И когда мы давали её родителям рекомендацию выгнать её из дома, они эту рекомендацию выполнили. Отец выгнал её из дома — и знаете, что случилось? — мама сняла ей номер в отеле. Вот и всё, и этот номер в отеле, к сожалению, превратился в притон. Потом это сработало, когда они поняли, что рекомендации нужно выполнять до конца. Пошёл человек, побродил по улице, но потом, всё-таки, согласилась она с тем, что не хочет умирать, а хочет идти лечиться. Это очень важно, тут очень ценно уметь человека в этот момент поддержать. Ему будет больно. Это — его родное дитя, знакомый человек, близкий к сердцу, и вот, он на улице гибнет. Но, ещё раз, если вы обеспечите ему комфортное пребывание — он будет обречён. А тут, есть надежда, есть реальный шанс. И как показывает практика, те люди, которые добровольно соглашаются идти в реабилитационный центр — при грамотном лечении, 50% из них уходят в длительную ремиссию, из них, наверное, половина остаётся трезвыми до конца жизни. Это — очень важный, высокий показатель. Представляете, сколько людей мы можем вырвать у душевной и физической смерти?! Не всех. Я помню, у меня был случай — не знаю, рассказывал я об этом на радио или нет — когда мой духовник, я был 19 — ти летним юношей, на клиросе пел и воспринимал Церковь как нечто идеальное, потому что у меня, действительно, был перед глазами такой серьёзный образец, мой духовник, отец Иоанн Миронов — он очень много дал мне в христианском воспитании, и я много раз видел, что люди приходят к нему, получают помощь, решают свои проблемы. А тут, пришёл наркоман и начал говорить: Если вы мне сейчас, батюшка, не поможете — я из окна выброшусь. На что батюшка на него посмотрел и сказал: Ты знаешь, всех не спасёшь. Вы знаете, в этот момент у меня прямо по сердцу резануло. Я думаю: Господи, а как же так, ведь он гибнет! А ведь действительно так. Если человек сам не хочет спасения, то даже всемогущий Господь, Который гораздо мудрее нас, Который гораздо сильнее нас. Давайте мы, верующие люди, не будем забывать о том, что есть Бог, и Бог хочет спасения человеку не меньше, чем этого спасения хочет его родная мать, и даже больше. Потому что, как сказано в Писании: если даже мать забудет своё дитя, Я не забуду тебя. Это — слова Божии, это — слова правды. И нужно помнить всегда, что Бог сильнее нас, Бог мудрее нас, и разумнее всего будет нам, обращаясь к Богу, просить Его о том, чтобы Он, по Своей святой воле, Сам исправил и Сам спасал наших родных и близких — это будет гораздо правильнее и продуктивнее, чем превратиться самим в таких спасателей, которые начинают гибнуть вместе с погибающими.

А. Леонтьева:

— Вы знаете, я в своё время написала книгу про депрессию подростков. Она называется «Я верю, что тебе больно», и там есть такой эпизод, он правдивый, мне почему-то сейчас он вспомнился, и я считаю нужным его рассказать. У мамы дочка страдает анорексией, то есть, не кушает ничего, а если кушает, то бежит скорее избавляться от этого. И мама идёт к психологу, а психолог дает ей совет. Она говорит: «Что вы для неё делаете?» Мама отвечает: «Я делаю ей по утрам манго-коктейль, потому что она разрешает. Молоко, манго и ещё немного спортивного питания туда, чтобы совсем дитя не исхудало». А психолог сказал ей: «Ваша задача — достигнуть абсолютного бесстрастия по отношению к еде вашей дочери. Готовьте для неё то, что вы готовите всей вашей семье и оставляйте это на столе. Никаких манго-шейков: котлеты, борщ — и уходите с кухни, когда она туда заходит. Всё наладится». Я не знаю, насколько это универсальный совет, но на тот момент это сработало. Во-первых, маме стало значительно легче, она поняла, что надо перестать контролировать питание дочери. Я думаю, что это был такой эффект нависания над ребёнком, над душой, а когда нависают — проблема усугубляется. Я не знаю, правда ли это, но она такой психологический термин употребила. Она стала уходить с кухни — и постепенно стали пропадать котлеты, потом — гречневая каша и борщ.

Свящ. А. Дудин:

— Замечательная позитивная история. Действительно, она во многом относится и к нашей тематике, потому что проблема наркомании — это, прежде всего, проблема семьи. И не надо думать, что наркоманами иль пьяницами становятся только брошенные дети. Конечно, и они тоже становятся, но, чаще всего, как раз, проблема употребления психоактивных веществ начинается там, где есть гиперопека над человеком, потому что человек создан свободным, он жаждет этой свободы, он хочет, чтобы на него не давили, а мы всё время начинаем делать так, как человеку лучше, а этого делать категорически нельзя. В этом отношении, мне, по отношению к своим детям, гораздо проще. Их просто много. Они уже не маленькие: 17 лет, 15 лет, но я просто не могу установить над ними гиперопеку, с ними нет такой возможности — и слава Богу, что так. Потому что они учатся взаимодействовать в коллективе, они учатся отвечать друг за друга, и в этом отношении, как раз, многодетная семья, при правильном построении, является панацеей от многих бед и зол психологических, профилактикой всех моментов, связанных с зависимостями, но мы сейчас не будем в это углубляться и об этом говорить — это, наверное, уже отдельная проблема: как построить свою семью, мы сейчас говорим о созависимых людях. Вы знаете о том, что созависимых людей гораздо больше, чем зависимых? Ну, так об этом мы сказали в начале передачи: что один человек употребляет, а вокруг него, куча родственников, вокруг него куча знакомых, которые хотят его спасти, вокруг него работники медицины и работники юстиции — и все страдают из-за того, что он употребляет, и в этом отношении, проблема созависимых, если мы хотим делать наше общество более трезвым и хотим его исцелять — она должна звучать не реже, чем проблема зависимых, и об этом обязательно все люди должны знать. Почему, кстати, в рамках существующего предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, почему бы, в рамках этого предпета, не дать человеку необходимый курс, как относиться к таким людям и как с ними быть. Недавно у нас при храме появился молодёжный клуб, я периодически прошу нашего консультанта приходить туда и рассказывать, какие у него были проблемы в отношениях с родителями, как он их решал, и как им из этого выходить. В этом отношении, такой опыт нужно передавать, не нужно заметать проблему под коврик, ни в коем случае. Нужно её признать и, с Божией помощью, её решать? И тогда, я думаю, мы будем иметь успех.

А. Леонтьева:

— Напомню, что у нас в гостях в гостях отец Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области, отец восьмерых детей, руководитель проекта «Святоград». Вы знаете, я вспомнила такую историю своей знакомой, у которой неожиданно муж — а с мужем они были знакомы довольно долго, и он никогда ничего не употреблял — вдруг сорвался, и как-то сначала началось с малых оборотов, а потом пошло по нарастающей. Ей тоже пришлось консультироваться у психологов, и ей сказали: Знаете, вы можете картошки поджарить вечером, но контролировать, кто сколько выпил — не можете. Ей было очень страшно уезжать из этого города, но по рпботе необходимо было уехать. Проблеме было уже месяцев восемь. И она уехала с очень таким молитвенным настроем, потому что она понимала, что её муж может умереть. И проблема начала решаться, она начала решаться не сразу, потому что человек в таком состоянии должен уже получить какую-то помощь медицинскую, но она начала решаться. По-моему, это какое-то чудо. Почему это происходит?

Свящ. А. Дудин:

— Я бы назвал это обыкновенным чудом, потому что человек устранился сам и дал место Богу, чтобы эту проблему начать решать.

А. Леонтьева:

— Вот, это очень важные ваши слова.

Свящ. А. Дудин:

— И здесь также должны поступать остальные люди. То есть, отходить от этой проблемы — мы сделали всё, что могли, вот это мы тебе можем дать. В этом отношении, нам нужно понимать, какую помощь нашим зависимым людям мы можем дать, а какую — не можем. Мы уже говорили о том, что ни в коем случае нельзя давать им помощь материальную, ни в коем случае нельзя обеспечивать их комфортное пребывание в этом употреблении. Но, с другой стороны, то, что не усугубляет этой проблемы, мы должны человеку дать, помочь и поддержать его. Если он в этот момент хочет что-то почитать или что-то сделать — правда, они тоже, бывает, немножко хитрят: Дай мне денег, я пойду книжку куплю, или: Дай телефон, мне нужно посмотреть что-то. А потом, с карточки куда-то деньги исчезают. Но, в любом случае, враждовать с людьми мы не должны. Это тоже такая грань тонкая, надо всегда показать человеку, что мы его любим и готовы и дальше ему помогать, но вот чёткое правило: здесь я тебе помогаю, а дальше — прости, но ты должен помогать себе сам, потому что ты взрослый. Хочешь — я тебя определю в реабилитационный центр. Не хочешь в реабилитационный центр? Хорошо, иди на улицу, ты уже сам взрослый, зарабатывай себе сам деньги, решай свои проблнмы, потому что я уже не в состоянии тебе помочь.

А. Леонтьева:

— Вот, это очень важно, то, что вы сказали, отец Алексей. Простите, что прерываю вас: о том, что не нужно враждовать, потому что мы часто видим в семьях зависимых и созависимых скандалы и ругань, но ведь это же не работает. Даже если ты поругаешься, это же всё равно не сработает!

Свящ. А. Дудин:

— Да, особенно, если эту ругань разводить в момент употребления. А так хочется, если пьяный или под веществами, так хочется сорвать свою злость на человеке! Но, ещё раз, как мы уже говорили, нельзя, если человек находится под воздействием вещества, с ним вообще контактировать. Такой контакт надо свести, в общем-то, к минимуму. Мне рассказывали тоже историю: была одна такая мудрая супруга, которая, если муж вдруг приходил пьяный — он не был в корне зависимым человеком — но, когда он приходил домой пьяным и начинал качать права, она говорила: Да-да, дорогой, ты абсолютно прав. Она там ему и спляшет, и споёт, и картошки пожарит, и спать уложит, а наутро встаёт и просто смотрит на него. А ему так стыдно становится, он начинает извиняться, и в этот момент, действительно, происходит определённая коррекция и исправление. Но это до определённой степени, если человек впал в зависимость, такой укор совести уже не сработает. Но на первых порах, действительно, такой любовью и терпением можно человека спасти, но, если он уже употребляет на регулярной основе, тут, к сожалению, только рецепт жёсткой любви остаётся.

А. Леонтьева:

— Отец Алексей, вот вы, как батюшка, который занимается довольно серьёзно, с погружением, проблемами созависимых и зависимых. И, как вы видите, где кончаются действия священника, влияние священника, и уже поможет только психолог? Или вы в команде всё это делаете?

Свящ. А. Дудин:

— Здесь, в команде существует симбиоз. Есть проблемы душевные — их решает профессиональный психолог, а есть проблемы духовные — когда психолог рекомендует обратиться к священнику. И тут есть взаимообогащение авторитетов: когда батюшка говорит человеку о том, что ему нужно обратиться к психологу, то психолог становится уже более значимым. И когда психолог говорит человеку, что ему нужно обратиться к священнику, для человека это бывает сильно значимо, человек это ценит и подходит, чтобы получить уже духовный совет, рецепт, и не просто выслушать его, но и действительно его исполнять, и, в этом отношении, очень важно, чтобы такой симбиоз присутствовал, у нас он, слава Тебе, Господи, есть. Вообще, проблемы современной психологии- мы о них сегодня не говорим, но они очень опасны тем, что духовные отношения между человеком и Богом пытается взять на себя в этом мире психолог, и все духовные проблемы решить на психологическом уровне. Это опасно, потому что системы в психологии существуют разные, зачастую, противоположные, взаимоисключающие друг друга. И тут очень важно, чтобы каждый был в этом отношении на своём месте, в своей системе координат. Если это психология, то она должна быть на христианской закваске, если это духовное окормление, то оно должно чётко определять те границы, где человеку нужен не просто специалист, который поможет ему бороться с грехом, а специалист, который поможет ему купировать его основной диагноз. Потому что зачастую те люди, которые употребляют психоактивные вещества, они в себе эти диагнозы сочетают. У них есть не только проблема употребления, но современные наркотики или соли, как их называют, вызывают изменение состояния психики, они разрушают мозг, они разрушают психику,и, зачастую, им требуется уже лечение у психиатра, потому что мне самому приходилось таких людей после употребления психоактивных веществ отвозить сначала к психиатру, а потом они уже возвращались в наш центр, получая необходимую терапию. Им необходимо скомпенсироваться для того, чтобы в дальнейшем эту свою проблему зависимости решать.

А. Леонтьева:

— Страшная это проблема употребления современных синтетических наркотиков. Я тоже знаю, как спасали ребёнка моей подруги. Хотела знаете, отец Алексей, услышать какие-то хорошие истории, которые происходят в вашем центре. Можете рассказать их?? А то что-то мы как- то ушли в негатив.

Свящ. А. Дудин:

— Самую хорошую историю я уже рассказал, но вы, возможно, её не услышали. Половина тех людей, которые должны были умереть, они уходят в состояние длительной ремиссии, мы вырываем их из лап смерти. И из них ещё, наверное, половина остаются трезвыми до конца своей жизни. И это — те люди, которые вырваны из ада. И это — самое великое чудо: когда человек, который должен был умереть, создаёт семью, когда у него рождаются дети — и ты этих детей крестишь — наверное, это самое радостное вообще, что может быть. Это как в притче о блудном сыне: брат твой умирал — и ожил, и вот эта жизнь торжествует, и есть ради чего трудиться. Это тяжело, люди теряются, с такими людьми становится очень трудно взаимодействовать — я имею в виду выздоравливающих наркоманов, которым приходится проходить все этапы становления в жизни. Они становятся как капризные подростки, им необходимо снова вставать на ноги, они проходят этот путь с усилием, с сопротивлением. Но знаете, наверное, можно сравнить этот путь с реставрацией иконы, когда какой-то негодяй испортил икону, то можно эту икону аккуратно, не спеша, бережно, слой за слоем возвращать её к жизни — и потом человек вновь становится тем образом Божиим, который, действительно, украшает нашу Землю и радует сердца тех людей, которые находятся рядом с ним. И в этом отношении, мне вдвойне радостно, когда человек вылез из этого адского дна и смог дальше быть сыном Божиим или дочерью Божией, приносить себе и родным. Наверное, это такое самое великое чудо.

А. Леонтьева:

— Этот образ иконы — он замечательный, просто какой-то чудесный. Я думала, что у вас есть какие- то истории особенные... я помню, что вы говорили, что когда крестишь детей, видишь их родителей, которые могли быть погибшими — это здорово.

Свящ. А. Дудин:

— Я просто не хочу называть имена. Такие люди на приходе есть, и, если они согласятся, можно было бы сделать с ними какую-то отдельную передачу. Можно было бы их пригласить, они сами рассказали бы о себе — это было бы честно, но перед тем как рассказывать какие-то конкретные истории, я должен получить у этих людеф разрешение.

А. Леонтьева:

— Безусловно. Отец Алексей, вы сказали в начале разговора о том, что бывшие, как вы говорите, употреблявшие психоактивные вещества, сейчас помогают в вашем проекте таким же страждущим. И, мне кажется, это тоже очень важно, это — отдельная тема, но это тоже просто можно отметить, что и в 12 шагах, которые спасали с 1935-го года, из Америки по всему миру, и теперь это огромное сообщество. Очень важно людям, которые победили свой грех, помогать другим, потому что это очень помогает и поддерживает.

Свящ. А. Дудин:

— И это спасительно. Потому что, когда ты помогаешь другому человеку, тебе помогает Господь вдвойне, Он даёт тебе на это силы, потому что, если ты перестаёшь развиваться, перестаёшь жертвовать, перестаёшь дарить другим — зачем давать тебе, если те таланты, которые Бог дал тебе, ты не употребляешь для того, чтобы это дело приумножить. И в этом отношении, многие из них опытно это знают, многие даже просятся — не всех можно брать, но многие просят у меня разрешение остаться там консультантами или потрудиться при храме, потому что при храме они чувствуют себя в относительной безопасности и знают, что здесь можно скорую помощь какую-то получить, им необходимо это для спасения, но и для нас, конечно, это — великий источник радости: вот, был человек болен, а теперь он пришёл, реабилитировался, встал на ноги и вместе с нами всей своей жизнью показывает, что нужно идти дальше, и что дело покаяния, дело спасения человека оно самое великое, потому что в этом отношении мы становимся ближе всего к Богу. Бог есть любовь, Он пришёл нас спасти, Он ради нас отдал то, что было необходимо для нашего спасении, и то же самое стараемся делать мы — это, наверное, и есть образ и подобие Божие, которое в нас раскрывается, что, как Бог есть милосердный служитель всем, так и мы стараемся стать такими служителями.

А. Леонтьева:

— Отец Алексей, огромное спасибо за эту беседу. Сегодня мы говорили о тяжёлых проблемах зависимости и созависимости с отцом Алексеем Дудиным, настоятелем храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар, Ленинградской области, руководителем проекта «Святоград». Спасибо за этот честный и конкретный, я бы сказала, разговор.

Свящ. А. Дудин:

— И в конце нашей беседы я хотел бы предложить телефон нашего центра 8 (931) 360 — 20 — 22, если вам или вашим родственникам нужна помощь, пожалуйста, можете обращаться. Пусть поможет нам всем Господь.

А. Леонтьева:

— Спасибо. Всего доброго вам, отец Алексей.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем