
Вот взять — да и лизнуть железку на морозе! Кто из нас не делал этого в детстве? А почему делали? А потому что родители сказали, что прилипнет язык к металлу. И тут же мысль в детской голове: неужели прилипнет? Не верю. Попробую тихонечко...
Отлично помню тот день. Мне было года четыре, и гуляла я одна в дачном саду. Родители дома, мороз, снежок идёт. Подмёрзла, пошла греться, домой. Вот уже взялась почти за ручку двери... И вспомнила : «Не лижи железки — прилипнешь!»
Да ну? Не может быть. Смотрю на эту блестящую ручку — и такая она! Прямо тянет к себе: лизни! Ну и лизнула.
Дальше всё было плохо. Стою, язык высунутый к ручке прилип, потянула — боль адская. А родители дома. И звать их страшно: отругают! Но хуже всего — дверь-то внутрь дома открывается. Если заору, замычу, они услышат, дверь дёрнут — так вообще язык мой оторвут!
Стою, слёзы текут, мёрзну, думаю...
Догадалась: изловчилась, руку вбок, как могла, вытянула, туда, где дверь кончается, а рядом окно уже, и машу рукой, машу! Увидали.
Конечно, всё равно, дёрнули они дверь. Крови было, слёз...
Сладок запретный плод. Но сколько боли, если попробуешь!
Когда у меня уже рос мой сын, я, помня свои беды, постаралась его, как бы, опередить и предупредить. И вот что придумала. Он, годовалый малыш, всё тянулся к горящим лампочкам. Ещё бы — светятся красиво! Но обожжётся же, точно! Сперва объяснила: «Не трогай, больно будет». Всё равно, на кресло влезает, карабкается, тянется к светящемуся шарику...
Вот тогда, зажгла я лампу, подождала, чтобы та в меру нагрелась, подхватила Сашку на руки и подошла. Сын протянул ладошку, тронул, ойкнул, отпрянул. Всё. Урок был усвоен. И теперь я была спокойна.
Конечно, не всегда так выходит. Везде соломки не подстелишь...
А, знаете, мне кажется, что Бог, приглядывая за нами — порой также поступает. Когда начинает человек падать в грех, Бог попустит, и даже не накажет, нет. Но поучит. Не сильно, а как я тогда, даст обжечься. Мол, гляди — запретный плод только на вид сладок, а дальше — боль.
Я по профессии — художник. И никогда не страдала завистью. Но случилась у меня депрессия. Никак не рисовалось мне, целый год не ладилось. А у подруги как раз — всплеск вдохновения. И попалась я на грех зависти. Нет, я не желала ей неудачи. Но, глядя на её картины, прямо вожделела: так же, так же здорово рисовать! Я даже пыталась подражать её стилю! Дальше — захотела одеваться, как она, жить в таком же доме... Всё моё показалось мне тогда ничтожным. И меня стало волочить в такую темень тоски, черноты, безысходности! Но тут спасительница-совесть закричала: «Не смотри, как она! Ты должна только так, как тебе дали! Спасайся!» Отшатнулась я тогда, слава Богу, отпрянула от зависти. Как мой сын от горящей лампочки.
Но послушайте: мы же с вами не дети. Мы взрослые люди, верящие в Бога. И, надеюсь, доверяющие ему, его мудрости, его советам.
Так неужели мы, как маленькие, всё-таки будем всю дорогу лизать холодные железки? Вот это самое «Да ну? А попробую»...
Я стараюсь перестать быть таким нерадивым дитём. Правда, я поздно сообразила. Полжизни уже прошло. Но хотя бы теперь, когда тянет меня к себе искушение, спохватываюсь, вспоминаю то заснеженное крыльцо, блестящую ручку двери... И себя, маленькую, с прилипшим языком. Вспоминаю Божьи запреты. Знаете, а ведь и впрямь, помогает. Может, и вы попробуете? Запомните эту бедную, непослушную девочку. Я для этого вам и рассказала.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица