
Вот взять — да и лизнуть железку на морозе! Кто из нас не делал этого в детстве? А почему делали? А потому что родители сказали, что прилипнет язык к металлу. И тут же мысль в детской голове: неужели прилипнет? Не верю. Попробую тихонечко...
Отлично помню тот день. Мне было года четыре, и гуляла я одна в дачном саду. Родители дома, мороз, снежок идёт. Подмёрзла, пошла греться, домой. Вот уже взялась почти за ручку двери... И вспомнила : «Не лижи железки — прилипнешь!»
Да ну? Не может быть. Смотрю на эту блестящую ручку — и такая она! Прямо тянет к себе: лизни! Ну и лизнула.
Дальше всё было плохо. Стою, язык высунутый к ручке прилип, потянула — боль адская. А родители дома. И звать их страшно: отругают! Но хуже всего — дверь-то внутрь дома открывается. Если заору, замычу, они услышат, дверь дёрнут — так вообще язык мой оторвут!
Стою, слёзы текут, мёрзну, думаю...
Догадалась: изловчилась, руку вбок, как могла, вытянула, туда, где дверь кончается, а рядом окно уже, и машу рукой, машу! Увидали.
Конечно, всё равно, дёрнули они дверь. Крови было, слёз...
Сладок запретный плод. Но сколько боли, если попробуешь!
Когда у меня уже рос мой сын, я, помня свои беды, постаралась его, как бы, опередить и предупредить. И вот что придумала. Он, годовалый малыш, всё тянулся к горящим лампочкам. Ещё бы — светятся красиво! Но обожжётся же, точно! Сперва объяснила: «Не трогай, больно будет». Всё равно, на кресло влезает, карабкается, тянется к светящемуся шарику...
Вот тогда, зажгла я лампу, подождала, чтобы та в меру нагрелась, подхватила Сашку на руки и подошла. Сын протянул ладошку, тронул, ойкнул, отпрянул. Всё. Урок был усвоен. И теперь я была спокойна.
Конечно, не всегда так выходит. Везде соломки не подстелишь...
А, знаете, мне кажется, что Бог, приглядывая за нами — порой также поступает. Когда начинает человек падать в грех, Бог попустит, и даже не накажет, нет. Но поучит. Не сильно, а как я тогда, даст обжечься. Мол, гляди — запретный плод только на вид сладок, а дальше — боль.
Я по профессии — художник. И никогда не страдала завистью. Но случилась у меня депрессия. Никак не рисовалось мне, целый год не ладилось. А у подруги как раз — всплеск вдохновения. И попалась я на грех зависти. Нет, я не желала ей неудачи. Но, глядя на её картины, прямо вожделела: так же, так же здорово рисовать! Я даже пыталась подражать её стилю! Дальше — захотела одеваться, как она, жить в таком же доме... Всё моё показалось мне тогда ничтожным. И меня стало волочить в такую темень тоски, черноты, безысходности! Но тут спасительница-совесть закричала: «Не смотри, как она! Ты должна только так, как тебе дали! Спасайся!» Отшатнулась я тогда, слава Богу, отпрянула от зависти. Как мой сын от горящей лампочки.
Но послушайте: мы же с вами не дети. Мы взрослые люди, верящие в Бога. И, надеюсь, доверяющие ему, его мудрости, его советам.
Так неужели мы, как маленькие, всё-таки будем всю дорогу лизать холодные железки? Вот это самое «Да ну? А попробую»...
Я стараюсь перестать быть таким нерадивым дитём. Правда, я поздно сообразила. Полжизни уже прошло. Но хотя бы теперь, когда тянет меня к себе искушение, спохватываюсь, вспоминаю то заснеженное крыльцо, блестящую ручку двери... И себя, маленькую, с прилипшим языком. Вспоминаю Божьи запреты. Знаете, а ведь и впрямь, помогает. Может, и вы попробуете? Запомните эту бедную, непослушную девочку. Я для этого вам и рассказала.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер