
Из письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны — Александру Сыробоярскому. 10 Декабря 1917 года, Тобольск.
«<...> Господь испытывает — а потом облегчит — полечит все ужасные раны. ...Хотя много еще тяжелого впереди — больно, столько кровопро¬литий, больно ужасно! Но правда должна окончательно победить. Вы молоды годами, много еще впереди работы всем, острый период пройдет, и тогда придется всеми силами снова работать, строить, творить, поправить, чтобы Родина окрепла...
Что у других лучшее: не думаю, чтобы Вы там сумели жить. Надо раньше найти в себе покой и мир, тогда можно везде жить, в свободе, в узах, тяжело, может быть, страшно, но душа должна оставаться не тронута: крепка, глубока, тверда, как стена. Ведь, как жестоко другие все разрушают, что сам строил с отвагой, любовью — больно, но перенести должен человек.
Если бы видели боль и кротость, Вы бы поняли Его...»
Его — это Государя. Фрагмент из письма другу Царской семьи и постоянному адресату Государыни Александру Сыробоярскому (будущий колчаковский генерал умер после войны в Америке) — читала Татьяна Князева. Добавлю, что Императрица познакомилась со своим корреспондентом в Царскосельском лазарете, где раненый в бою офицер-артиллерист находился на излечении.
...К 400-летию воцарения династии Романовых была издана уникальная книга: «Письма Царской Семьи из заточения». Это послания Царственных Мучеников после мартовского ареста 1917-го до самого Екатеринбурга, где в подвале Дома Ипатьева окончились их земные дни.
Сорок лет тому назад подобный и менее полный сборник уже выходил — за океаном. В предисловии к ней дочь Великого князя Константина Константиновича писала: «...Да будет эта книга настольной для всех русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие русские люди».
Эти слова, сказанные задолго до прославления Царственных Страстотерпцев, как я чувствую и вижу, не потеряли своей актуальности. И хотя массовое — 2013-го года — посещение выставки, посвященной Романовым, пребудет знаковым в новейшей истории страны, горькие слова протоиерея Владимира Воробьёва в интервью журналу «Фома» остаются, увы, страшным диагнозом затяжной болезни нашего общества. Болезни беспамятства, обеспеченной многолетне насаждаемым безбожием, частью которого явилась и многолетняя же антиромановская кампания в исторической науке и культуре.
«Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему, — с горечью сказал отец Владимир. — К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке...»
...Быть может эти самые письма, заквашенные на вере в Промысел Божий и любовь Спасителя к чадам своим кому-нибудь помогут очнуться?
И — тем, кто равнодушен. И — тем, кто растерян. И — тем, кто ожесточён...
Вспомним, что же именно, по словам Великой княжны Ольги Николаевны, Государь просил передать на волю. Помните?
«...Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
Так не сейчас ли, не сегодня ли он говорит нам всё это?!
...С вами был Павел Крючков, и давайте вместе послушаем чтение Сергеем Агаповым — из едва ли не последнего государева послания своей родной сестре.
Из заточения — на волю.
От Государя Императора Николая Александровича — Великой Княгине Ксении Александровне. 24-го Января 1918 года. Тобольск.
«Дорогая милая моя Ксения, Сегодня день Твоих именин, хотя я не нашел этого в календаре. Поздравляю Тебя от всего сердца и шлю мои пожелания Тебе здоровья и всех благ. С утра я ощущал потребность поговорить с Тобою письменно именно сегодня. Как часто мы проводили этот день вместе всей семьей и при иных обстоятельствах, более счастливых, чем нынешние.
Бог даст и эти пройдут.
Я не допускаю мысли, что те ужасы, бедствия и позор, которые окружают нас всех, продолжались долго. Я твердо верю, как и Ты, что Господь умилосердится над Россиею и умирить страсти, в конце концов. Да будет Его Святая Воля. Живем по-прежнему тихо и спокойно и постоянно вспоминаем о дорогой Мама́ и вас милых...»
Кончает Государь письмо словами:
«...Христос со всеми вами.
Всею душою Тебя любящий, Твой старый Ни́ки.»
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема