
«Зачем человеку крылья?», студия Мосфильм, режиссёр Владимир Шамшурин
— Уважаемый Василий Лукич. Совет ветеранов Первой гвардейской дивизии приглашает вас на традиционную встречу. Она состоится 25 августа в городе Ельне. А тут вот ещё от руки приписано: дорогой дружище, приезжай. Может, это наша последняя встреча... Годы-то бегут!
Василий Лукич Иванов — фронтовик. В Великую Отечественную дошёл до Берлина. На память о тех временах остался у него в груди осколок вражеской гранаты. И воспоминания. Одним из них Василий Лукич делится при каждом удобном случае. Всё его родное село уже наизусть знает историю о том, как Иванов спас немецкую крестьянку — помог ей во время родов. Рассказ этот все вокруг воспринимают исключительно как анекдот. Смеются, не верят, называют Василия Лукича фантазёром. Из-за этой истории его даже прозвали Васей-акушером. На прозвище Иванов не обижается. Огорчает его совсем другое: вот уже много лет не может он вырваться на встречу с однополчанами. Всё дела, заботы. И вот, опять ему прислали приглашение. На этот раз Василий Лукич твёрдо решает ехать. Даже несмотря на то, что накануне узнал от врачей: осколок его начал двигаться. И теперь каждый день может стать для Васи-акушера последним.
С такой неутешительной новостью лицом к лицу оказался герой картины «Зачем человеку крылья». В начале нашей программы мы услышали фрагмент из этого фильма. На экраны он вышел в 1984 году, в преддверии 40-летия Победы. Снял его режиссёр Владимир Шамшурин. Он рассказывал, что сценарий попал к нему в руки случайно. И увлёк с первых же страниц. Главный герой — бесхитростный, добродушный, по-детски наивный — напомнил персонажей деревенской прозы из произведений Шукшина или Белова. Режиссёру захотелось воплотить на экране образ человека, для которого жить — значит делать людям добро. Бескорыстно, от всего сердца.
Для Василия Лукича, которого великолепно сыграл актёр Лев Дуров, помогать — так же естественно, как дышать. Каждый его день наполнен добрыми делами, которые он совершает как нечто само собой разумеющееся. Встретить на станции соседского родственника, съездить в райцентр за детской коляской для семьи односельчан — всё это для Васи-акушера не одолжение, а сама жизнь. И по-другому жить он не умеет. При этом разъезжает герой картины «Зачем человеку крылья» отнюдь не на автомобиле. У него другой экипаж — телега, запряжённая конём по кличке Женишок. Когда-то конь этот был колхозным. Потом конюшню вытеснил автопарк. И был бы Женишку прямой путь на скотобойню, если бы не Василий Лукич. Он поговорил с председателем, и взял коня себе. Этот факт отчего-то не давал покоя местному кляузнику Фёдору. Он без устали писал на Васю-акушера жалобы: мол, держит в личном хозяйстве колхозную скотину. Да ещё огороды на ней пашет для соседей. И коня у Василия Лукича решили отобрать. Ещё одна проблема накануне поездки на встречу фронтовиков! Раздосадованный, Иванов идёт к Фёдору. Между ними происходит напряжённый разговор.
— Огороды половине деревни кто вспахал?
— Так просят же люди!
— Мало ли, что просят! Ты меня не собьёшь! Знаю, что делаю! Понятно?
— Слушай. А чего ты живёшь всю жизнь ржавым крючком, а?
— Живу как умею. Я лишнего ничего не требую. Вот только, по правде чтоб!
— Так от твоей же правды всем тошно. Какая же это правда?
Правда самого Василия Лукича очень проста: делать так, чтобы людям жилось теплее, добрее, веселее. Ведь когда всем вокруг радостно, у тебя самого словно крылья за спиной вырастают. И даже известие о том, что в любой момент можешь умереть, не кажется таким страшным... Режиссёр Владимир Шамшурин тонко и психологично отразил внутренний мир главного героя фильма. Вася-акушер умеет видеть душу человека. Даже в кляузнике Фёдоре он пытается разглядеть её, хотя и сомневается, что у таких как он вообще есть душа. Да и что это такое — душа? Этим вопросом Василий Лукич задаётся едва ли не чаще, чем рассказывает о том, как принимал роды у немки. Кстати, его фирменная история в итоге получит очень неожиданное продолжение. А вот какое — мы узнаем, посмотрев фильм. И, думаю, что сможем ответить на вопрос, который режиссёр вынес в название своей картины: «Зачем человеку крылья?»
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер