
«Зачем человеку крылья?», студия Мосфильм, режиссёр Владимир Шамшурин
— Уважаемый Василий Лукич. Совет ветеранов Первой гвардейской дивизии приглашает вас на традиционную встречу. Она состоится 25 августа в городе Ельне. А тут вот ещё от руки приписано: дорогой дружище, приезжай. Может, это наша последняя встреча... Годы-то бегут!
Василий Лукич Иванов — фронтовик. В Великую Отечественную дошёл до Берлина. На память о тех временах остался у него в груди осколок вражеской гранаты. И воспоминания. Одним из них Василий Лукич делится при каждом удобном случае. Всё его родное село уже наизусть знает историю о том, как Иванов спас немецкую крестьянку — помог ей во время родов. Рассказ этот все вокруг воспринимают исключительно как анекдот. Смеются, не верят, называют Василия Лукича фантазёром. Из-за этой истории его даже прозвали Васей-акушером. На прозвище Иванов не обижается. Огорчает его совсем другое: вот уже много лет не может он вырваться на встречу с однополчанами. Всё дела, заботы. И вот, опять ему прислали приглашение. На этот раз Василий Лукич твёрдо решает ехать. Даже несмотря на то, что накануне узнал от врачей: осколок его начал двигаться. И теперь каждый день может стать для Васи-акушера последним.
С такой неутешительной новостью лицом к лицу оказался герой картины «Зачем человеку крылья». В начале нашей программы мы услышали фрагмент из этого фильма. На экраны он вышел в 1984 году, в преддверии 40-летия Победы. Снял его режиссёр Владимир Шамшурин. Он рассказывал, что сценарий попал к нему в руки случайно. И увлёк с первых же страниц. Главный герой — бесхитростный, добродушный, по-детски наивный — напомнил персонажей деревенской прозы из произведений Шукшина или Белова. Режиссёру захотелось воплотить на экране образ человека, для которого жить — значит делать людям добро. Бескорыстно, от всего сердца.
Для Василия Лукича, которого великолепно сыграл актёр Лев Дуров, помогать — так же естественно, как дышать. Каждый его день наполнен добрыми делами, которые он совершает как нечто само собой разумеющееся. Встретить на станции соседского родственника, съездить в райцентр за детской коляской для семьи односельчан — всё это для Васи-акушера не одолжение, а сама жизнь. И по-другому жить он не умеет. При этом разъезжает герой картины «Зачем человеку крылья» отнюдь не на автомобиле. У него другой экипаж — телега, запряжённая конём по кличке Женишок. Когда-то конь этот был колхозным. Потом конюшню вытеснил автопарк. И был бы Женишку прямой путь на скотобойню, если бы не Василий Лукич. Он поговорил с председателем, и взял коня себе. Этот факт отчего-то не давал покоя местному кляузнику Фёдору. Он без устали писал на Васю-акушера жалобы: мол, держит в личном хозяйстве колхозную скотину. Да ещё огороды на ней пашет для соседей. И коня у Василия Лукича решили отобрать. Ещё одна проблема накануне поездки на встречу фронтовиков! Раздосадованный, Иванов идёт к Фёдору. Между ними происходит напряжённый разговор.
— Огороды половине деревни кто вспахал?
— Так просят же люди!
— Мало ли, что просят! Ты меня не собьёшь! Знаю, что делаю! Понятно?
— Слушай. А чего ты живёшь всю жизнь ржавым крючком, а?
— Живу как умею. Я лишнего ничего не требую. Вот только, по правде чтоб!
— Так от твоей же правды всем тошно. Какая же это правда?
Правда самого Василия Лукича очень проста: делать так, чтобы людям жилось теплее, добрее, веселее. Ведь когда всем вокруг радостно, у тебя самого словно крылья за спиной вырастают. И даже известие о том, что в любой момент можешь умереть, не кажется таким страшным... Режиссёр Владимир Шамшурин тонко и психологично отразил внутренний мир главного героя фильма. Вася-акушер умеет видеть душу человека. Даже в кляузнике Фёдоре он пытается разглядеть её, хотя и сомневается, что у таких как он вообще есть душа. Да и что это такое — душа? Этим вопросом Василий Лукич задаётся едва ли не чаще, чем рассказывает о том, как принимал роды у немки. Кстати, его фирменная история в итоге получит очень неожиданное продолжение. А вот какое — мы узнаем, посмотрев фильм. И, думаю, что сможем ответить на вопрос, который режиссёр вынес в название своей картины: «Зачем человеку крылья?»
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











