
Есть в православии удивительная традиция, своего рода духовный феномен — старчество. Возникло оно в монастырях — старцами там называли подвижников, опытных наставников, к которым монахи обращались за духовным руководством. Часто слава о старцах выходила далеко за пределы монастырских стен, и в обители начинали стекаться самые разные люди — чтобы услышать мудрый совет и наставление, слова утешения и ободрения, найти выход из жизненных затруднений, а главное — через общение со старцем приблизиться к Богу. Традиция эта появилась ещё в древности, и жива до сих пор. У всех на слуху, к примеру, имена Оптинских старцев — преподобных Варсонофия, Амвросия, Нектария и других; архимандрита Иоанна Крестьянкина, афонских подвижников — преподобного Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита. И пусть многие из тех старцев, к которым съезжались люди, уже отошли ко Господу, мы в любой момент можем обратиться к ним за советом и услышать их мудрые наставления. Достаточно взять в руки книгу «За помощью к старцам», под обложкой которой собраны мысли, высказывания, поучения и молитвы самых известных духовных наставников.
О добре и милосердии, смирении и Божьем Промысле, преодолении печали и обретении радости говорят с нами преподобный Силуан Афонский, праведный Алексий Мечёв, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Николай Сербский и многие другие святые и подвижники благочестия — от первых веков христианства и до наших дней. Сборник можно открывать наугад — на каждой его странице мы найдём настоящую сокровищницу духовной мудрости и ответы на самые важные вопросы.
Например, как поступить, если кто-то причинил тебе зло? Как часто хочется отплатить обидчику его же монетой. От этого шага предостерегает нас Пимен Великий. «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу», — говорит святой. Порфирий Кавсокаливит даёт универсальную и действенную формулу, как справиться с любыми жизненными проблемами: «Нет трудностей, которые не имели бы решения во Христе. Предайся Христу, и Он найдёт тебе решение» — заверяет афонский старец. Другой известный святогорский подвижник, монах Симеон Афонский, говоря о милосердии и любви к ближнему, подчёркивает, что добро всегда воздаётся за добро. «К тому, кто всё отдаёт, всё приходит» — говорит он. Ищущим счастья мудрый совет даёт Нектарий Эгинский. Поиск счастья в чужих странах, богатстве и славе, он называет заблуждением. «Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится Престолом Божиим» — таково мнение святителя.
Как жить? На этот вопрос, который волнует, пожалуй, всех, даёт простой, краткий и исчерпывающий ответ преподобный Амвросий Оптинский. «Жить проще — лучше всего. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Молись Богу. Господь всё устроит», — наставляет старец. В мудрых советах на страницах книги «За помощью к старцам» — не только духовная глубина, но и простое человеческое тепло, доброта и любовь. И от простых, искренних слов старцев, которые, кажется, обращены лично к каждому из нас, залечиваются душевные раны, и ближе становится Бог.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.