Есть в православии удивительная традиция, своего рода духовный феномен — старчество. Возникло оно в монастырях — старцами там называли подвижников, опытных наставников, к которым монахи обращались за духовным руководством. Часто слава о старцах выходила далеко за пределы монастырских стен, и в обители начинали стекаться самые разные люди — чтобы услышать мудрый совет и наставление, слова утешения и ободрения, найти выход из жизненных затруднений, а главное — через общение со старцем приблизиться к Богу. Традиция эта появилась ещё в древности, и жива до сих пор. У всех на слуху, к примеру, имена Оптинских старцев — преподобных Варсонофия, Амвросия, Нектария и других; архимандрита Иоанна Крестьянкина, афонских подвижников — преподобного Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита. И пусть многие из тех старцев, к которым съезжались люди, уже отошли ко Господу, мы в любой момент можем обратиться к ним за советом и услышать их мудрые наставления. Достаточно взять в руки книгу «За помощью к старцам», под обложкой которой собраны мысли, высказывания, поучения и молитвы самых известных духовных наставников.
О добре и милосердии, смирении и Божьем Промысле, преодолении печали и обретении радости говорят с нами преподобный Силуан Афонский, праведный Алексий Мечёв, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Николай Сербский и многие другие святые и подвижники благочестия — от первых веков христианства и до наших дней. Сборник можно открывать наугад — на каждой его странице мы найдём настоящую сокровищницу духовной мудрости и ответы на самые важные вопросы.
Например, как поступить, если кто-то причинил тебе зло? Как часто хочется отплатить обидчику его же монетой. От этого шага предостерегает нас Пимен Великий. «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу», — говорит святой. Порфирий Кавсокаливит даёт универсальную и действенную формулу, как справиться с любыми жизненными проблемами: «Нет трудностей, которые не имели бы решения во Христе. Предайся Христу, и Он найдёт тебе решение» — заверяет афонский старец. Другой известный святогорский подвижник, монах Симеон Афонский, говоря о милосердии и любви к ближнему, подчёркивает, что добро всегда воздаётся за добро. «К тому, кто всё отдаёт, всё приходит» — говорит он. Ищущим счастья мудрый совет даёт Нектарий Эгинский. Поиск счастья в чужих странах, богатстве и славе, он называет заблуждением. «Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится Престолом Божиим» — таково мнение святителя.
Как жить? На этот вопрос, который волнует, пожалуй, всех, даёт простой, краткий и исчерпывающий ответ преподобный Амвросий Оптинский. «Жить проще — лучше всего. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Молись Богу. Господь всё устроит», — наставляет старец. В мудрых советах на страницах книги «За помощью к старцам» — не только духовная глубина, но и простое человеческое тепло, доброта и любовь. И от простых, искренних слов старцев, которые, кажется, обращены лично к каждому из нас, залечиваются душевные раны, и ближе становится Бог.
Все выпуски программы Литературный навигатор
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











