Встретил недавно знакомого, с которым много лет назад учился в музыкальном училище. Артем был прекрасным пианистом, поражал нас незаурядными музыкальными способностями. Увидев его теперь, я с изумлением услышал, что подающий надежды пианист стал выдающимся специалистом... по автогонкам! И даже написал несколько книг на эту тему. На мой вопрос, играет ли он на рояле, он только махнул рукой.
Задумался я над такой темой: выбор профессии и воля Божия.
Мы плохо знаем себя. И порой не отдаем себе отчета, какие дары в нас заложены. Бывает, что эти наши склонности и таланты долго остаются необнаруженными для нас.
Где-то читал рассказ известного писателя архимандрита Рафаила Карелина о том, что он начал писать книги после пятидесяти лет. Если бы ему раньше кто-то сказал, что он станет писателем, он бы очень удивился...
Важно еще, что добрый Бог дает человеку не один талант, а много — на выбор. В тот или иной период жизни может реализовываться тот или иной талант. И это прекрасно!
Но! — ладно, если вместо пианиста кто-то стал специалистом по гонкам, или наоборот. А если человек занялся точно не своим делом, и стал плохим врачом или учителем — что тогда? Конечно, Бог и тут не оставит, и будет помогать. Однако такая ошибка может быть губительна для многих людей.
К сожалению, есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают не «свое». Не то, что у них получается, и не то, к чему у них лежит душа.
Вот как-то легкомысленно человек к этому отнесся, занялся чем-то, лишь бы заняться. Или родители не помогли определиться. Был бы хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом. Был бы замечательным военным, а стал слабеньким и незначительным актером...
Ошибившийся в выборе профессии человек в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Не реализовал те дары, которые Бог ему определил. Смотришь на такого человека и думаешь: брат, ну точно это не твое...
Сегодня в нашей жизни с выбором профессии есть определенные проблемы. Молодому человеку трудно разобраться, кем быть. Потому что нет идеологии и общепринятых идеалов. Советское время можно ругать до бесконечности, но тогда нам хоть говорили, что, например, быть летчиком или врачом — это почетно. Теперь понятия почетных профессий нет. Есть высокооплачиваемые и низкооплачиваемые. С одной стороны, современный человек более свободен в своем выборе. Но, с другой стороны, тяжелее ему. Потому что услышать Бога и себя в том возрасте, когда делаешь выбор профессии, еще трудно. А идеалов нет.
Но — дорогу осилит идущий. Надо внимать себе, пробовать разные варианты и молиться Господу о помощи в выборе жизненного пути — чтобы понять самого себя, найти самого себя. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь, всегда чувствуя какую-то неудовлетворенность в том, чем занимаешься.
И, насколько важно прислушиваться к себе, и спрашивать Бога — в чем мой талант, чего Господь от меня хочет? — Ответ обязательно придет.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Классовое расслоение в обществе возникло не сегодня и не вчера. Разделение людей на бедных и богатых существовало и в древних странах. Доказательством тому может послужить отрывок из шестой главы первого послания апостола Павла к Тимофею, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Святой Тимофей, к которому направил своё послание апостол Павел, нёс служение епископа, то есть главы, Эфесской церкви. Эфес в первом веке представлял собой богатый и многолюдный город, находящийся на пересечении нескольких торговых путей. На рынке Эфеса можно было купить и продать что угодно. Подчёркивая свою зажиточность, местные жители, ещё во времена язычества, избрали себе покровительницей богиню плодородия — Артемиду. Из-за её святилища апостол Павел и пострадал во время проповеди в Эфесе.
Поучения святого некоторых идолопоклонников привели к истинной вере. И со временем новых христиан становилось всё больше, так что капище постепенно обезлюдело, а статуэтки Артемиды перестали продаваться. В итоге, поклонники богини устроили бунт и выгнали Павла из города. Но посеянные апостолом семена веры принесли мощный урожай — христиан в Эфесе стало так много, что для их окормления понадобился епископ. Им и стал Тимофей — верный ученик Павла.
Молодому епископу в Эфесе было несладко. Ему то и дело приходилось тушить пожары конфликтов, призывать паству к мирному, гармоничному сосуществованию и совместному служению Богу. Головную боль Тимофею доставляли и богатые, и бедные христиане. Некоторые из бедных буквально требовали от Церкви покрытия всех своих нужд, считали, что им просто обязаны помогать. Некоторые богатые члены Церкви, наоборот, старались держаться в тени. Чтобы никто не просил их о помощи, не взывал к их совести.
В прозвучавшем отрывке речь идет именно о состоятельных членах Эфесской церкви. Апостол Павел призывает Тимофея увещевать их жертвовать средства для помощи неимущим. Павел пишет, что богатеть нужно не деньгами или каким-то материальным имуществом, а добрыми делами. Действительно, у гробов карманов нет. На тот свет ничего из земного богатства не возьмёшь. Отмечает Павел и другую важную деталь. Жертвовать можно по-разному. Например, свысока, с презрением. Такая благотворительность Богу не нужна. Поэтому Павел призывает богатых христиан быть щедрыми и общительными, то есть не превозноситься над бедными людьми, а самих себя не считать себя людьми первого сорта. Ведь всё в этой жизни меняется — быстро и решительно.
Сегодня ты богатый и здоровый, а завтра больной и бедный. И единственной незыблемой опорой может быть только вера в Бога и жизнь в соответствии с Его заповедями. Или как пишет апостол: «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Апостол не призывает к революции, к насильственному уравниванию богатых и бедных. Он просит и тех, и других жить в мире, поддерживая друг друга. Богатые бедных — материально, а бедные богатых — молитвой. Что и позволит если не снять, то смягчить межклассовую рознь, а вместе с этим и смягчить сердца людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать церковную горячую линию помощи «Милосердие»
Алёна живёт в маленьком посёлке на Дальнем востоке. У женщины — инвалидность. Многие движения даются ей непросто, пальцы и те разгибаются с трудом. Удивительно, но при этом женщина прекрасно управляется со швейной машинкой и помогает своим талантом ближним. Алёна — верующий человек, посещает местный сельский храм и на приходе поддерживает малоимущие семьи — шьёт для них постельное бельё. Средства на ткань она выделяет со своей небольшой пенсии. Люди такой помощи очень рады. А наша героиня счастлива, что может быть полезной для других.
Раньше женщине приходилось трудится на старой машинке — «Чайке». Техника сильно износилась, стала пропускать стежки. Поэтому швы Алёна поправляла вручную. Для качественной и слаженной работы мастерице требовалась новая швейная машинка. А купить её было не на что.
Историю Алёны из маленького посёлка на Дальнем Востоке узнали сотрудники горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие». Это проект Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви. При поддержке добрых людей им удалось приобрети швейную машинку и доставить её в отдалённый населённый пункт, где живёт наша героиня. Кроме того, женщине прислали и другие вещи, полезные для рукоделия, которые значительно облегчают её работу. Теперь Алёна с радостью помогает нуждающимся вдвое больше.
Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению приходит на выручку людям из всех уголков страны в самых разных ситуациях. Ежедневно на церковную горячую линию «Милосердие» поступают сотни заявок на помощь. Чтобы светлых историй становилось больше, присоединяйтесь к добрым делам Церкви. Переходите на церковную платформу «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Распространение христианства на Руси». Павел Гайденко
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Павел Гайденко.
Разговор шел о том, как происходило распространение христианства в Древней Руси, как появлялись первые храмы и кто были первые священники.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер