
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как пережить трудные периоды в своей жизни? Как не сломаться и остаться верным Богу и людям? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла к своему соратнику и другу Тимофею. Павел пишет это письмо из римской тюрьмы в ожидании смертного приговора. Видимо, слушание дела апостола уже началось. Об этом говорят его слова: «При первом моем ответе никого не было со мною». Римский суд начинался с предварительных заседаний, чтобы определить состава преступления и сформулировать обвинения против подсудимого. На этих слушаниях рядом с Павлом не было никого из близких, кто мог бы его поддержать. Это и понятно. Ведь кто захочет объявлять себя другом и соратником человека, которому за его деятельность грозит смертная казнь. А потому апостол остаётся в одиночестве. Очевидно, что это его удручает. Ему тяжко. Ему больно. Ему страшно. Однако в его словах не чувствуется безысходности. В них много надежды на Бога и радостного предчувствия.
Как ни парадоксально, но об этом красочно говорят выражения «все меня оставили», «никого не было со мною» и «дабы я избавился из львиных челюстей». Учёные и толкователи, знатоки Священного Писания, говорят, что всё это небольшие отрывки из 21-го псалма пророка и царя Давида. Важно то, что схожими выражениями молится Христос, когда висит на кресте. То есть в часы одиночества и покинутости Павел держал перед своим мысленным взором Спасителя и его страдания. Точно так же Христа оставили практически все близкие во время его Страстей. Казалось бы, очень печальная картина. Но именно ей вдохновляется апостол. Более того, она придаёт ему смелость и мужество перед лицом смерти. Павел вспоминает, что Христос не сошёл с креста и остался верен воле небесного Отца. Ведь Спаситель знал, что Его предназначение пострадать, умереть, сойти во ад и воскреснуть. Не будет Голгофы, не будет и Пасхи. Это теперь знает и Павел. Он чётко осознаёт, что всё то, что с ним происходит, имеет глубокий смысл. Как ученик своего Небесного Учителя, Он исполняет важную миссию. И Бог укрепляет его на этом пути. Как сам Павел говорит: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники».
Судьба апостола Павла — яркое свидетельство, что даже в особо тяжкие минуты, когда нет поддержки от окружающих и мы ощущаем себя в тотальном одиночестве, выстоять помогает осознание цели своей жизни. Это важно для всякого, кто называет себя христианином. Давайте внимательно посмотрим на жизнь апостола Павла. Как и Его Божественный Учитель, он не знал, где главу преклонить, и душа его так же металась в предчувствии страшного конца. Не было в судьбе апостола ни покоя, ни благополучия, к которому так часто стремлюсь я. Зато была цель: во всех Своих делах он исполнял волю Спасителя и самоотверженно, бескомпромиссно служил людям. Именно поэтому в тяжкие минуты, несмотря на смертельную опасность, он не впадал в уныние, но достойно прошел Свой путь через Голгофу к Пасхе.
Поэтому и мне необходимо чёткое осознание, в чём именно заключается моё христианство. Я следую традиции Церкви для того, чтобы моя судьба складывалась благополучно? Чтобы в моей душе были мир и покой? Или я выбираю путь самоотверженного служения Богу и людям во всех своих делах вопреки желаниям своего «я»? От размышлений над этими вопросами и честного ответа на них напрямую зависит качество моего христианства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов