2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как пережить трудные периоды в своей жизни? Как не сломаться и остаться верным Богу и людям? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла к своему соратнику и другу Тимофею. Павел пишет это письмо из римской тюрьмы в ожидании смертного приговора. Видимо, слушание дела апостола уже началось. Об этом говорят его слова: «При первом моем ответе никого не было со мною». Римский суд начинался с предварительных заседаний, чтобы определить состава преступления и сформулировать обвинения против подсудимого. На этих слушаниях рядом с Павлом не было никого из близких, кто мог бы его поддержать. Это и понятно. Ведь кто захочет объявлять себя другом и соратником человека, которому за его деятельность грозит смертная казнь. А потому апостол остаётся в одиночестве. Очевидно, что это его удручает. Ему тяжко. Ему больно. Ему страшно. Однако в его словах не чувствуется безысходности. В них много надежды на Бога и радостного предчувствия.
Как ни парадоксально, но об этом красочно говорят выражения «все меня оставили», «никого не было со мною» и «дабы я избавился из львиных челюстей». Учёные и толкователи, знатоки Священного Писания, говорят, что всё это небольшие отрывки из 21-го псалма пророка и царя Давида. Важно то, что схожими выражениями молится Христос, когда висит на кресте. То есть в часы одиночества и покинутости Павел держал перед своим мысленным взором Спасителя и его страдания. Точно так же Христа оставили практически все близкие во время его Страстей. Казалось бы, очень печальная картина. Но именно ей вдохновляется апостол. Более того, она придаёт ему смелость и мужество перед лицом смерти. Павел вспоминает, что Христос не сошёл с креста и остался верен воле небесного Отца. Ведь Спаситель знал, что Его предназначение пострадать, умереть, сойти во ад и воскреснуть. Не будет Голгофы, не будет и Пасхи. Это теперь знает и Павел. Он чётко осознаёт, что всё то, что с ним происходит, имеет глубокий смысл. Как ученик своего Небесного Учителя, Он исполняет важную миссию. И Бог укрепляет его на этом пути. Как сам Павел говорит: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники».
Судьба апостола Павла — яркое свидетельство, что даже в особо тяжкие минуты, когда нет поддержки от окружающих и мы ощущаем себя в тотальном одиночестве, выстоять помогает осознание цели своей жизни. Это важно для всякого, кто называет себя христианином. Давайте внимательно посмотрим на жизнь апостола Павла. Как и Его Божественный Учитель, он не знал, где главу преклонить, и душа его так же металась в предчувствии страшного конца. Не было в судьбе апостола ни покоя, ни благополучия, к которому так часто стремлюсь я. Зато была цель: во всех Своих делах он исполнял волю Спасителя и самоотверженно, бескомпромиссно служил людям. Именно поэтому в тяжкие минуты, несмотря на смертельную опасность, он не впадал в уныние, но достойно прошел Свой путь через Голгофу к Пасхе.
Поэтому и мне необходимо чёткое осознание, в чём именно заключается моё христианство. Я следую традиции Церкви для того, чтобы моя судьба складывалась благополучно? Чтобы в моей душе были мир и покой? Или я выбираю путь самоотверженного служения Богу и людям во всех своих делах вопреки желаниям своего «я»? От размышлений над этими вопросами и честного ответа на них напрямую зависит качество моего христианства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема