2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея. В наши дни опыт ученичества есть у всех, ведь все мы учились в школе. Более того, в жизни каждого из нас был учитель, который повлиял не только на наши знания, но и на наше мировоззрение. На то, кем мы стали. Впрочем, вряд ли мы стремились походить на них во всём, во взглядах на мир, на веру, отношения с людьми... Мы брали только то, что было нам близко. В свою очередь пример Тимофея, о котором говорит апостол, очень интересен, начинает он с того, что ученик постарался воспринять его мировоззрение. Часто говорят о важности практики в христианской жизни, но без верного взгляда на вещи любая практика может совершенно исказиться. Однако, учение не стало для него одной теорией, ведь он последовал за апостолом всей своей жизнью. В синодальном переводе есть слово, которое может показаться странным. Апостол говорит, что Тимофей последовал за ним «в расположении». На самом деле слово, которое он употребляет, можно было бы перевести как «намерение». То, что можно назвать жизненной устремлённостью. Вслед за намерением, апостол говорит о вере. Если учесть, что он уже говорил об учении — это можно посчитать повторением. Разве учение и вера не одно и тоже? Ведь учение — это то, во что веришь... И всё же учение — это содержательная, смысловая сторона, а вера — это сам опыт такой жизни, в которой ты ощущаешь себя в завете, ощущаешь, что ты не оставлен и не одинок, что Бог, которого ты не видишь и не слышишь — всё равно рядом.
Учение, поведение, намерение, вера — всё это становится основой ученичества, которое проявляется в практической жизни через долготерпение, любовь, стойкость в испытаниях. Причём речь здесь идёт не просто об испытаниях, каковые могут быть очень разными, но о гонениях... и не только Тимофея, но и всех верующих. Ведь вспоминая о том, что ему пришлось пережить, апостол говорит, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Человек, настроенный скептически, спросит: как же тогда вообще хоть кого-то можно призывать верить во Христа? Можно понять, если вы зовёте людей в Церковь для того, чтобы у них всё было хорошо. «Приходите, становитесь христианами и ваши проблемы будут решены!» — такой призыв был бы вполне понятен. Однако апостол прямо говорит, что все, желающие жить благочестиво, будут гонимы... Как же можно призывать людей к тому, что навлечёт на них беду?
Кажется, всё так... Но задумаемся вот над чем. Что было бы с нашей жизнью, если бы мы всю её свели к тому, чтобы избегать трудностей? Разве не есть всё наше развитие — физическое, интеллектуальное, духовное — поход против деградации телесной, умственной и религиозной? Прекрасно зная, к чему на самом деле приводит христианская жизнь, апостол написал о гонениях, но не о крахе, не о проигрыше. Гонения — это временные трудности, в то время как результатом злой и лживой жизни оказывается заблуждение и потеря ориентиров.
Одни идут по трудному пути, но в действительности обретают себя, другие выбирают лёгкий путь, но теряют самое главное. Обращаясь к Тимофею, а вместе с ним к каждому из нас, апостол призывает не размениваться на временное и доверять Христу.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница