
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея. В наши дни опыт ученичества есть у всех, ведь все мы учились в школе. Более того, в жизни каждого из нас был учитель, который повлиял не только на наши знания, но и на наше мировоззрение. На то, кем мы стали. Впрочем, вряд ли мы стремились походить на них во всём, во взглядах на мир, на веру, отношения с людьми... Мы брали только то, что было нам близко. В свою очередь пример Тимофея, о котором говорит апостол, очень интересен, начинает он с того, что ученик постарался воспринять его мировоззрение. Часто говорят о важности практики в христианской жизни, но без верного взгляда на вещи любая практика может совершенно исказиться. Однако, учение не стало для него одной теорией, ведь он последовал за апостолом всей своей жизнью. В синодальном переводе есть слово, которое может показаться странным. Апостол говорит, что Тимофей последовал за ним «в расположении». На самом деле слово, которое он употребляет, можно было бы перевести как «намерение». То, что можно назвать жизненной устремлённостью. Вслед за намерением, апостол говорит о вере. Если учесть, что он уже говорил об учении — это можно посчитать повторением. Разве учение и вера не одно и тоже? Ведь учение — это то, во что веришь... И всё же учение — это содержательная, смысловая сторона, а вера — это сам опыт такой жизни, в которой ты ощущаешь себя в завете, ощущаешь, что ты не оставлен и не одинок, что Бог, которого ты не видишь и не слышишь — всё равно рядом.
Учение, поведение, намерение, вера — всё это становится основой ученичества, которое проявляется в практической жизни через долготерпение, любовь, стойкость в испытаниях. Причём речь здесь идёт не просто об испытаниях, каковые могут быть очень разными, но о гонениях... и не только Тимофея, но и всех верующих. Ведь вспоминая о том, что ему пришлось пережить, апостол говорит, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Человек, настроенный скептически, спросит: как же тогда вообще хоть кого-то можно призывать верить во Христа? Можно понять, если вы зовёте людей в Церковь для того, чтобы у них всё было хорошо. «Приходите, становитесь христианами и ваши проблемы будут решены!» — такой призыв был бы вполне понятен. Однако апостол прямо говорит, что все, желающие жить благочестиво, будут гонимы... Как же можно призывать людей к тому, что навлечёт на них беду?
Кажется, всё так... Но задумаемся вот над чем. Что было бы с нашей жизнью, если бы мы всю её свели к тому, чтобы избегать трудностей? Разве не есть всё наше развитие — физическое, интеллектуальное, духовное — поход против деградации телесной, умственной и религиозной? Прекрасно зная, к чему на самом деле приводит христианская жизнь, апостол написал о гонениях, но не о крахе, не о проигрыше. Гонения — это временные трудности, в то время как результатом злой и лживой жизни оказывается заблуждение и потеря ориентиров.
Одни идут по трудному пути, но в действительности обретают себя, другие выбирают лёгкий путь, но теряют самое главное. Обращаясь к Тимофею, а вместе с ним к каждому из нас, апостол призывает не размениваться на временное и доверять Христу.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.