Родиной христианства является Палестина. Именно здесь жил и проповедовал Господь Иисус Христос. И именно здесь стараниями апостолов, учеников Спасителя, возникла первая в истории община христиан. Центром общины стал Иерусалим – город страданий и воскресения Христа. С Иерусалима начинали свои миссионерские путешествия апостолы. Разойдясь по разным регионам Римской империи или преодолев ее границы, ученики Спасителя рассказывали о своем Учителе и Его подвиге всем встречавшимся на их пути людям. Находясь в дальних странах, апостолы, конечно, вспоминали о Палестине – своей физической и духовной родине. Это была не просто ностальгия, но жгучее переживание за то, в каких условиях существует Иерусалимская Церковь. На протяжении всей своей истории Церковь Палестины находилась и находится на грани исчезновения. Сегодня христиане Святой Земли живут в не всегда дружественном иудео-мусульманском окружении. Две тысячи лет назад ситуация была еще хуже. Христиане Палестины были гонимы – и со стороны Римского государства, и со стороны иудеев. Последователей Спасителя били и часто просто убивали за их веру. Хоть как-то облегчить существование христиан Святой Земли пытался апостол Павел. Путешествуя по территории Римской империи и основывая новые христианские общины, он повсеместно просил обращенных язычников по возможности жертвовать деньги на нужды гонимых христиан Палестины. Не всегда благородный призыв Павла встречал добрый отклик. К примеру, основанная им община Коринфа скупилась и не слишком желала помогать братьям по вере. В своем втором послании к христианам Коринфа апостол Павел просит их забыть про жадность и напоминает, что Бог милостив к тем, кто сам проявляется милость к людям.
Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 9.7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 9.8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9.9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 9.10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 9.11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Коринф, расположенный на перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, по преимуществу был заселен торговцами. Восстановленный в 44 году до Рождества Христова по приказу Юлия Цезаря, Коринф с его разрешения был заселен бывшими рабами-вольноотпущенниками. Те, стараясь скорее нажить побольше имущества и финансов, стали с выгодой использовать географическое положение Коринфа и сделали его крупным центром Средиземноморской торговли. После принятия христианства коринфяне не потеряли предпринимательской хватки. Подчас они забывали о том, что христианская совесть должна распространяться на все сферы жизни и полагали, что в отношении денег, собственности могут вести себя как прежде. Апостолу Павлу пришлось положить немало трудов на перевоспитание коринфян. Лично и через послания он убеждал их бороться с жадностью и напоминал, что на щедрость со стороны Бога может рассчитывать только тот, кто сам проявляется щедрость к людям. «Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», - обращается Павел к коринфянам и призывает их не сомневаться в милости Господней. Деятельность апостола все же смогла пробудить в душах христиан Коринфа неравнодушие. Коринфяне стали одними из наиболее щедрых благотворителей по отношению к христианам Палестины. Их финансовые пожертвования помогли Иерусалимской Церкви выжить в условиях непрекращавшихся гонений со стороны язычников и иудеев. Принцип, обозначенный апостолом Павлом, во втором послании к коринфянам, действует и сегодня. Тот христианин, который проявляет щедрость и неравнодушие к людям, обязательно получает вознаграждение от Бога.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема