Родиной христианства является Палестина. Именно здесь жил и проповедовал Господь Иисус Христос. И именно здесь стараниями апостолов, учеников Спасителя, возникла первая в истории община христиан. Центром общины стал Иерусалим – город страданий и воскресения Христа. С Иерусалима начинали свои миссионерские путешествия апостолы. Разойдясь по разным регионам Римской империи или преодолев ее границы, ученики Спасителя рассказывали о своем Учителе и Его подвиге всем встречавшимся на их пути людям. Находясь в дальних странах, апостолы, конечно, вспоминали о Палестине – своей физической и духовной родине. Это была не просто ностальгия, но жгучее переживание за то, в каких условиях существует Иерусалимская Церковь. На протяжении всей своей истории Церковь Палестины находилась и находится на грани исчезновения. Сегодня христиане Святой Земли живут в не всегда дружественном иудео-мусульманском окружении. Две тысячи лет назад ситуация была еще хуже. Христиане Палестины были гонимы – и со стороны Римского государства, и со стороны иудеев. Последователей Спасителя били и часто просто убивали за их веру. Хоть как-то облегчить существование христиан Святой Земли пытался апостол Павел. Путешествуя по территории Римской империи и основывая новые христианские общины, он повсеместно просил обращенных язычников по возможности жертвовать деньги на нужды гонимых христиан Палестины. Не всегда благородный призыв Павла встречал добрый отклик. К примеру, основанная им община Коринфа скупилась и не слишком желала помогать братьям по вере. В своем втором послании к христианам Коринфа апостол Павел просит их забыть про жадность и напоминает, что Бог милостив к тем, кто сам проявляется милость к людям.
Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 9.7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 9.8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9.9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 9.10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 9.11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Коринф, расположенный на перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, по преимуществу был заселен торговцами. Восстановленный в 44 году до Рождества Христова по приказу Юлия Цезаря, Коринф с его разрешения был заселен бывшими рабами-вольноотпущенниками. Те, стараясь скорее нажить побольше имущества и финансов, стали с выгодой использовать географическое положение Коринфа и сделали его крупным центром Средиземноморской торговли. После принятия христианства коринфяне не потеряли предпринимательской хватки. Подчас они забывали о том, что христианская совесть должна распространяться на все сферы жизни и полагали, что в отношении денег, собственности могут вести себя как прежде. Апостолу Павлу пришлось положить немало трудов на перевоспитание коринфян. Лично и через послания он убеждал их бороться с жадностью и напоминал, что на щедрость со стороны Бога может рассчитывать только тот, кто сам проявляется щедрость к людям. «Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», - обращается Павел к коринфянам и призывает их не сомневаться в милости Господней. Деятельность апостола все же смогла пробудить в душах христиан Коринфа неравнодушие. Коринфяне стали одними из наиболее щедрых благотворителей по отношению к христианам Палестины. Их финансовые пожертвования помогли Иерусалимской Церкви выжить в условиях непрекращавшихся гонений со стороны язычников и иудеев. Принцип, обозначенный апостолом Павлом, во втором послании к коринфянам, действует и сегодня. Тот христианин, который проявляет щедрость и неравнодушие к людям, обязательно получает вознаграждение от Бога.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема








