Родиной христианства является Палестина. Именно здесь жил и проповедовал Господь Иисус Христос. И именно здесь стараниями апостолов, учеников Спасителя, возникла первая в истории община христиан. Центром общины стал Иерусалим – город страданий и воскресения Христа. С Иерусалима начинали свои миссионерские путешествия апостолы. Разойдясь по разным регионам Римской империи или преодолев ее границы, ученики Спасителя рассказывали о своем Учителе и Его подвиге всем встречавшимся на их пути людям. Находясь в дальних странах, апостолы, конечно, вспоминали о Палестине – своей физической и духовной родине. Это была не просто ностальгия, но жгучее переживание за то, в каких условиях существует Иерусалимская Церковь. На протяжении всей своей истории Церковь Палестины находилась и находится на грани исчезновения. Сегодня христиане Святой Земли живут в не всегда дружественном иудео-мусульманском окружении. Две тысячи лет назад ситуация была еще хуже. Христиане Палестины были гонимы – и со стороны Римского государства, и со стороны иудеев. Последователей Спасителя били и часто просто убивали за их веру. Хоть как-то облегчить существование христиан Святой Земли пытался апостол Павел. Путешествуя по территории Римской империи и основывая новые христианские общины, он повсеместно просил обращенных язычников по возможности жертвовать деньги на нужды гонимых христиан Палестины. Не всегда благородный призыв Павла встречал добрый отклик. К примеру, основанная им община Коринфа скупилась и не слишком желала помогать братьям по вере. В своем втором послании к христианам Коринфа апостол Павел просит их забыть про жадность и напоминает, что Бог милостив к тем, кто сам проявляется милость к людям.
Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 9.7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 9.8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9.9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 9.10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 9.11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Коринф, расположенный на перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, по преимуществу был заселен торговцами. Восстановленный в 44 году до Рождества Христова по приказу Юлия Цезаря, Коринф с его разрешения был заселен бывшими рабами-вольноотпущенниками. Те, стараясь скорее нажить побольше имущества и финансов, стали с выгодой использовать географическое положение Коринфа и сделали его крупным центром Средиземноморской торговли. После принятия христианства коринфяне не потеряли предпринимательской хватки. Подчас они забывали о том, что христианская совесть должна распространяться на все сферы жизни и полагали, что в отношении денег, собственности могут вести себя как прежде. Апостолу Павлу пришлось положить немало трудов на перевоспитание коринфян. Лично и через послания он убеждал их бороться с жадностью и напоминал, что на щедрость со стороны Бога может рассчитывать только тот, кто сам проявляется щедрость к людям. «Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», - обращается Павел к коринфянам и призывает их не сомневаться в милости Господней. Деятельность апостола все же смогла пробудить в душах христиан Коринфа неравнодушие. Коринфяне стали одними из наиболее щедрых благотворителей по отношению к христианам Палестины. Их финансовые пожертвования помогли Иерусалимской Церкви выжить в условиях непрекращавшихся гонений со стороны язычников и иудеев. Принцип, обозначенный апостолом Павлом, во втором послании к коринфянам, действует и сегодня. Тот христианин, который проявляет щедрость и неравнодушие к людям, обязательно получает вознаграждение от Бога.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело