
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, апостол Павел, обращаясь к представителям общины города Коринф, указывает на один из важных парадоксов жизни христианина. С одной стороны, Господь дал Своим ученикам беспрецедентный дар — божественную благодать. То есть, особую силу, которая максимально приблизила Его последователей к Богу, позволила им вести высокий, Евангельский образ жизни, некоторым, творить поразительные чудеса. Однако, с другой, это дар не является гарантией того, что ученики и последователи Спасителя будут застрахованы от разного рода скорбей, болезней, притеснений, гонений и даже от насильственной смерти. Страдают, болеют и умирают даже великие святые чудотворцы, не то что простые христиане. Поэтому нашу душу и тело, в которых мы носим божественную благодать, апостол сравнивает с простым глиняным горшком, в котором, тем не менее, хранится бесценное сокровище. Как же так получилось? Неужели вместе со своим бесценным подарком Бог не мог укрепить наше человеческое тело и душу, а также избавить Своих последователей от всех неурядиц, скорбей и самой смерти? На причину того почему Бог не сделал этого сразу и указывает сегодня апостол Павел.
Есть у человека такая особенность, приписывать себе больше, чем он сделал на самом деле. Даже великие святые впадали в грех самомнения, тщеславия и самолюбования. Что говорить, именно по причине гордыни пал самый светлый и талантливый ангел. Тот, у кого не было никакого физического изъяна. А потому немощь нашего тела, его подверженность скорбям — это постоянное напоминание о том, что по своей собственной природе человечек мало на что способен. Эта словно узда, которая сдерживает наше мнение о себе. Напоминает о том, что источник всякого блага является Бог. В нем сосредоточена вся полнота жизни. Лишь Им существует человек. Лишь благодаря Его поддержке, мы может творить истинную добродетель. Поэтому и Христос в Евангелии прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего». В смысле ничего качественного, ничего по-настоящему стоящего с точки зрения Евангелия и вечности. Поэтому и святым в христианской традиции является не тот, кто усилием воли и непрестанными аскетическими упражнениями сумел взять под контроль свое тело и душу, приобщиться тайным знаниям мироздания. Христианский святой — тот, кто сумел осознать простую истину: без Бога я ничего из себя не представляю. Без него все мои начинания, как и я сам, обречены. Лишь в душу такого человека приходит божественная благодать и укрепляет его во всяком его начинании. Но есть и еще одна причина человеческой немощи. Апостол говорит, что мы «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Даже получив дар благодати, мы все еще находимся в начале пути. Наша главная задача повторить путь нашего Учителя. Все мы, пройдя через собственные скорби, немощи и страдания, как и Он должны подняться на свою личную Голгофу. Лишь приобщившись в свою меру к Его подвигу и смерти, мы приобщимся Его жизни и Его воскресению.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема